Cостояние, предупреждение и прогноз КПА - техногенных происшествий на ОПО с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения. (На примерах смертельных аварий в угольной промышленности)
одна из известных попыток определить контуры надвигающегося за индустриализмом будущего на языке опасностей. Термин "risk society" введен в оборот в 1990-е в трудах социологов Энтони Гидденса и Ульриха Бека
Авария крупная промышленная – авария (техногенное происшествие) на опасном производственном объекте с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения, и связанных с гибелью людей, причинением материального ущерба или/и вреда окружающей среде.
Такие аварии, как правило, происходили и происходят в наиболее энерговооруженных отраслях промышленности, опасные производственные объекты которых попадают в сферу государственного надзора за безопасным ведением работ.
Техногенные опасности – мрачные спутники промышленного производства: там, где обращается энергия – всегда опасно, хотя все и желают совершения только полезной работы. Уровень вызревших промышленных угроз и масштаб реализованных опасностей определяются состоянием технической культуры и указывают на промышленный статус страны. Россия оказалась в доселе неизвестной ситуации – в большой индустриальной стране резко, почти двукратно, сократилось промышленное производство, а промышленные опасности в относительном выражении выросли, особенно увеличились угрозы крупных промышленных аварий.
Уже с 80-х годов прошлого века промышленные аварии начинают доминировать среди других видов техногенных катастроф по числу пострадавших и оцененному ущербу – в начале XXI-го века на промышленные аварии приходится до 85 % пострадавших и 95 % ущерба
Опыт
крупных промышленных аварий конца XX - начала XXI вв. показал, что основная угроза от них не в масштабах абсолютных
техногенных потерь, хотя и они могут быть значительными. Любая крупная
промышленная авария – сигнал соприкосновения с пределом текущего
индустриального развития (или деградации), вызов основам индустриализма, как
доминирующей форме прогресса в высокоразвитых странах.
В классическом индустриализме и современном
гипериндустриализме «настоящим хлебом промышленности» был и остается уголь (как
когда-то на Западе, в Японии, СССР, и сегодня в США, Китае и Индии). В период
промышленной революции XVIII–XX вв. типичными
промышленными бедствиями стали аварии в шахтах и рудниках – Mine disaster [Согласно типовому определению американской Mine Safety and Health Administration (MSHA) –термин
«Mine disaster»
исторически применяется к авариям, в которых погибли 5 и более человек]
За все
Новое и Новейшее индустриальное время (нач. XVIII – нач. XXI вв.) в
мировом углепроме произошли 46 аварии с гибелью более 200 чел. Самые крупные – в оккупированной Японией Манчжурии (шахта «Honkeiko»,
1942 г.,
1549 погибших), во Франции (шахта «Courrières», 1906 г., 1090 погибших), в Японии (шахта «Mitsubishi Hojo», 1914 г., 687 погибших) и в Китае (шахта «Laobaidong», 1960 г.,
682 погибших).
В Новое и
Новейшее индустриальное время в 23 угледобывающих странах мира произошло не
менее 170 значительных угольных катастроф (с гибелью в каждой 90 и более человек). Наиболее известны масштабные смертельные угольные аварии
в Великобритании, США, Германии, Польше, Японии, Китае, Индии и Турции
Более века крупные угольные катастрофы с гибелью более 100
человек сопровождали индустриально развитые страны Европы, США и Японию,
начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленде (18.01.1835 г.,
погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской
угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г.,
погибло 114 человек).
В течение почти 140 (137) лет, начиная с первой
трети XIX века (с 1835 г. по 1972 г.) индустриально
развитые страны каждые пять лет получали 4 крупные (более 100 погибших) угольные
аварии, в каждой из которых в среднем гибло 170-220 человек. Большинство аварий
пришлось на сорокалетие с 1890 по 1930 гг.
В
исторических координатах мировой промышленной добычи ископаемого угля
отечественный углепром занимает достаточно крепкие позиции. По
продолжительности индустриальной угледобычи историческая Россия находится на
пятом месте (~120 лет) после Великобритании (~300 лет), США (~180 лет),
Германии (~150 лет) и Польши (~130 лет), а по объемам
суммарной добычи (~36,3 млрд. т) – на третьем после США (~68,6 млрд. т)
и Китая (~50,7 млрд. т).
По
удельной (к объемам подземной добычи) смертности в значительных шахтных авариях
историческая Польша и Россия демонстрируют относительно безопасный уровень
добычи за все время индустриального развития. Наиболее смертельную историю
подземной угледобычи имеют Япония, Турция и Великобритания, затем следуют
Германия, США, Китай и Индия
Трагический
смертельный след известных угольных катастроф запечатлен в памяти народов - в первую очередь западной
культуры, где количество угольных катастроф было максимальным. Большинство
угольных аварий скрыто под землей. Смерть без зрелища рождает панический страх
обывателей. Средствами массовой культуры разрабатывались и внедрялись художественные образы крупных угольных аварий с целью контроля техногенных фобий обывателей (управление риском). Под влияние виртуальности "управления риском" все чаще попадают, к сожалению, специалисты технических наук. На стражу технобезопасной добычи заступили испуганные романтики. Караул безопасности спит мертвым сном.