Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

понятие и определения [15]
общие сведения об оценке риска аварии
Риск аварии и теория вероятностей [5]
вероятностные показатели опасности аварии
Нормирование техногенного риска [28]
О нормировании, приемлемости и допустимости техногенного риска
оценка риска. ПРИМЕРЫ [6]
Примеры анализа опасностей и оценки техногеного риска
"Управлять риском" или ориентироваться в опасностях? [16]
Управление неуправляемым. (само)Обман и имитация
Качественная оценка риска [1]
О методах качественного анализа опасностей и оценки техногенного риска
Оценка риска в декларациях [3]
Анализ результатов декларирования промышленной безопасности. Раздел анализ безопасности

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 205


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Риск аварии » понятие и определения [ Добавить статью ]

Риск-ориентированное предупреждение угроз крупных промышленных аварий (1.4)

1.1. Введение в понятие о крупной промышленной аварии (КПА)

1.2. О риск-ориентированном классификаторе уровней аварийных опасностей

1.3. Состав и структура информационно-аналитической системы риск-ориентированного предупреждения угроз (крупных) промышленных аварий

1.4. Концепция системного риск-ориентированного предупреждения угроз (крупных) промышленных аварий

Концепция информационно-аналитической системы риск-ориентированного предупреждения угроз (крупных) промышленных аварий (далее – Концепция КПА) представляет собой современную систему взглядов на создание и развитие КСР-О, и её место в действующей системе обеспечения промышленной безопасности Российской Федерации.
На основе Концепции КПА надзорные службы (вкл. подведомственные организации, координационные и совещательные органы), а также организации, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности, в том числе эксплуатирующие ОПО организации, разрабатывают и согласованно реализуют средне и долгосрочные планы организационно-технических мероприятий по анализу аварийных опасностей, оценке и необходимому снижению риска крупных промышленных аварий на опасных производственных объектах ТЭК и смежных отраслей  промышленности.
Концепция КПА разработана на основе отечественного опыта обеспечения промышленной безопасности, а также лучших международных риск-ориентированных подходов и риск-информативных систем предупреждения крупных промышленных аварий. Концепция КПА учитывает внедрение перспективных разработок обеспечения промышленной безопасности, в том числе системы непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами угледобывающей промышленности и нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий.
В Концепции КПА отражены целесообразность, возможность и принципы создания КСР-О, её основные задачи, организационные основы и порядок функционирования, рассмотрены этапы создания и долгосрочного развития для решения актуальных задач выявления и предупреждения актуальных угроз крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО ТЭК и смежных отраслей промышленности.

Основные понятия, необходимые определения и сокращения для реализации концептуальных задач разрабатываемой и внедряемой КСР-О приведены в Словаре риск-ориентированного предупреждения угроз крупных промышленных аварий

 

1.4.1. Целесообразность и возможность создания информационно-аналитической системы риск-ориентированного предупреждения угроз КПА (КСР-О)

Возникновение и выявление известных и новых угроз техногенного и антропогенного характера на протяжении всей истории индустриальной культуры порождает необходимость модернизации традиционных и разработки новых средств и способов предупреждения промышленных аварий, а на современном этапе позднего индустриализма - внедрение риск-ориентированного подхода для информационно-аналитического обеспечения и повышения эффективности промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Опасности промышленных аварий и особенно возможности катастрофических последствий крупных промышленных аварий могут достаточно быстро перерастать в реальные угрозы технологической стагнации для социально-экономического развития любой индустриальной страны. Поэтому все промышленно-развитые страны создают, обслуживают и совершенствуют национальные системы обеспечения промышленной безопасности и подсистемы предупреждения угроз крупных промышленных аварий. Каждая действенная система безопасности первоначально исходит из текущих и постоянно обновляемых представлений о структуре существующих опасностей. Уже на основе имеющейся «карты опасностей» определяются возможные меры безопасности (предупреждения и/или локализации опасностей и угроз), выделяются необходимые или оптимально распределяются доступные ресурсы для сдерживания перерастания потенциала опасностей в реальность угрозы причинения масштабного и (или) непоправимого ущерба. От состояния и качества исходной «карты опасностей» (ее актуальности, масштабности, динамичности, наглядности и т.п.) во многом зависит результативность всей системы обеспечения безопасности, а также эффективность защищаемой от опасностей деятельности в целом. На этих общих закономерностях базируется и российское нормативно-правовое обеспечение промышленной безопасности, отражающее приоритетный принцип предупреждения наиболее опасных проявлений аварийности и травматизма в системе поднадзорных ОПО.

Обширные знания для предупреждения катастрофических последствий в значительной степени накапливаются из трагического опыта происшедших аварий. Помимо недопущения прошлых просчетов и ошибок, в современных условиях возрастания угроз реализации крупных промышленных аварий требуется систематизированное выявление, анализ и прогнозирование известных и новых аварийных опасностей в быстро изменяющейся промышленности, и особенно в ее базовой и наиболее опасной топливно-энергетической части.

В настоящее время актуальность вопросов предупреждения крупных промышленных аварий нарастает. В современной России эта проблема открывается в новом измерении, не свойственном высокоразвитым и развивающимся странам. Первые входят в период гипериндустриализма, когда опасные производства с возможными крупными промышленными авариями вытесняются в зону быстро растущего индустриализма (Китай, Индия, Вьетнам, Бразилия, Мексика, ЮАР и др. незападные индустриальные страны). Для современной России, прошедшей в 1990-е годы обширную деиндустриализацию, постановка и решение проблемы предупреждения крупных промышленных аварий не имеет исторических аналогов в отечественной и зарубежной практике. Современная Россия не может и не должна сбрасывать свои производственные издержки обеспечения безопасности на страны третьего мира. Наоборот, незападные промышленные страны ждут от России примеров безопасного решения кризисных вопросов современного индустриализма, в том числе и по предупреждению крупных промышленных аварий.

Российские техногенные катастрофы последних лет (Ульяновская-2007, Саяно-Шушенская-2009, Распадская-2010), обозначая провалы и упущения отечественной технической культуры в постсоветский переходный период, ставят новую общественную, научную и государственную задачу по выявлению и снижению социально-экономических угроз и техногенных опасностей крупных промышленных аварий. Успешность решения российской проблемы КПА впрямую определяет безопасность промышленного будущего современной России, а также возможные перспективы  нахождения безопасных путей выхода из кризиса для всей современной индустриальной цивилизации.

Таким образом, в современных кризисных условиях постиндустриализма проблемы обеспечения промышленной и энергетической безопасности остаются весьма актуальными, являются важной и постоянно обновляемой государственной функцией, составной частью обеспечения национальной безопасности, что зафиксировано в (ст. 71,72) Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)), федеральных законах «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 02.07.2013)) и «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (от 21.07.2011 N 256-ФЗ (ред. от 14.10.2014)), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683), Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации от 29.10.2012 г. ПР-3167) и других нормативных правовых актах.

КСР-О - необходимый инструмент устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны, промышленной, пожарной, экологической и энергетической безопасности ее ТЭК в условиях постиндустриального роста угроз КПА.

Создание и функционирование КСР-О позволит:

  • создать целостное организационное, информационное, терминологическое и методическое поле по вопросам предупреждения КПА на ОПО ТЭК;
  • сосредоточить усилия надзорных органов и эксплуатирующих ОПО организаций на совместном решении неотложных задач по снижению возможности возникновения и масштаба последствий КПА, сформировать современные нормативных требования по созданию (модернизации) различных организационных и технических (в т.ч. автоматизированных) систем и средств для решения традиционных и новых задач индустриального и риск-ориентированного контроля и надзора на ОПО;
  • разработать и внедрить современные информационно-аналитические системы контроля реальной и прогнозируемой ситуации с обеспечением промышленной безопасности на ОПО, об авариях, инцидентах и несчастных случаях на них, и угрозах КПА в системе поднадзорных объектов, в т. ч. повысить эффективность разработки и внедрения систем непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами угледобывающей промышленности и нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий;
  • организовать проведение работ по созданию методической и инструментальной основы анализа и оценки состояния противоаварийной защищенности на ОПО;
  • провести сбор, анализ и систематизацию сведений об аварийной опасности действующих производств ТЭК, а также оценку возможностей снижения риска аварий на них с учетом технологических и социально-экономических факторов;
  • сформировать современную систему научно-методического обеспечения анализа опасности возникновения (крупных) промышленных аварий на ОПО ТЭК в России, в ЕАЭС и в БРИКС.

Создание КСР-О, в развитие и на базе существующей системы обеспечения промышленной безопасности в стране потребует посильных материально-технических затрат и кадровых ресурсов, так как большинство неотложных мероприятий (разработка новой и корректировка действующей нормативной правовой и методической базы, оптимизация надзорных сил и средств, совершенствование взаимодействия государственных и коммерческих структур и т.п.) будет первоначально носить, в основном, орг.-технический характер.

 

1.4.2. Основные принципы, задачи, структура и порядок функционирования КСР-О

1.4.2.1. Постулаты, принципы и приоритеты создания и функционирования КСР-О

Исходя из сложившихся требований законодательной и нормативной правовой базы в области промышленной безопасности, а также отечественного и лучшего международного опыта обеспечения промышленной безопасности, к базовыми положениям создания и функционирования КСР-О относятся:

неустранимость энергетической составляющей потенциала опасности КПА на высокорисковых ОПО ТЭК;

несоизмеримость ценностей индивидуальной экономической свободы владельцев опасных производств и коллективно обеспечиваемой промышленной безопасности ОПО;

неотложность разработки и проведения безопасной технологической модернизации ОПО ТЭК;

планирование и осуществление мероприятий по предупреждению промышленных аварий проводятся с учётом реалий и оценкой перспектив культурно-исторических, социально-экономических, организационно-технических особенностей отраслей отечественной промышленности для недопущения безнадзорного или латентного вызревания угроз возникновения масштабных последствий КПА;

объём и содержание мероприятий по прогнозированию угроз реализации аварийных опасностей и предупреждению возникновения крупных промышленных аварий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, привлечения смежных и(или) создания новых структур для надлежащего исполнения предупредительных функций системы промышленной безопасности;

территориально-производственное построение системы КСР-О;

максимально доступное, открытое и широкое ознакомление рискующих с установлением допустимых уровней риска аварий и их обоснованием как границы перехода «опасность-угроза» на основе данных о фоновых и сведений о приемлемых уровнях аварийной опасности, по отраслям и классам опасности;

необходимость динамического категорирования ОПО по уровню (степени) риска аварии в процессе его эксплуатации с корректировкой класса опасности;

структурно-функциональная подготовка ОПО ТЭК к осуществлению средне и долгосрочных организационно-технических мероприятий по предупреждению возникновения угроз КПА;

приоритет повышения эффекта противоаварийной защищенности от крупных аварий и эффективности обеспечения промышленной безопасности в подсистеме поднадзорных ОПО в целом по сравнению со снижением частных параметров аварийности и травматизма на отдельных ОПО;

приоритет использования относительных показателей для оценки эффективности предупреждения и абсолютных показателей для оценки эффекта возможной реализации КПА: а) относительное снижение удельной доли числа и тяжести КПА в общем числе зарегистрированных аварий и инцидентов; б) абсолютная тяжесть единовременных потерь при возможных крупных авариях в системе поднадзорных опасных производств.

интеграция с международными и иностранными системами прогнозирования и предупреждения крупных аварий в промышленности и энергетике.

 

1.4.2.2. Основные тактические и стратегические задачи КСР-О

Учитывая предназначение КСР-О, её основными функциональными задачами, определяемыми проблемой предупреждения в первую очередь крупных промышленных аварий, должны быть:

а) представление в установленном порядке лицам, принимающим решения, персоналу опасных производственных объектов и иным лицам, заинтересованным в сохранении состояния защищенности от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий:

объективных риск-информативных сведений об актуальных опасностях (в том числе крупных промышленных) аварий как на отдельных опасных производственных объектах, так и для их совокупностей и подсистем (отраслевых, региональных, имущественных),

данных о степени аварийной опасности (степени риска аварии) различных участков и составляющих ОПО, о потенциале снижения защищенности от аварий на отдельном ОПО и в системе опасных производств в целом

перспективных вариантов тактических и стратегических (на среднесрочный период и долгосрочную перспективу) мер, рекомендаций и проектов решений по непревышению допустимого уровня и по обоснованному снижению риска крупных промышленных аварий на опасном производственном объекте и в целом в системе объектов ТЭК и смежных отраслей промышленности;

б) информационно-аналитическое обеспечение постановки и разработки способов решения актуальных вопросов обеспечения противоаварийной защищенности ОПО и рискующих сфере:

повышения эффективности государственного надзора и контроля в области промышленной безопасности в отношении высокорисковых ОПО,

разработки и реализации методических, технических и правовых норм по предупреждению угроз КПА с использованием риск-информативных методов исследования аварийных опасностей,

предупреждения критичных инцидентов и эскалационных аварий, повышения устойчивости технологических процессов на высокорисковых ОПО,

обучения персонала ОПО и информирования населения в области защищенности от неадекватного информационного воздействия медийных образов угроз КПА (противодействие дезинформации «управления рисками» в части конструирования и распространения сведений, неадекватных реальной аварийной опасности),

приоритетного планирования, подготовки, выделения и использования необходимых научных, социально-экономических и материально-технических ресурсов для предупреждения КПА на высокорисковых ОПО;

в) прогнозирование возможности возникновения и степени тяжести КПА в системе поднадзорных ОПО, оценка изменения вклада риск аварий от них;

г) международное сотрудничество в области предупреждения крупных аварий в промышленности и энергетике;

д) иная деятельность, необходимая для решения задач обеспечения промышленной безопасности высокорисковых опасных производственных объектов, включая планирование и организацию проведения соответствующих упреждающих организационно-технических мероприятий на основе обоснованных результатов проводимых научных исследований в данной сфере.

 

1.4.2.3. Организационные основы, структура и состав КСР-О

КСР-О объединяет органы управления, силы и средства надзорных и контрольных органов, организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты, научных и экспертных организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в полномочия и сферу деятельности которых входит постановка проблем и решение вопросов по предупреждению промышленных аварий на ОПО-ТЭК и в системе поднадзорных ОПО.

Рис.2. Схема основных структурных элементов и связей комплексной системы выявления, анализа и прогнозирования опасностей промышленных аварий, оценки риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах

Основу структуры КСР-О составляют следующие ключевые взаимосвязанные элементы и подсистемы (Рис. 2):

блок сбора сведений об опасностях аварий в системе опасных производств, основанный на анализе данных декларирования промышленной безопасности высокорисковых ОПО, а также сведений мониторинговой системы дистанционного надзора за ОПО угледобычи и НГК;

подсистема анализа опасностей и оценки риска аварий (анализа риска аварии), включающая модули формирования специальных исходных данных и методического обеспечения анализа риска КПА;

классификатор опасностей промышленных аварий;

подсистема формирования и актуализации динамического перечня ОПО с высоким и чрезвычайно высоким риском возникновения КПА;

актуализируемая динамическая карта опасностей и угроз аварий в системе поднадзорных ОПО («карта опасностей»);

модуль прогноза КПА в системе поднадзорных ОПО, позволяющий выявлять на «карте опасностей» проблемные ОПО с предаварийным состоянием;

«дорожная карта» риск-ориентированного надзора, включающая модуль разработки адресных мер предупреждения КПА на высокорисковых ОПО.

Все элементы и подсистемы связываются в целостную структуру КСР-О функциональным взаимодействием (информационным, организационно-техническим, финансово-экономическим, производственным, надзорным, научно-исследовательским и др.) с учетом территориально-производственного и отраслевого принципа для формирования совместимых слоев динамической карты опасностей и угроз аварий в системе ОПО ТЭК.

Первоначальное взаимодействие и информационное обеспечение в КСР-О осуществляется с использованием Комплексной системы информатизации Ростехнадзора (далее – КСИ) и системы непрерывного дистанционного мониторинга высокоопасных производственных объектов с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий.

 

1.4.2.4. Критерии и порядок классификации аварийной опасности объектов топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности

Классификация аварийной опасности проводится в КСР-О с целью выявления в системе поднадзорных ОПО наиболее высокорисковых объектов, территорий и отраслей для необходимой разработки и оптимизации адресных мер предупреждения аварий и парирования угроз крупных промышленных аварий на них в рамках создаваемой КСР-О.

Функционал КСР-О должен позволять динамически категорировать ОПО по степени риска аварий и масштабу последствий от них для расширения особенностей и уточнения градаций действующего подразделения ОПО по четырем классам опасности. Класс опасности ОПО устанавливается изначально при регистрации ОПО, а степень риска аварии на ОПО может динамически меняться при эксплуатации ОПО, что должно отражаться в соответствующих подсистемах КСР-О. Целесообразно в КСР-О установить следующие (сравнительные) степени риска аварий для ОПО (категории опасности ОПО по степени риска аварии): чрезвычайно высокий риск аварии, высокий риск аварии,  средний риск аварии, низкий риск аварии.

Классификация аварийной опасности объектов топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности, основанная на расчетах риска их эксплуатации и учитывающая масштабы последствий аварии проводится с использованием следующих показателей опасности аварии (показателей риска):

возможное наличие третьих лиц в зонах смертельного поражения при наиболее опасном по последствиям сценарии аварии (при максимальной гипотетически возможной аварии);

возможное число человек, у которых будут нарушены условия жизнедеятельности при максимальной гипотетически возможной аварии;

возможное число погибших при максимальной гипотетически возможной аварии (в том числе и при нарушении условий жизнедеятельности);

условная вероятность возникновения эскалации аварии;

кратность превышения индивидуального риска гибели персонала от аварий по сравнению со среднеотраслевым уровнем;

условная вероятность гибели при аварии более 10-ти третьих лиц;

возможный аварийный разлив нефти и нефтепродуктов;

возможный материальный ущерб при максимальной гипотетически аварии.

Разработанные критерии категорирования приведены выше в подразделе 1.2.

 

1.4.2.5. Порядок функционирования КСР-О

В рамках подсистемы «дорожная карта» (Рис. 2) в зависимости от обстановки, характера и масштаба реальной аварийной опасности и прогнозируемой угрозы КПА в системе ОПО могут устанавливаться следующие режимы функционирования КСР-О:

режим проектной опасной деятельности (зеленая «карта опасностей») – исполнение плановых функций по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности;

режим повышенной аварийной опасности (оранжевая «карта опасностей») – исполнение функций по внеплановому контролю и надзору в сфере промышленной безопасности на высокорисковых ОПО;

режим угрозы КПА (красная «карта опасностей») – перевод органов управления, сил и средств функциональной подсистемы контроля за химически опасными и взрывопожароопасными объектами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в режим повышенной готовности к оперативно-тактической локализации последствий реализации угрозы крупной аварии на конкретном поднадзорном ОПО.

 

1.4.3. Этапы создания и развития КСР-О

Создание и развитие КСР-О осуществляется поэтапно путём интеграции КСР-О и действующей системы обеспечения промышленной безопасности страны без снижения их функциональности, с заблаговременной разработкой и принятием законодательных и нормативных правовых актов, определяющих эту интеграцию и функционирование элементов новой подсистемы и системы в целом, а затем и развития созданной КСР-О.

Создание и развитие КСР-О осуществляется в три этапа. На первом этапе:

1) разрабатываются и согласовываются проекты основных законодательных и нормативных правовых актов создания и функционирования КСР-О;

2) создается и начинает внедряться подсистема сбора, подготовки и предварительного анализа первичных данных, необходимых для формирования «карты опасностей аварий» поднадзорных ОПО, в т.ч. разрабатываются проекты:

аналитического модуля подсистемы «Аварийность и травматизм» КСИ для формализованного сбора сведений об опасностях аварий на ОПО, пригодных в качестве исходных данных для проведения автоматизированного анализа опасностей крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО;

информационной подсистемы КСИ, формализующей имеющиеся на ОПО данные декларирования промышленной безопасности для автоматизированной классификации опасности аварий в системе поднадзорных ОПО ТЭК;

информационная система непрерывного дистанционного надзора за высокоопасными объектами нефтегазового комплекса.

На втором этапе:

1) создается и внедряется ключевая информационно-аналитическая подсистема КСР-О - динамическая «карта опасностей аварий» поднадзорных производственных объектов, в т.ч. разрабатываются:

концепция «карты опасностей аварий» поднадзорных производственных объектов на основе современных геоинформационных технологий;

перечень основных показателей опасности аварий (показателей риска), необходимых и достаточных для ранжирования измеряемых опасностей аварий (в т.ч. крупных), и соответствующих отраслевой специфике ОПО ТЭК и смежных отраслей промышленности (в форме проектов руководств по безопасности);

методическое обеспечение оценки показателей риска крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО ТЭК и смежных отраслей промышленности (в форме проектов руководств по безопасности);

типовые формы представления, состава и структуры показателей риска аварии в виде «карты опасностей аварий» поднадзорных ОПО ТЭК и смежных отраслей промышленности (в форме проектов руководств по безопасности);

2) в действующую систему обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации, в том числе в систему непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий, интегрируются разработанные на первых и вторых этапах элементы и подсистемы КСР-О, и создаётся опытная система мониторинга и анализа опасностей аварий, оценки угроз крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО ТЭК, включая формирование перечня и мониторинг состояния безопасности опасных производственных объектов с чрезвычайно высоким уровнем риска аварий.

На третьем этапе:

1) формируются и обосновываются проекты «дорожных карт» риск-ориентированного надзора по предупреждению крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО ТЭК, в т.ч. разрабатываются:

методическое обеспечение установления рекомендуемых допустимых уровней риска аварий на опасных производственных объектах и уровней недопустимых угроз крупных промышленных аварий в системе ОПО ТЭК,

методическое обеспечение разработки мер предупреждения крупных промышленных аварий на высокоопасных производственных объектах, включая методические подходы снижения риска аварии и разработки компенсирующих мероприятий при обосновании безопасности ОПО,

модуль прогнозирования крупных промышленных аварий с использованием результатов анализа актуальных данных «карты опасностей аварий» поднадзорных ОПО ТЭК;

2) в действующую систему обеспечения промышленной безопасности, в том числе в систему непрерывного дистанционного надзора за опасными объектами нефтегазового комплекса с применением современных средств информационно-коммуникационных технологий, интегрируются все разработанные элементы и подсистемы КСР-О и создаётся единая система мониторинга и анализа опасностей аварий на ОПО ТЭК и угроз крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО, включающая «карту опасностей аварий», динамический  перечень опасных ОПО с чрезвычайно высоким и высоким уровнем риска аварий, мониторинг состояния безопасности, прогнозирование и предупреждение возникновения угроз крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО ТЭК.

Все этапы и подэтапы требуют необходимой научно-технической поддержки и методического обеспечения обоснованными результатами соответствующих законченных НИР и (или) НИОКР.

***

Практические результаты теоретических исследований причин и последствий российских и зарубежных КПА формализованы в разработанную долгосрочную концепцию поэтапного создания, обслуживания и развития информационно-аналитической системы риск-ориентированного предупреждения угроз крупных промышленных аварий, по результатам разработки и внедрения функциональных элементов которой могут быть выделены следующие ключевые положения:

  1. Безопасное производство и безопасный труд в промышленности, как важнейшие цивилизационные ценности индустриальной России, требуют специального научно-технического и социально-экономического обслуживания в кризисе индустриализма, - традиционные способы требуют дополнения и модернизации постиндустриальными риск-ориентированными подходами, особенно в предупреждении угроз крупных промышленных аварий;
  2. К крупным аварийным угрозам в системе поднадзорных опасных производств топливно-энергетического комплекса России целесообразно относить возможные аварии с числом погибших от 10 до 50 чел., пострадавших – от 300 до 1500 чел.; с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов от 700 до 3000 т; с материальным  ущербом от 0,1 до 1 млрд руб. Более тяжелые аварии относятся к особо крупным (промышленные катастрофы);
  3. В современных кризисных условиях постиндустриализма повышается критичность и актуальность проблемы обеспечения промышленной и энергетической безопасности ОПО ТЭК и смежных отраслей промышленности, а ее решение остается важной государственной функцией, составной частью обеспечения национальной безопасности промышленно-развитой страны. Информационно-аналитическая система предупреждения КПА на базе риск-ориентированной «карты опасностей» в системе поднадзорных ОПО ТЭК - необходимый инструмент устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны, промышленной и энергетической безопасности ее топливно-энергетического комплекса, проведения технологической модернизации в промышленности;
  4. Модернизированная система обеспечения промышленной безопасности должна базироваться на актуальных данных о структуре существующих аварийных опасностей и угроз КПА, не столько на отдельном ОПО, сколько в системе поднадзорных ОПО в целом. Требуется внедрение динамического категорирования ОПО по уровню (степени) риска аварии в процессе эксплуатации в дополнение к предрегистрационному присвоения класса опасности производственному объекту;
  5. Для предупреждения КПА более важно отслеживать не сам факт проявления угрозы, а приближение состояния ОПО к переходному моменту вызревания реальных угроз из многочисленных предаварийных опасных инцидентов. Постиндустриальный риск-ориентированый анализ должен фокусироваться на исследовании состояний перехода опасности аварии в угрозу КПА. Основная функциональная задача в сфере обеспечения промышленной безопасности – формулировать и ставить запреты (законодательные, технологические, экономические, социальные и др.) на перерастание опасности производственных объектов в угрозу возникновения промышленных аварий, в первую очередь – крупных.

Методические подходы представленой концепции КСР-О частично использованы в одобренной Ростехнадзором 31.12.2014 г. Концепции (состава и структуры) комплексной системы прогнозирования, выявления, анализа и оценки рисков аварий на объектах топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности [Отчет о НИР на тему: «Разработка концепции (состава и структуры) комплексной системы выявления, анализа и прогнозирования опасностей промышленных аварий, оценки риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе на объектах ТЭК и смежных отраслей промышленности» (Государственный контракт № 32-ГК/2014 от 27.06.2014 г.). М.: ЗАО НТЦ ПБ. – 2014].



Источник:
Категория: понятие и определения | Добавил: safety (18.04.2017) | Автор: КСР-О
Просмотров: 1302 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]