Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

понятие и определения [15]
общие сведения об оценке риска аварии
Риск аварии и теория вероятностей [5]
вероятностные показатели опасности аварии
Нормирование техногенного риска [28]
О нормировании, приемлемости и допустимости техногенного риска
оценка риска. ПРИМЕРЫ [6]
Примеры анализа опасностей и оценки техногеного риска
"Управлять риском" или ориентироваться в опасностях? [16]
Управление неуправляемым. (само)Обман и имитация
Качественная оценка риска [1]
О методах качественного анализа опасностей и оценки техногенного риска
Оценка риска в декларациях [3]
Анализ результатов декларирования промышленной безопасности. Раздел анализ безопасности

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 47


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Риск аварии » понятие и определения [ Добавить статью ]

Риск-ориентированное предупреждение угроз крупных промышленных аварий (1.2)

1.1. Введение в понятие о крупной промышленной аварии (КПА)

1.2. О риск-ориентированном классификаторе уровней аварийных опасностей

Технико-социальные системы обеспечения безопасности создаются, обслуживаются или совершенствуются, только если обнаруженные осознанные и воспринятые опасности превышают определенные пороговые значения, приближаются или выходят за привычные уровни угроз. Освоенные реперные уровни угроз, на которые «настраиваются» действующие системы обеспечения безопасности, в разных индустриальных странах формируются исторически на своем и освоенном чужом опыте столкновения с техногенными опасностями. В кризисе индустриализма существенно изменяющиеся опасности требуют более гибких защитно-упреждающих ответов в модернизированных системах обеспечения безопасности. Для риск-ориентированных подходов необходимы адекватные ориентиры актуальных уровней для возможных и будущих опасностей промышленных аварий, в том числе крупных аварий в ТЭК.

В большинстве пересматриваемых и действующих федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности уже в той или иной степени предполагается применение риск-ориентированного подхода для прогнозирования, выявления и анализа опасностей и угроз аварий на опасных производственных объектах ТЭК и смежных отраслей промышленности. Первоначальным и подготовительным этапом такого подхода выступает предварительная классификация опасностей промышленных аварий.

Для разработки классификатора аварийных опасностей проведен анализ существующих формализованных способов классификации техногенных опасностей, применяемых в российском законодательстве (полный обзор в [Отчет о НИР на тему: «Разработка концепции (состава и структуры) комплексной системы выявления, анализа и прогнозирования опасностей промышленных аварий, оценки риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах, в том числе на объектах ТЭК и смежных отраслей промышленности» (Государственный контракт № 32-ГК/2014 от 27.06.2014 г.). М.: ЗАО НТЦ ПБ. – 2014.]).

Проведенный анализ состояния действующей нормативной правовой базы в области анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО ТЭК и в смежных отраслях промышленности, а также существующих законодательных подходов классификации опасных производственных объектов по степени аварийной опасности показал:

  • в последние десятилетия в российском законодательстве достаточно активно развиваются различные процедуры категорирования техногенных опасностей производственных объектов промышленности, энергетики и транспорта, – как правило, по линии ответственности и в соответствии с полномочиями Минэнерго России, МЧС России и Ростехнадзора;
  • значительную социальную напряженность вызывают происшедшие и возможные техногенные чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах топливно-энергетического комплекса и смежных отраслей промышленности, на объектах теплоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства, на общественном транспорте;
  • в контексте специфики восприятия аварийной опасности, радиоактивная опасность объектов использования атомной энергии рассматривается принципиально отдельно от аварийной опасности объектов ТЭК;
  • аварийные опасности объектов (тепло- и гидро-) электроэнергетики, а также гидродинамические опасности ГТС и опасности нарушения теплоснабжения существенно отличаются по причинам и поражающим факторам, рассматриваются, анализируются и учитываются отдельно от опасностей аварий объектов добычи, транспортировки, хранения, переработки и распределения углеводородного сырья и топлив;
  • категорирование аварийной опасности объектов промышленности, энергетики транспорта условно разделяется на два типа: (1) по характерному потенциалу аварийного энергозапаса источников опасности на объекте и/или (2) по размеру и масштабности возможного ущерба при возникновении аварии;
  • наиболее общее категорирование опасных объектов по последствиям содержится в законодательстве об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и в законодательстве о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • для всестороннего категорирования аварийной опасности объектов ТЭК необходима разработка показателей характеризующих возможность возникновения, развития и локализации промышленных аварий, а также специфику массового (обыденного) восприятия фактов и последствий крупных промышленных аварий (например, с использованием методических подходов  устанавления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области обеспечения транспортной безопасности);
  • действующая нормативная правовая база в области анализа опасностей и оценки риска аварий на ОПО ТЭК в последние десять лет  претерпевает существенные изменения в части поэтапного внедрения современных риск-ориентированных подходов для обеспечения промышленной безопасности; во многом сохраняется законодательное укрепление традиционных способов установления и исполнения проверенных практикой предупреждения аварий норм и правил промышленной безопасности.

В связи с возрастанием опасностей крупных промышленных аварий, связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и нефтепродуктов, угля и природного газа, необходимо дальнейшее совершенствование действующей системы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, особенно в части разработки новых первичных риск-ориентированных элементов оценки аварийных опасностей и прогнозирования перерастания их в угрозы крупных промышленных аварий. Для решения этой задачи первоначально необходима разработка классификатора опасностей промышленных аварий на объектах ТЭК и смежных отраслей промышленности, основанного на оценках аварийного риска их эксплуатации и учитывающего масштабы последствий аварий. Классификатор необходим для включения его в разрабатываемую комплексную систему риск-ориентированного предупреждения угроз крупных промышленных аварий. Такой классификатор должен обязательно использовать общепринятые показатели аварийной опасности и критерии отнесения возможной аварии к крупной промышленной аварии.

Отечественные риск-ориентированные подходы и критерии классификации опасных производственных объектов по степени аварийной опасности должны разрабатываться с учетом состояния и перспектив развития российского методического обеспечения анализа опасностей и оценки техногенного риска.

Разработанные риск-ориентированные принципы классификации опасных производств по степени изменения показателей аварийной опасности детализированы и предметно использованы при модернизации методических основ анализа опасностей и оценки риска промышленных аварий и в создании концепции комплексной системы риск-ориентированного предупреждения угроз (крупных) промышленных аварий (КСР-О).

Для установления степени опасности производственного объекта ТЭК по уровню риска аварии требуется сравнение рассчитанных для ОПО значений риска аварии с соответствующими критериями классификации аварийной опасности. Для выявления наиболее опасных составляющих на ОПО проводится их ранжирование в порядке возрастания значений оценок показателей их аварийной опасности.

Порядок и основные способы установления степени опасности аварий на ОПО, ранжирования составных элементов ОПО по степени опасности и определения наиболее опасных составных элементов ОПО, сравнения рассчитанных значений риска аварии с соответствующим допустимым или фоновым уровнем, а также использования результатов анализа риска для обоснования безопасности ОПО регламентируются нижеследующими разработанными методическими положениями.

К основным способам установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее опасных составных элементов ОПО относятся:

  •  ранжирование составных элементов ОПО по степени опасности;
  •  сравнение рассчитанных значений риска аварии с соответствующим:

допустимым уровнем риска аварии, установленным в нормативных документах;

требуемым уровнем риска аварии, обоснованным на этапе планирования и организации анализа риска аварий;

фоновым риском аварии для внешнего окружения ОПО и/или с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;

фоновым среднеотраслевым риском аварии для аналогичных ОПО или составных элементов ОПО.

Ранжирование участков линейных ОПО и составных элементов площадочных ОПО по основным опасностям аварий осуществляется для однотипных участков и составляющих ОПО по характерным для них показателям опасностей, измеряемых риском аварии (далее – показатели риска аварии).

Результаты ранжирования для участков линейных ОПО представляются в форме графиков распределения характерных показателей риска аварии по трассе линейного ОПО, а для составных элементов площадочных ОПО – в виде таблицы с полным перечнем рассмотренных составляющих, сгруппированных по типам (насосное оборудование, резервуары и иное емкостное оборудование, технологические трубопроводы опасных веществ), и указанием рассчитанных показателей риска аварии в порядке убывания средней массы утечки опасного вещества при наиболее опасном сценарии аварии. Отдельно отмечаются участки и составляющие, имеющие максимальные значения по другим показателям.

На основе ранжирования участков и составляющих ОПО по рассчитанным количественным показателям риска аварии устанавливают степень опасности участков и составных элементов ОПО относительным сравнением с фоновым (среднестатистическим) уровнем риска аварии по следующим степеням: «Малая»; «Средняя»; «Высокая»; «Чрезвычайно высокая».

Для участков линейных ОПО степень опасности аварий определяется различием между рассчитанным для участка значением показателя риска аварии и фоновым (среднестатистическим) уровнем риска аварии за последние 5 лет (R5лет) по предложенным распределительным критериям, приведенным в Табл. 1.

Табл.1. Критерии степени опасности аварий на участках линейных ОПО по сравнению со среднестатистическим (фоновым) уровнем риска аварии за последние 5 лет (R5лет)

Сравнительная степень опасности аварии на участке линейного ОПО

Значение рассчитанного показателя риска аварии R

«Малая»

Менее 0,5 ∙ R5лет

«Средняя»

(0,5-5,0) ∙ R5лет

«Высокая»

(5-50) ∙ R5лет

«Чрезвычайно высокая»

Более 50 ∙ R5лет

 

Разработанные критерии учитывают характерное ассимитричное распределение «с тяжелыми хвостами» для исследуемой случайной величины ущербов от промышленных аварий [12].

Фоновый (среднестатистический) уровень риска аварии для линейного ОПО R5лет определяется при необходимости на этапе планирования и организации анализа опасности как среднегодовое значение показателя риска аварии за последний пятилетний период рассмотрения на анализируемых или аналогичных участках линейного ОПО.

 

Типовые примеры определения критериев степени опасности участков линейной части магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (ЛЧ МН и МНПП), где в качестве показателей опасности использованы удельные ожидаемые потери нефти, нефтепродукта и экологический ущерб от аварий за год, приведены в Табл. 2, Табл. 3.

При отсутствии достоверных сведений о среднестатистическом (фоновом) уровне риска аварии для какого-либо показателя риска аварии на линейном ОПО критерии степени опасности устанавливаются, исходя из значений данного показателя, рассчитанных для участков всей трассы на этапе количественной оценка риска аварии на линейном ОПО. Для этого полный интервал изменения показателя риска {Rmin, Rmax} разделяют по критериям степени опасности на линейном ОПО, приведенным в Табл. 4.

Табл.2. Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МН

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МН

Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МН

Удельные ожидаемые потери нефти при аварии Rm1000, т/(1000 км∙год)

Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии RЭ1000, млн руб./(1000 км∙год)

«Малая»

Менее 5

Менее 2

«Средняя»

От 5 до 50

От 2 до 20

«Высокая»

От 50 до 500

От 20 до 200

«Чрезвычайно высокая»

Более 500

Более 200

 

Табл.3. Типовые показатели с критериями опасности аварий на ЛЧ МНПП

Сравнительная степень опасности аварии на участке ЛЧ МНПП

Типовые показатели риска аварии на ЛЧ МНПП

Удельные ожидаемые потери нефтепродукта при аварии Rm1000, т/(1000 км∙год)

Удельный ожидаемый экологический ущерб от аварии RЭ1000, млн руб./(1000 км∙год)

«Малая»

Менее 4

Менее 1

«Средняя»

От 4 до 40

От 1 до 10

«Высокая»

От 40 до 400

От 10 до 100

«Чрезвычайно высокая»

Более 400

Более 100

 

Табл.4. Критерии степени опасности аварий на участках линейного ОПО по сравнению с интервалом изменения рассчитанного показателя риска аварии {Rmin, Rmax}

Сравнительная степень опасности аварии на участке линейного ОПО

Значение рассчитанного показателя риска аварии R

«Малая»

Менее Rmin + 0,3∙ (Rmax - Rmin)

«Средняя»

Rmin + (0,3 ÷ 0,8)∙ (Rmax - Rmin)

«Высокая»

Rmin + (0,8 ÷ 0,97)∙ (Rmax - Rmin)

«Чрезвычайно высокая»

Более Rmin + 0,97∙ (Rmax - Rmin)

 

Для площадочных ОПО и их составных элементов степень опасности аварий определяется в первую очередь показателем максимально возможного количества потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии (в т.ч. смертельно травмированных), по критериям, приведенным в Табл. 5.

Критерии степени опасности аварий, приведенные в Табл. 5 целесообразно применять так же для линейных ОПО и их участков.

Табл.5. Критерии степени опасности аварий на площадочных (составляющих площадочных) ОПО

Сравнительная степень опасности аварии на площадочном (составляющей) ОПО

Максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на площадочном объекте или составляющей ОПО

всего потерпевших

в т.ч. смертельно травмированных

«Малая»

Менее 10

Менее 3

«Средняя»

10-74

3-9

«Высокая»

75-300

10-30

«Чрезвычайно высокая»

Более 300

Более 30

Для сопоставительной оценки степени опасности разливов нефти и нефтепродуктов в водные объекты при авариях на ОПО используются данные международной статистики по аварийным разливам при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами (составлено автором на основе данных «The International Tanker Owners Pollution Federation») –Табл. 6.

Табл. 6. Сопоставительные критерии степени опасности аварий при перевозках нефти и нефтепродуктов танкерами

Сопоставительная степень опасности аварии при перевозке нефти, нефтепродуктов танкерами

Средняя масса потерь нефти, нефтепродуктов, т

при наиболее опасном сценарии аварии

при наиболее вероятном сценарии аварии

«Малая»

Менее 350

Менее 7

«Средняя»

От 350 до 3500

От 7 до 70

«Высокая»

От 3500 до 35 000

От 70 до 700

«Чрезвычайно высокая»

Более 35 000

Более 700

 

При наличии установленных нормативными документами значений допустимого риска аварии, на основе ранжирования участков и составных элементов ОПО по рассчитанным количественным показателям риска аварии, определяются недопустимо опасные участки и составные элементы линейных и площадочных ОПО, дальнейшая эксплуатация которых переводит возможную опасность в реальную угрозу возникновения аварии. Недопустимая опасность участков и составных элементов линейных и площадочных ОПО определяется превышением рассчитанных значений показателей риска аварии над установленным значением допустимого риска аварии.

Аналогичное сравнение может проводиться и с требуемым уровнем опасности, который обосновывается на этапе планирования анализа опасностей отдельно для различных классов опасности ОПО и с учетом критериев степени опасности составных элементов ОПО, уровней допустимого и фонового риска.

Для установления в целом для ОПО категории его опасности по уровню риска аварии проводится сравнение рассчитанных для ОПО показателей риска аварии с критериями категорирования аварийной опасности (Табл. 7).

При этом верхние значения диапазонов показателей опасности аварий ОПО с высоким риском аварии характеризуют возможность возникновения на ОПО крупных промышленных аварий, и особо крупных аварий – на ОПО с чрезвычайно высоким риском аварии.

Определение категории аварийной опасности ОПО по уровню риска аварии и масштабу возможных аварийных последствий производится с использованием упорядоченного набора типовых показателей опасности аварии и КПА (Табл. 7).

Для определения категории опасности ОПО по уровню риска аварии и (или) масштабу возможных аварийных последствий, необходимо:

- последовательно сравнить оцененные при анализе риска для ОПО показатели аварийной опасности с разработанными критериями из Табл. 7;

- допускается установление и уточнение категории опасности ОПО по уровню риска аварии и (или) масштабу возможных аварийных последствий с использованием неполного набора показателей аварийной опасности, если хотя бы по одному из приоритетных показателей опасности установлен (уточнен) чрезвычайно высокий риск аварии, или если очевидно дальнейшее неужесточение опасности ОПО по уровню риска аварии и (или) масштабу последствий.

Установление степени опасности аварий на ОПО и определение наиболее опасных составных элементов ОПО необходимы для разработки обоснованных рекомендаций по снижению риска аварии на ОПО, особенно в части предупреждения крупных промышленных аварий.

Табл.7. Показатели и критерии категорирования аварийной опасности производственных объектов

Проведенный анализ существующих формализованных способов классификации техногенных опасностей, применяемых в российском законодательстве, а также данные о крупных промышленных авариях на опасных производственных объектах  угледобывающей и нефтегазовой промышленности  в 2000-2010-х гг. позволяет определить нижеследующие ориентировочные критерии категорирования угроз российских промышленных аварий.

К крупным аварийным угрозам в системе поднадзорных опасных производств топливно-энергетического комплекса России целесообразно относить возможные аварии с:

  • числом погибших более 10 чел.;
  • числом пострадавших более 300 чел.;
  • аварийным разливом нефти и нефтепродуктов более 700 т;
  • материальным  ущербом более 100 млн руб.

Как особо крупные угрозы индустриальных систем ОПО ТЭК следует рассматривать возможные промышленные аварии:

  • с числом погибших более 50 чел;
  • с числом пострадавших свыше 1500 чел.;
  • с аварийным разливом нефти и нефтепродуктов более 3000 т;
  • с материальным  ущербом более 1 млрд руб.

См. также на Рискпром.рф:

Аварийность на российских магистральных трубопроводах (нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, газопроводы) в 1990-2014 гг.

Об установлении допустимого риска аварии в обосновании безопасности ОПО НГК для оценки достаточности компенсирующих мер

О фоновой аварийности на опасных производственных объектах России в XXI в.



Источник:
Категория: понятие и определения | Добавил: safety (18.04.2017) | Автор: КСР-О
Просмотров: 1439 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]