Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

понятие и определения [15]
общие сведения об оценке риска аварии
Риск аварии и теория вероятностей [5]
вероятностные показатели опасности аварии
Нормирование техногенного риска [28]
О нормировании, приемлемости и допустимости техногенного риска
оценка риска. ПРИМЕРЫ [6]
Примеры анализа опасностей и оценки техногеного риска
"Управлять риском" или ориентироваться в опасностях? [16]
Управление неуправляемым. (само)Обман и имитация
Качественная оценка риска [1]
О методах качественного анализа опасностей и оценки техногенного риска
Оценка риска в декларациях [3]
Анализ результатов декларирования промышленной безопасности. Раздел анализ безопасности

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 307


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Риск аварии » понятие и определения [ Добавить статью ]

Риск-ориентированное предупреждение угроз крупных промышленных аварий (1.3)

1.1. Введение в понятие о крупной промышленной аварии (КПА)

1.2. О риск-ориентированном классификаторе уровней аварийных опасностей

1.3. Состав и структура информационно-аналитической системы риск-ориентированного предупреждения угроз (крупных) промышленных аварий

Предупреждение крупных промышленных аварий в системе обеспечения промышленной безопасности российских поднадзорных опасных производственных объектов – актуальная задача разрабатываемого комплексного инструментария информационно-аналитической системы риск-ориентированного предупреждения угроз (крупных) промышленных аварий на опасных производственных объектах угледобывающей и нефтегазовой промышленности.

В штатных режимах эксплуатации, и при условии надлежащего контроля и надзора за исполнением действующих требований промышленной безопасности, опасные производственные объекты не создают непосредственной угрозы достигнутому динамическому состоянию «защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий» [ Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ ]. Если объективно существующая на ОПО опасность аварии трансформируется в угрозу жизни и здоровью человека, причинения ущерба имуществу или вреда окружающей среде, то требуется приостановка эксплуатации такого ОПО, вплоть до снятия соответствующих угроз. Приостановка деятельности ОПО – один из признаков серьезных упущений в системе обеспечения промышленной безопасности на ОПО. Сокрытие и забвение этих упущений ведет к прямой трансформации угроз аварий в уже нескрываемые факты тяжелых промышленных аварий. Затраты же на ликвидацию последствий аварий многократно (до 2-х порядков) превышают затраты на предупреждение аварий (блокирования вызревания угроз из опасностей). Модель вызревания причин аварийных угроз наиболее продуктивно иллюстрируется в концепциях развития/деградации культуры безопасности промышленного производства. Общая схема координат состояний культуры безопасности (Рис. 1) может быть представлена исходя из следующих положений:

  • Культура – это ограничительные Нормы (в «дикой» природе ограничения задаются инстинктами, а в обществе – нравами, ценностями, опытом бед и страданий);
  • Правила Безопасности «записаны кровью» - в этом их «скрытая» объективная Сила противостояния человеку в техносфере (субъективное незнание или отрицание никак на мощность «антисилы хаоса» не влияет). Знание – Сила, и не более того (буквально по Ф.Бэкону), - т.е. Знание беспристрастно, оно вне оков нравственности;
  • Культура – это обуздание «сил хаоса» не только Знанием угроз, но Нравственностью (в отличие от животных человек имеет огромное преимущество в обеспечении безопасности - он может сознательно, а не инстинктивно идти навстречу угрозам, подавляя животный страх мужеством);
  • «Власть» в техносфере (т.е. Культура долгосрочно-безопасного выживания в ней) держится на Знании-Силе, во многом запечатленных в Правилах Безопасности, и Согласии на их принятие и исполнение («макиавеллевский кентавр»; и легальность, и легитимность).

Рис.1.  Координатная схема состояний культуры промышленной безопасности

Всю область возможных сосотояний принятия и исполнения субъектом  динамически обновляемых требований промышленной безопасности можно представить следующими секторами:

I – хорошо знает нормы безопасности, благожелательно их принимает и активно исполняет;

II – плохо знает нормы безопасности, но уважает их, желает исполнять;

III – плохо знает нормы безопасности и неуважительно относится к ним, в переделе отрицает и не желает исполнять любые нормы (поборник полной свободы анархии);

IV –знает действующие нормы безопасности, но отрицает их и не желает их принимать, противодействует исполнению (знание выпячивает – демонстрирует силу, а нежелание часто маскирует, может требовать пересмотра или иных норм, в пределе деятельно желает «безнорменности», аномии).

В предлагаемой схеме развитие культуры безопасности соотвествует смещения ее координат в первый квадрант (Рис. 1).

Для предупреждения крупных аварий критично отслеживать не сам факт проявления угрозы, а приближение состояния ОПО к переходному моменту вызревания реальных угроз из многочисленных инициирующих предаварийных опасностей. Состояние обеспечения безопасности на ОПО носит характер динамического равновесия, для исследования таких явлении наиболее подходит анализ сложных систем. В сфере промышленной безопасности разработаны и применяются специальные методы исследования нарушений динамического равновесия безопасной эксплуатации ОПО – анализ опасностей и оценки риска аварий (анализ риска). Риск аварии – мера опасности, характеризующая возможность возникновения негативного события и тяжесть его последствий. Анализ риска позволяет более детально исследовать особенности переходных состояний на ОПО: штанное безаварийное (доаварийное, опасное) – предаварийное (угрожающее) – аварийное (возникновение аварии) – поставарийное (развитие аварии) – нештатное безаварийное (локализация и ликвидация последствий аварии). Современная практика анализа риска аварий все более фокусируется на исследовании перехода опасности аварии в угрозу аварии с дальнейшим возникновением масштабных негативных последствий при развитии аварии (риск-ориентированный подход, – подробнее см. здесь).

Действенная система обеспечения промышленной безопасности должна базироваться на постоянно обновляемых представлениях о структуре существующих опасностей аварий, не столько на отдельном ОПО, сколько во всей системе поднадзорных ОПО. Структура текущих опасностей аварий в какой-либо форме отражается в «карте опасностей» системы поднадзорных ОПО. Как правило, подобные «карты» важнейших свойств объектов исследования формируются с использование современных информационных технологий.

На основе «карты опасностей» определяются возможные меры безопасности (предупреждения и/или локализации опасностей и угроз), выделяются необходимые или оптимально распределяются доступные ресурсы для сдерживания перерастании потенциала опасностей в реальность угрозы причинения масштабного или/и непоправимого ущерба («дорожная карта»). От состояния и качества исходной «карты опасностей» (ее актуальности, масштабности, динамичности, наглядности и т.п.) во многом зависит результативность всей системы обеспечения безопасности, а также эффективность защищаемой от опасностей деятельности в целом. На этих общих закономерностях базируется и российское нормативно-правовое обеспечение промышленной безопасности, отражающее общий принцип приоритета предупреждения наиболее опасных проявлений аварийности и травматизма в системе поднадзорных опасных производств.

Знания для предупреждения катастрофических последствий в основном накапливаются из трагического опыта происшедших аварий. Помимо недопущения прошлых просчетов и ошибок, в современных условиях возрастания угроз реализации крупных промышленных аварий требуется систематизированное выявление, анализ и прогнозирование известных и новых аварийных опасностей в быстро изменяющейся промышленности, и особенно в ее базовой и наиболее опасной топливно-энергетической части.

Рассмотрим минимально необходимый состав и структуру комплексной информационно-аналитической системы риск-ориентированного предупреждения угроз (крупных) промышленных аварий на ОПО ТЭК (далее – КСР-О). Общая схема основных структурных элементов и связей КСР-О представлена на Рис. 2.

Рис.2. Схема основных структурных элементов и связей комплексной системы выявления, анализа и прогнозирования опасностей промышленных аварий, оценки риска и возможных масштабов последствий аварий на опасных производственных объектах

Ключевыми элементами разрабатываемой КСР-О являются:

  • Блок сбора сведений об опасностях аварий в системе поднадзорных ОПО ТЭК, основанный на анализе данных подсистемы «Аварийность и травматизм» комплексной системы информатизации Ростехнадзора (КСИ) и данных декларирования промышленной безопасности ОПО НГК I и II класса опасности;
  • Подсистема анализа опасностей и оценки риска аварий (анализа риска аварий), включающая модули формирования специальных исходных данных и методического обеспечения анализа риска аварий;
  •  Классификатор опасностей промышленных аварий, позволяющий ранжировать поднадзорные ОПО по степени риска аварий (см. выше подраздел 1.2);
  • Подсистема формирования и актуализации динамического перечня опасных производственных объектов с высоким и чрезвычайно высоким риском возникновения крупных промышленных аварии;
  • Подсистема динамической карты актуальных опасностей и угроз аварий в системе поднадзорных ОПО («карта опасностей»);
  • Модуль прогноза крупных промышленных аварий в системе поднадзорных ОПО, позволяющий выявлять на «карте опасностей» ОПО проблемные области с предаварийным состоянием (приближение к предаварийному состоянию);
  • Подсистема «дорожная карта» риск-ориентированного надзора, включающая модуль разработки адресных мер предупреждения крупных промышленных аварий на высокоопасных производственных объектах.

Все вышеперечисленные элементы должны быть связаны адекватным и предметным информационно-аналитическим взаимодействием в целостную структуру, составляющую КСР-О, концепция которой рассмотрена далее.



Источник:
Категория: понятие и определения | Добавил: safety (18.04.2017) | Автор: КСР-О
Просмотров: 1499 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]