Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Разделы новостей

Последние публикации [83]
Извещения о проектах публикаций и опубликованных статьях
Семинары НТЦ ПБ [31]
Научный семинар "Промышленная безопасность" (дважды в год - в мае и ноябре) Тематический семинар "Об опыте декларирования" (ежегодно осенью)
Новое на сайте [173]
Информация о последних материалах на нашем сайте
Архив [59]
материалов и публикаций на сайте

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 280
Главная » 2017 » Июль » 18 » 07. Аварийные опасности на магистральном трубопроводном транспорте в 1990-2010-е гг.
07. Аварийные опасности на магистральном трубопроводном транспорте в 1990-2010-е гг.
10:42

20-летию Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ФЗ-116) принятого в 1997 году

Фоновые показатели аварийности – индикаторы эффективности введения инструментов регулирования промышленной безопасности

В годовщину двадцатилетия принятия ФЗ-116 ЗАО НТЦ ПБ и РискПром.рф продолжают публикацию исторических данных об аварийности и травматизме на опасных производственных объектах (ОПО) в базовых отраслях российской промышленности .

(на фото: авария на магистральном газопроводе  вблизи Сиссонвилла, штат Висконсин,  декабрь 2012 года http://www.pikecountycourier.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/20160218/NEWS01/160219952/Natural-gas-disasters-around-the-nation-raise-questions-in-Milford)

Главный объект исследования (анализа, заботы, надзора) в решении проблем аварийности и травматизма в сфере промышленной безопасности – это большие отраслевые системы поднадзорных опасных производств. Для исследуемых опасных производственных объектов очень важен анализ взаимодействия их производственных срезов и защитной сферы обеспечения промышленной безопасности. Ведь ОПО – одновременно и Опасный, и Производственный объект. Важно ориентироваться в производственных опасностях и создавать адекватные им защиты – системы безопасности (в т.ч. обеспечения промышленной безопасности). Прошлое огромно и является важным источником знаний для ориентирования в опасностях будущего (так кратко и говорят – риск-ориентированый подход).

Какие же тренды изменения фоновых уровней аварийных опасностей наблюдались в последние 20 лет в главных отраслях опасных производственных объектов? И видно ли на них что дало регулирование промышленной безопасности по федеральному закону 116-ФЗ в условиях масштабного регулирования хозяйственной деятельности и в стране, и в промышленности. Это можно наглядно проследить, - исходные данные вполне доступны.

Ранее уже представлялись сведения об аварийности в следующих отраслях России:

01. Угольная промышленность;

02. Горнорудная и нерудная промышленность.

03. Металлургическая промышленность

04. Производство, хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения

01…04. Горно-металлургический комплекс

05. Нефтегазодобывающая промышленность

06. Химическая, нефтехимическая и нефтеперерабатывающая промышленность

Как было показано, удельная аварийность горно-металлургическом комплексе, в нефтегазодобывающей и в нефтехимической промышленности России резко выросла именно в годы радикального спада производства в отечественной промышленности в 1990-е гг.

Для всех показываемых графиков в качестве исходных использованы только официальные данные Ростехнадзора (по количеству зафиксированных аварий) и Росстата (по объему производства или масштабу деятельности)

Заметное снижение аварийности началось после реализации положений Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принятого в 1997 году.

Это наглядно видно и по динамике показателей удельной аварийности на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта России в 1990-2010-е гг. (рис.1): здесь и ранее в качестве исходных использованы только официальные данные Ростехнадзора (по количеству зафиксированных аварий) и Росстата (по объему производства или масштабу деятельности).

Рис. 1. Удельная аварийность на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта, количество зафиксированных аварий на 1 трлн тн-км грузооборота

Из рис. 1 видно, что тенденция снижения аварийности вполне четко оформилась с началом реализации положений ФЗ-116. По историческим меркам достаточно быстро в условиях радикальных реформ была упорядочена и обновлена традиционная сфера обеспечения промышленной безопасности – как системный и адекватный ответ на новый вызов адаптации создаваемых рыночных структур, порождавших и «неплановые» опасности в промышленной России.

Магистральный трубопроводный транспорт (МТТ) – технологический флагман экономики Российской Федерации. Поэтому более детально рассмотрим исходную информацию и риск-ориентированные показатели аварийности и травматизма в последние годы (см. ниже в Табл. 1).

Табл. 1. Основные транспортные показатели МТТ и отдельные риск-ориентированные индикаторы аварийности и смертельного травматизма при транспортировке опасных веществ на ОПО МТТ

В абсолютных величинах почти 70% всех трубопроводных аварий регистрируется на газопроводах, но на них приходится и ~70% протяженности всех магистралей. В целом на МТТ после высоких уровней 1993-1998 гг. (рис.1) удельная аварийность на грузооборот в 2000-2010-х гг. снижается (Табл. 1), при этом на одну аварию в 2012-2016 гг. регистрировалось в среднем 17 инцидентов.

Представленные актуализированные данные о фоновых аварийных опасностях на ОПО МТТ необходимы и для корректного использования руководства по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" (утв. приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 N 188) в части применения алгоритма ранжирования участков линейной части МТТ по опасности аварий. Уточненные критерии аварийной опасности относительно актуальных фоновых уровней представлены в Табл. 2.

Табл. 2. Показатели и критерии для ранжирования участков линейной части МТТ по степени опасности аварий по сравнению со среднеотраслевым фоновым риском аварии за последние 5 лет (2012-2016 гг.)

Некоторые аналитики иногда склонны не рассматривать неприятные результаты реформ, декларируя, что ничего особенного в 1990-е гг. с аварийностью не происходило: число фиксируемых аварий падало всегда – и до 1990-х гг. и после, это некая общеизвестная и неумолимая тенденция технологического прогресса.

Действительно, число аварий падало – это известно. Но падало и производство – это позабылось (подробнее см.: Белая книга: промышленность и строительство в России 1950–2014 гг.). Насколько "синхронно" они изменялись на Опасных и одновременно Производственных Объектах? При наблюдавшемся промышленном спаде в середине 1990-х гг. число аварий должно было снижаться гораздо сильней, – а наблюдался даже рост по удельным показателям «опасность на единицу производства». Именно этот показатель и представлен на рис.1, потому что по "привычному" показателю (только число аварий) было "все в норме" Когда система сильно изменяется (например, российская промышленность в годы радикальной деиндустриализации 1990-х гг.) привычные сведения об аварийности и травматизме перестают быть показательными (число аварий, число травм и т.п. - см. подробнее в Информационном бюллетене Ростехнадзора). В таких случаях всегда ищут более адекватные показатели исследуемых свойств – показатели изменений (вместо уже привычных и освоенных «показателей прогресса»).

Абсолютные показатели аварийности уже настолько «стали естественными», что иногда представляются самостоятельными сущностями. Вот характерный тезис против предлагаемого показателя (индикатора контрэффективности) удельной аварийности «опасность на единицу производства»: "Выбранный показатель существенно зависит не от аварийности (по основным показателям, … а именно частоты аварии), а от знаменателя". В данном утверждении содержится ошибка о независимости свойств «опасности» и «производственности» на ОПО, и редукционное представление о том, что опасность характеризуется только числом зафиксированных аварий (т.е. числитель и знаменатель представляются как некие субстанции, существующие сами по себе).

Хотя и говорят объединяющее «промышленная безопасность» - но в этом понятии уже прослеживается важная граница для исследования между главными свойствами опасных производственных объектов – даже в названии отражены - и «опасность», и «производственность».

Если говорить об опасности, то в первом, даже грубом, приближении их упущенные реализации могут характеризоваться фиксируемым числом аварий и инцидентов. Это, конечно, не безупречный, но важный и широко распространенный показатель.

Приведенные в этой и предыдущих заметках риск-ориентированные показатели опасности аварий на ОПО не отменяют, а только дополняют традиционные показатели аварийности и травматизма – «высвечивают» опасности аварий в переходные и кризисные периоды. Для относительно стабильных, динамически устоявшихся систем поднадзорных ОПО традиционные показатели аварийности и травматизма вполне пригодны, в достаточной степени представительны для формирования соответствующей «карты опасностей», необходимой для риск-ориентированного обеспечения промышленной безопасности.

Для конструктивного внедрения риск-ориентированного подхода необходимы реальные ориентиры имеющихся аварийных опасностей, а также достигнутого и желаемого уровня обеспечения промышленной безопасности. Одним из важных индикаторов состояния промышленной безопасности может служить фоновый уровень опасности аварий, фиксируемый не на отдельном опасном производственном объекте, а в отраслевых системах опасных производств. По изменению соотношения фонового риска аварии в отрасли и на конкретном поднадзорном объекте можно судить о состоянии дел и эффективности систем управления промышленной безопасности на действующем ОПО.

Изменения фоновых показателей аварийности соотнесенной с масштабом производственной деятельности – представительные индикаторы эффективности внедрения и использования как «старых» традиционных, так и «новых» риск-ориентированных инструментов регулирования промышленной безопасности.

Следующие наши графики будут о динамике удельной аварийности в других отраслях нефтегазового комплекса. Не пропустите публикацию в новостях на Safety.ru и РискПром.рф.

См. дополнительно на РискПром.рф о Фоновом риске промышленных аварий

Категория: Архив | Просмотров: 185 | Добавил: safety

Форма входа

Календарь новостей

«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0