Эта книга - о состоянии современной России, в которое она приведена за десятилетие реформ Книга эта белая. Это значит, что в ней даны не мнения и оценки, а факты. Триста графиков, взятых из официальной статистики, дают картину общего состояния дел в хозяйстве России
Эта книга – изложение фактов, говорящих о социально-экономическом состоянии России, в которое она приведена за время радикальных экономических реформ с 1991 по 2003 годы
Это - четвертое издание «Белой книги» об экономической реформе в России, в которой временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон нашей жизни доведены до 2007 года
В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000-2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития.
В данной книге излагаются почти исключительно статистически значимые факты, причем удостоверенные органами государственной статистики. Это факты, говорящие о развитии главных систем народного хозяйства СССР и материальном обеспечении (благосостоянии) населения.
Рассмотрим воздействие реформы на состояние основных элементов материально-технической базы сельского хозяйства. Главный материальный ресурс сельского хозяйства – земля, почва.
Для поддержания ее в плодородном состоянии требуются постоянные усилия, в противном случае почва “дичает”.
В ходе реформы работы по мелиорации почти прекратились.
Основные фонды колхозов, совхозов и межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий РСФСР выросли с 1970 по 1990 г. в расчете на одного работника с 3,7 до 27,3 тыс. руб., а в расчете на 100 га сельхозугодий с 19,3 до 129,8 тыс. руб. При этом и в ходе пятилетки 1985-1990 гг. продолжался быстрый рост основных фондов. За эту пятилетку, например, энергетические мощности в расчете на одного работника выросли с 40,3 л.с. до 50,5 л.с. По этим основным показателям советское сельское хозяйство вышло в число высокоразвитых.
За 1970-1990 гг. материально-техническая база сельского хозяйства в СССР перешла на качественно новый уровень развития. Она обновлялась даже быстрее, чем в промышленности: в 1990 г. ввод в действие новых основных фондов (без скота) составлял в сельском хозяйстве 7%, а коэффициент выбытия 3,3% от наличия основных фондов на конец 1989 г. В промышленности эти показатели были равны 6,0% и 1,8%, соответственно.
Реформа привела к разрушению цикла воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства. В 1995 г. коэффициент обновления (ввод в действие) основных фондов упал до 0,6%, а в 1998 г. до 0,5%, и оставался менее 1% до 2005 г.
Изменение в ходе реформы экономических условий деятельности сельскохозяйственных предприятий подорвало воспроизводство их материально-технической базы. До этого, особенно начиная с 1970-х годов, эта база в РСФСР развивалась очень быстро – село насыщалось техникой и кадрами, энергетическими мощностями и другими основными фондами. Налаживалась система обеспечения и топливом, и удобрениями, развивались новые отрасли промышленности, производящие нужные для села материалы.
Известно, что продуктивное сельское хозяйство в современном мире не может существовать без участия государства. В разных странах оно организуется по-разному. В капиталистических странах основной механизм государственной поддержки – бюджетные субсидии. В СССР главным был государственный механизм планирования цен – как на оборудование и материалы, закупаемые колхозами и совхозами, так и закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Дотации служили для “тонкой настройки”. Так, в 1988 г. дотации на покупку сельским хозяйством удобрений и машин составляли 1,8 млрд руб., дотации убыточным хозяйствам тоже 1,8 млрд руб.
Во время перестройки много говорилось, что советское сельское хозяйство дотируется и поэтому должно быть радикально реформировано. В какой же степени в то время дотировалось сельское хозяйство стран, которые ставились в пример отечественному?
Особой категорией сельхозпроизводителей являются фермерские (крестьянские) хозяйства. На первом этапе реформы они были представлены как главный тип хозяйства на селе в будущей рыночной системе – тогда подчеркивалась именно их природа как фермерских хозяйств. Многих важных черт капиталистической фермы они, однако, за десять лет не приобрели, поэтому к их названию в последующие годы добавилось определение “крестьянские”.
Основная масса хозяйств (83%) возникла до 1995 г. (включительно), число вновь созданных хозяйств с каждым годом уменьшается – в 1999 г., например, возникло 2,6% фермерских хозяйств.
На другом конце спектра сельскохозяйственных производителей находятся личные подсобные хозяйства населения (в основном их представляют приусадебные хозяйства бывших колхозников и рабочих совхозов; кроме того, в эту категорию входят коллективные и индивидуальные сады и огороды).
В единой колхозно-приусадебной системе ее части специализировались, и каждая часть производила то, что позволяло с наибольшей эффективностью использовать наличные ресурсы. Никто не сеял на приусадебном участке пшеницу – так как на больших полях колхоз производил зерно с затратами труда всего 1,2 человеко-часа на центнер.
Приусадебное хозяйство специализировалось почти исключительно на картофеле – в 1980-е гг. почти половина картофеля выращивалась на “сотках” (в 1990 г. – 66%, в 2000 г. – 91%, в 2005 г. – 89%, в 2010 г. – 84%, в 2013 г. – 82%, в 2016 г. – 78%). Это культура интенсивная, особых преимуществ ее возделывание на больших полях не имело, поскольку в СССР уборка приходилась на дождливое время и выполнялась в основном вручную.
Реформа означала революционное изменение организации сельскохозяйственного производства и его отношений со смежниками, потребителями и государством. Реформа изменила общественный строй России в части сельского хозяйства и всего жизнеустройства российской деревни.
В ходе фермеризации произошло раздробление и изменение организационного типа бывших крупных предприятий – колхозов и совхозов. Значительная часть и ресурсов, и производственной деятельности переместилась из предприятий в мелкое производство – в хозяйства населения и фермерские (крестьянские) хозяйства.
Реформа привела к резкому сокращению объемов производства в сельскохозяйственных предприятиях.
Актуализированы временные ряды более ста пятидесяти важнейших показателей главных сторон сельского хозяйства, пищевой промышленности и продовольственного обеспечения нашей страны с середины прошлого века. Эти данные освещают не только экономическую реформу 1990-х гг. в сельском хозяйстве (фермеризация) и в промышленности (деиндустриализация), но и ее длительную предысторию (индустриализацию и коллективизацию 1950-1980-х гг., перестройку конца 1980-х гг.), а также ее уже долгосрочные «постиндустриальные» последствия в середине 2010-х гг.
По динамике подавляющего большинства показателей послевоенного восстановления и строительства, последовательного развития нашей страны в годы «застоя», и вплоть до старта реформы в начале 1990-х годов не обнаруживаются сигналы, из-за которых потребовалась бы срочная радикальная перестройка хозяйственной жизни и последующая экономическая реформа России.
Реформа подорвала сельское хозяйство относительно сильнее, чем промышленность, что видно по резкому снижению доли села в структуре экономики страны. Если в 1990 г. сельское хозяйство дало 16,4% ВВП, то в 2001 г. – только 6,9%, в 2005 г. – 4,7%, в 2010 г. – 3,9%, в 2013 г. – 4,1%, в 2016 г. – 4,3%. В России сложилась небывалая ситуация: в стране происходит деиндустриализация, и в то же время она перестает быть аграрной страной.
Динамика показателей после 2000 года показывает глубину кризиса 1990-х гг. и его инерции, высвечивает те стороны отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности, в которых кризис продолжается в прежнем темпе и в то же время обнаруживает те отрасли, где положение выправляется и даже достигнуто превышение дореформенных уровней. Подобных отрадных примеров пока не так много, но важно начать.
Потребление ягод и фруктов за 1985-1999 гг. упало в 1,7 раз. В 2000-х гг. наблюдался резкий устойчивый рост их потребления, и в 2013-14 гг. предреформенный уровень 1989 г. был превышен в среднем в 1,5 раза.
В 2010-х гг. достигнуты и превышены предреформенные уровни потребления овощей и бахчевых. После резкого спада 1989-1994 гг. наблюдается вполне устойчивый рост их потребления в темпе 1965-85 гг.
В заключение раздела о питании приведем цитату из Статистического ежегодника Госкомстата РСФСР 1990 г.: «Потребление населением РСФСР в 1990 г. яиц, хлебных продуктов и картофеля обеспечивалось за счет собственного производства. Мясными и молочными продуктами страна обеспечивала себя, соответственно, на 87% и 83%, овощами и бахчевыми – на 84%. За счет собственного производства обеспечивался сложившийся уровень потребления мясных продуктов в 37 территориях РСФСР, молочных продуктов и яиц – в 30, картофеля – в 46, овощей – в 23».
Похожая с пивоварением ситуация наблюдалась в производстве безалкогольных напитков и минеральных вод: резкое снижение в 1990‑х гг., многократный рост в 2000‑х гг. и стабилизация в 2010‑х гг.
На этом фоне красноречиво выглядит практически полная ликвидация производства в России кваса – любимого, распространенного и доступного безалкогольного напитка. За один только 1992 г. его производство упало в 6 раз и продолжало падать и дальше. Производство квасных напитков в 2010-х гг. по объему достигло уровня производства традиционного кваса, как в середине 1980-х гг.
Существенные изменения наблюдались в производстве и потреблении фруктовых и овощных соков. После шестикратного падения производства отечественных соков за 1991-1995 гг. в 2000-х гг. начался резкий рост, а в 2007 г. уровень производства 1990 г. был превышен почти в 4 раза.