На совещании Правительства РФ 14 мая 2019 г. «Об исполнении поручений Президента и Правительства России» Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев в своем вступительном слове заявил:
«Объём авиаперевозок вырос. В прошлом году он достиг рекордных показателей. Российские аэропорты обслужили более 200 миллионов пассажиров. Такого никогда не было, ни за один период современной истории».
Источник изображения: https://kulturologia.ru/files/u8921/gashek-03.jpg
Озвучен очередной исторический рекорд новой РФ, есть повод посмотреть, как и с чем подошли к нему.
Во-первых, нет объяснения, а какое явление вскрывает и показывает этот рекордный параметр «Обслуживание пассажиров в аэропортах РФ». По данным Росавиации в 2019 г. во все российские аэропорты прилетело и улетело из них суммарно 206,6 млн пассажиров (в 2013 г. – 139,3 млн). При этом 138 млн из 206 млн авиапортовых пассажиров воспользовались исключительно внутрироссийским обслуживанием аэропортов РФ (не пересекали границу РФ).
Если, например, в доэрефные времена пассажир летел себе из ленинградского Пулково в калининградский Храброво, то в статистике учитывался как 1 ед. в общеизвестном показателе: «Перевозки пассажиров воздушным транспортом». Теперь же 1 пассажир летит из «Федора Михайловича Достоевского» в «Елизавету Петровну» и выясняется, что его обслуживают минимум два аэропорта (если без пересадки). При успешном приземлении сразу начинается новое аэропортовое обслуживание. Таким образом, число «Обслуженных пассажиров в аэропортах РФ» станет равно 2 ед. для одного авиапассажира (если без пересадок и смог долететь). Фактически новый параметр «обслуживания» - это старый показатель «перевозка», только умноженный минимум вдвое (случаи возвращения самолета в аэропорт и необслуживания все же редки, а пересадки через московские аэропорты увеличиваются). К сожалению, для увеличения рекорда «обслуживания», плохо, когда пассажир летит в зарубежье. В этом случае 1 ед. «обслуживания» авиапассажира равна 1 ед. его же «перевозки» (упрощенно – количеству проданных билетов).
Озвученный Д.А. Медведевым обновленный параметр «объемов перевозок» в официальной статистике публикуется Росавиацией с 2013 г.
И сложно его точно сравнить, например, с советскими временами. Но оценить – вполне. В 1990 г. было перевезено всего 91 млн пассажиров (из них за рубеж – 4,4 млн).
Предположим, что внутри страны не было пересадок вовсе, тогда параметр «Обслуженных пассажиров в аэропортах РСФСР» был равен:
(91-4,4)*2+4,4 = 178 млн (обслуженных авиапассажиров),
а в 2018 – 206 млн: рост обслуживания за 28 лет на 15%, т.е. по 0,5% за год обгоняли «совок».
А на сколько выросло «обслуживание» за 25 лет в РСФСР с 1965 по 1990 г.?
В 1965 г. было перевезено всего 25,7 млн пассажиров (из них за рубеж – неизвестно, примем как в 1985 г. – 3,4 млн). Тогда число «Обслуженных пассажиров в аэропортах РСФСР» в 1965 г. составляло:
(25,7-3,4)*2+3,4 = 48 млн (обслуженных авиапассажиров),
т.е. рост «обслуживания» за 25 лет в 3,7 раз – в среднем более чем по 10% ежегодно.
Чтобы наглядно посмотреть, как и с чем подошли к рекорду аэропортного обслуживания рассмотрим динамику общепринятых показателей воздушных перевозок пассажиров в РСФСР и РФ, обратимся к официальной статистике, собранной в актуализированных материалах Белой книги России 1950-2018 гг.
Учитывая размеры территории России (СССР), особое значение в развитии пассажирского транспорта придавалось авиации. В РСФСР быстро возрастало и число авиапассажиров, и средняя дальность поездок. Уже в 1970-е годы использование воздушного транспорта стало обыденной частью жизни граждан, особенно тех, кто проживал в отдаленных областях Сибири и Дальнего Востока – цены билетов были доступны средней семье. Объем перевозок пассажиров с 1960 по 1990 год вырос в 9 раз. По расчетам ЦСУ РСФСР, в 1990 г. более 15 млн человек в РСФСР желали, но не смогли воспользоваться услугами Аэрофлота, а по данным ЦСУ РСФСР этими услугами воспользовались 91 млн человек.
В годы реформы одной из первых транспортных систем, подвергнутых приватизации, стал Аэрофлот. Объем пассажирских перевозок обрушился поразительно быстро. Число пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, сократилось к 2000 г. в 4 раза. Для большинства граждан РФ этот вид транспорта стал недоступен. Многим пришлось отказаться от ежегодных поездок в отпуск на юг и в центр России из-за резкого повышения цен на билеты. Многократно сократились «северные» пассажиропотоки. Так, численность авиапассажиров в Братске и Чите сократилась, соответственно, в 5 и 7 раз. В условиях реформы аэропорты местного значения сворачивали свою работу. Например, в аэропорту города Вологды за 6 лет реформ численность авиапассажиров упала в 13 раз, а в Йошкар-Оле – в 21 раз.
В 2000-е гг. наметились восстановление и устойчивый рост перевозок пассажиров воздушным транспортом примерно в том же темпе, что и в 1980-е гг., а в конце 2010-х перевозки пассажиров практически вышли на дореформенный тренд роста (Рис. 3- 1). В годы реформ оформился резкий рост перелетов пассажиров за пределы СНГ, за счет чего сильно выросла и средняя дальность полетов и пассажирооборот. Если в 1985-1990 гг. доля зарубежных перевозок пассажиров не превышала 5%, то уже в 1995 г. составила 22%, в 2000 г. – 36%, в 2005 г. – 44%. В 2010-2011 гг. объемы зарубежных и внутренних пассажирских авиаперевозок практически сравнялись, а в 2012-2014 гг. число «зарубежных» авиапассажиров превышало «внутрироссийских». В 2017-2018 гг. доля зарубежных перевозок пассажиров снизилась до 40%. Процент занятости пассажирских кресел в зарубежных полетах в 2010-2013 гг. составляла 82-83% (в 2017‑18 гг. до 85%) , а для местных полетов – 56-65% (в 2017‑18 гг. до 70%).
Рис. 3- 1. Перевозки пассажиров воздушным транспортом в РСФСР и РФ, млн чел.
Пассажирооборот воздушного транспорта после трехкратного спада за 1991-2000 гг. был восстановлен к 2010-11 гг. на уровне 1990 г. (Рис. 3- 2). В конце 2010-х гг. пассажирооборот вышел на дореформенный тренд роста. При этом на зарубежных рейсах он вырос в реформы почти в 9 раз, а на внутренних – еще не достиг предреформенных значений. В 1985-1992 гг. вклад зарубежных рейсов в общероссийский пассажирооборот не превышал 12%, но в 1995 г. вырос до 32%, а в 2000 г. составил 48%, в 2005 г. – 53%, в 2010 г. – 59%, а в 2012-2013 гг. достигал 65%. В 2004-2018 гг. пассажирооборот зарубежных рейсов превышал внутрироссийский. В 2017-2018 гг. вклад зарубежных перевозок в общероссийский пассажирооборот составлял 56%.
Рис. 3- 2. Пассажирооборот воздушного транспорта в РСФСР и РФ, млрд пасс-км
Удельный вес пассажирооборота, выполненного воздушными судами иностранного производства, в общем пассажирообороте составлял в 2000 г. – 18%, в 2005 г. – 29%, в 2010 г. – 84%, в 2013 г. – 95%, в 2015 г. – 97%, в 2017 г. – 96%. В 2015 г. 83% парка гражданских воздушных судов находились в эксплуатации более 15 лет (в 2017 г. – 80%), из них 41% – более 30 лет (в 2010 г. – 11%, в 2017 г. – 51%).
За 1991-2018 гг. воздушный транспорт России не перевез более 1 млрд пассажиров (в среднем по 37 млн чел. ежегодно в течение 28 лет) по сравнению с дореформенным уровнем. Это эквивалентно 9 годам работы воздушного транспорта России на рекордном уровне ежегодных перевозок 2018 г. (116 млн пассажиров).
Еще десять рекордных лет «обслуживания» понадобиться Правительству Медведева Д.А, только чтобы заделать дыру оборванных в реформы авиасвязей пассажиров.
А так рекорды и антирекорды были, есть и будут. В новой РФ доминируют последние. По пассажирским авиаперевозкам – после 4-х кратного спада в 1990-е гг. и отката на уровни тридцатилетней давности середины 1960-х гг., уже с 2000 г. за 15 лет достигли снова уровня советских перевозок, а к 2018 г. даже превысили его на 28%! Так держать!
Не летайте самолетами за рубеж новой РФ, а то снизите ее рекордный параметр «Обслуживание пассажиров в аэропортах РФ»! Ждем иностранцев в гости!
См по теме также: Руководитель Аэрофлота РФ доложил Президенту РФ о контрреформе 1990-х: Летайте самолетами аэрофлота 100 лет!
Источник: https://riskprom.livejournal.com/50107.html |