Материальное благосостояние человека (семьи) зависит, прежде всего, от соотношения между доходами и ценами на главные жизненные блага. В плановой экономической системе на это воздействуют также ограничения, накладываемые административными методами на очередность получения дефицитных благ. После 1992 г. эти ограничения были устранены, и вместо них стали действовать ценовые ограничения*.
_____________________
* Утверждение, будто от либерализации цен исчез дефицит потребительских благ, носит чисто идеологический характер. Нехватка (дефицит) в потреблении того или иного блага создается экономическими средствами (ценами) еще более неотвратимо, чем административными. Это наглядно выражается в динамике доступа к таким фундаментальным благам, как жилье и качественные продукты питания.
Учитывая, что для подавляющего большинства населения основным источником дохода по-прежнему остается заработная плата, а для нетрудоспособных – пенсии и социальные пособия, «привязанные» к средней зарплате, мы для представления динамики изменения благосостояния используем показатель покупательной способности средней заработной платы в отношении какого-то конкретного блага – жилья, хлеба, молока, проезда на автобусе и т.д.
На Рис. 3- 1 приведена покупательная способность средней номинальной начисленной заработной платы (в РСФСР и РФ) в отношении четырех товаров – говядины, цельного молока (с 2010 г. - молоко питьевое и молочный напиток), хлеба пшеничного и масла сливочного.
Рис. 3- 1. Индексы (1990 г. =100) покупательной способности средней номинальной начисленной заработной платы в РСФСР и РФ (в 1990 г. покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составляла по говядине 93 кг, по маслу сливочному – 84 кг, по молоку* цельному (питьевому и молочным напиткам) – 981 кг, по хлебу и булочным изделия из пшеничной муки – 754 кг.)
Минимум покупательной способности зарплаты по этим продуктам наблюдался в 1995-1999 гг. – в эти годы падение было до 20-30% от уровня 1990 г. В 2000-х гг. началось быстрое восстановление. Покупательная способность средней пенсии в 2006 г. составила в отношении этих продуктов примерно половину от уровня 1990 года. В середине 2010-х гг. по говядине, маслу и хлебу уровень 1990 г. покупательной способности зарплаты в целом восстановлен, только по молоку еще не превышает 70%.
Сходное положение резкого спада покупательной способности зарплат в 1990-е гг. наблюдалось и по другим видам продуктовых товаров – сырам, творогу, рыбе, макаронным изделиям (Рис. 3- 2). В середине 2010-х гг. покупательная способность по сырам и рыбе не превышала 80% от уровня 1990 г., а по творогу составляла менее 50% (по макаронам превышена на 10-15%).
Рис. 3- 2. Индексы (1990 г. =100) покупательной способности средней номинальной начисленной заработной платы в РСФСР и РФ (в 1990 г. покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составляла по рыбе живой и охлажденной 280 кг, по сырам – 109 кг, по творогу – 306 кг, по макаронным изделиям из пшеничной муки в/с – 490 кг.)
В ходе реформы кардинальным образом изменился принцип ценообразования. В рыночной экономике материальные блага производятся и предоставляются для обслуживания платежеспособного спроса, а не для потребления “всех слоев населения”. Это наглядно отражается в структуре цен. Именно этим были вызваны резкие различия в структуре цен в СССР и на Западе – на Западе предметы первой необходимости были относительно дороги, но зато товары, которые человек начинает покупать только при более высоком уровне благосостояния, – дешевы. Хлеб, молоко и жилье очень дороги относительно автомобиля.
В СССР, напротив, низкие цены на самые необходимые продукты резко облегчали положение людей с низкими доходами, почти уравнивая их по фундаментальным показателям образа жизни с людьми зажиточными. Таким образом, бедность ликвидировалась, человек ценами “вытягивался” из бедности, и СССР становился “обществом среднего класса”.
В ходе реформы структура цен кардинальным образом изменилась. Продукты первой необходимости население будет покупать по любым ценам. В результате хлеб ржаной и ржано-пшеничный за 1992-2001 годы подорожал относительно автомобилей ВАЗ в 2,7 раза.
По-разному изменились цены на непродовольственные товары. Например, курильщики не могут обойтись без сигарет, причем большинство курило относительно дешевые отечественные сигареты. На этот товар абсолютно первой необходимости (как бы не относиться к этой слабости и учитывая двукратный рост продаж сигарет и папирос в 1995-2000 гг.), цены росли в несколько раз быстрее, чем на джемперы и жакеты. К 2010 г. цены на сигареты и хлопчатобумажные ткани выросли относительно джемперов в пропорции 8:1 и 8:3.
В целом реальная заработная плата работников в РФ составила по сравнению с 1990 г. (Рис. 3- 3): в 1995 г. 43%, в 1999 г. 35%, в 2005 г. 81 %, в 2010 г. 121%, в 2013 г. 142%, в 2015 г. 131%, в 2017 г. 136%.
Рис. 3- 3. Индексы среднемесячной реальной начисленной заработной платы работников организаций в РСФСР и РФ (1990=100)
Однако средняя величина не отражает картины, поскольку в ходе реформы произошло изменение типа распределения доходов, в том числе через зарплату[1].
[1] По данным выборочных обследований организаций за апрель месяц соотношение средней заработной платы 10% работников с наибольшей и 10% работников с наименьшей заработной платой в 2001 г. составляло 38,9 раз, в 2005 г. – 25, в 2007 г. – 22, в 2011 г. – 16, в 2013 г. – 15,8, в 2015 г. – 14,6, в 2017 г. –14,2 раз (для сравнения: в СССР это же соотношения в 1986 г . составляло 3,9 раз).
Регулярный учет распределения рабочих и служащих по уровню зарплаты начал вестись в СССР с 1956 г. Из Табл. 3- 1. и Рис. 3- 7 видно, что в послевоенный период в СССР поддерживался довольно низкий фондовый коэффициент дифференциации (отношение суммарных доходов 10% высокооплачиваемых граждан к доходам 10% низкооплачиваемых) – показатель расслоения общества по доходам.
Табл. 3- 1. Распределение численности рабочих и служащих в народном хозяйстве СССР по размерам заработной платы (в %)
С началом реформы резко выросли т.н. нетрудовые доходы (в советское время к ним условно относили доходы, полученные помимо зарплат и социальных выплат). За 1990-2005 гг. их доля в денежных доходах населения увеличилась в 2,6 раза. В официальной статистике нетрудовые доходы объединены под рубрикой доходы «от собственности», «от предпринимательской деятельности» и «другие». В 2010-х гг. доля нетрудовых доходов в среднем 1,8 раз превышала дореформенный уровень (Рис. 3- 4).
Рис. 3- 4. Индексы реальных денежных нетрудовых доходов (от собственности, от предпринимательской деятельности и др.) населения РСФСР и РФ, в % от уровня 1990 г.
В реформу существенно возросла доля скрытой оплаты труда – в 2010-х гг. в среднем составляла четверть всех денежных доходов, превышая и социальные выплаты и нетрудовые доходы (Рис. 3- 5).
Рис. 3- 5. Структура реальных денежных доходов населения РСФСР и РФ, в % от уровня 1990 г.
Также отметим, что в 2010-е гг. доля социальных выплат в денежных доходах населения уже превысила дореформенные уровни (достигла в среднем 18-19%). Вместе с тем, резко выросшая в 1992-1993 гг. доля доходов от предпринимательской деятельности за последующие годы реформ сократилась более чем вдвое – с 18,6 до 7,6% (Рис. 3- 6).
Рис. 3- 6. Доли социальных выплат (пенсии, стипендии, пособия, дотации на путевки в санатории, дома отдыха, пионерские лагеря, на содержание детей в дошкольных учреждениях и др.) и доходов от предпринимательской деятельности в денежных доходах населения РСФСР и РФ, %
В результате резкого снижения доли трудовых доходов и резкой дифференциации зарплаты работников в зависимости от профессии и должности началось глубокое расслоение населения по доходам. Официальные данные Госкомстата РФ о динамике фондового коэффициента распределения доходов в ходе реформы приведены на Рис. 3- 7. В СССР в 1991 г., он стал равен 4,5 (в США был равен 5,6). Но уже к 1994 г. в России он, по данным Госкомстата РФ, подскочил до 15,1. Официальные данные не учитывают теневых доходов, и в какой-то степени этот пробел восполняют исследования социологов. По данным бюллетеня ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения», в январе 1994 г. он был равен 24,4 по суммарному заработку и 18,9 по фактическому доходу (с учетом теневых заработков)[2].
[2] “Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения”. ВЦИОМ. 1995, № 3. Согласно данным ученых РАН, которые учли скрываемые богатыми доходы, реально коэффициент фондов в России в 1996 г. был равен 23. А группа экспертов Мирового банка, Института социологии РАН и Университета Северной Каролины (США), которая ведет длительное наблюдение за бюджетом 4 тысяч домашних хозяйств (большой исследовательский проект Russia longitudinal monitoring survey), приводит коэффициент фондов за 1996 г. - 36,3 (Mroz T, Popkin В. et al. Monitoring Economic Condition in Russian Federation: The Russian Longitudinal Monitoring Survey 1992—1996 / Univ. of North Carolina. Carolina Population Center. Agency for Nation Development. — Chapen Hill, North Carolina, 1997).
Рис. 3- 7. Расслоение общества по доходам в РСФСР и РФ:
фондовый коэффициент дифференциации
С 2003 г. разница в доходах снова стала возрастать, в 2008 г. фондовый коэффициент достиг своего максимального пореформенного уровня – 16,9, затем несколько снизился до 15,5 к 2017 г. (Рис. 3- 7). Улучшение экономической конъюнктуры с высокими ценами на нефть и газ на мировом рынке не привело к смягчению социального расслоения по доходам.
Сама программа реформы не предполагала механизмов, предотвращающих обеднение населения. Исследователи ВЦИОМ пишут: “Процессы формирования рыночных механизмов в сфере труда протекают весьма противоречиво, приобретая подчас уродливые формы. При этом не только не была выдвинута такая стратегическая задача нового этапа развития российского общества, как предупреждение бедности, но и не было сделано никаких шагов в направлении решения текущей задачи – преодоления крайних проявлений бедности”[3].
[3] Зубова Л.Г. Социальное расслоение в России - “Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения”. ВЦИОМ. 1995, № 3.
В результате реформ в РФ возникла устойчивая бедность – постоянное состояние значительной части населения. Это – социальная проблема, не связанная с личными качествами и трудовыми усилиями людей. ВЦИОМ фиксирует: “В обществе определились устойчивые группы бедных семей, у которых шансов вырваться из бедности практически нет. Это состояние можно обозначить как застойная бедность, углубление бедности”. По данным ВЦИОМ, только 10% бедняков могут, теоретически, повысить свой доход за счет повышения своей трудовой активности[4].
[4] Заславская Т.И. Новые данные о доходах россиян – “Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения”. ВЦИОМ. 1995, № 4. Зубова Л.Г. Представления о бедности и богатстве. Критерии и масштабы бедности – “Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения”. ВЦИОМ. 1996, №4.
Исследователи подчеркивают важную особенность процесса обеднения в ходе реформы – происходит исчезновение «среднего класса» с образованием ничтожной прослойки богатых (к ним относят около 1% населения) и беднеющего большинства. Академик Т.И. Заславская пишет: “Процесс ускоренного социального расслоения охватывает российское общество не равномерно, подобно растягиваемой гармонике, а односторонне, – все резче отделяя верхние страты от массовых слоев, концентрирующихся на полюсе бедности”[5].
[5] Заславская Т.И. Доходы работающего населения России. Часть вторая. Динамика и дифференциация доходов. - “Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения”. ВЦИОМ. 1996, № 6.
Согласно официальным данным, в 1992-1993 гг. треть населения имела денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, затем эта доля несколько сократилась (до 21% в 1997 г.), а в 1999-2000 гг. резко выросла опять – до 29% в 2000 г. (Рис. 3- 8). В 2001 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 40 млн человек (27,5% от общей численности населения), в 2003 г. – 29,3 млн (20,3%), в 2005 г. – 25,4 млн человек (17,8%), в 2010 г. – 17,7 млн человек (12,7%), в 2013 г. – 15,5 млн человек (10,8%), в 2017 г. – 19,3 млн человек (13,2%)[6].
[6] Исследователи доходов населения ставят официальные данные о численности лиц, имеющих доходы ниже величины прожиточного минимума, под сомнение и считают их сильно заниженными. С 2013г. вновь изменен порядок расчета величины прожиточного минимума.
Рис. 3- 8. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в РФ, в процентах от общей численности населения
Чтобы потребление части населения с доходами ниже прожиточного минимума поднять хотя бы до этого минимального порога, требовалось, согласно данным Госкомстата РФ и Росстата, перераспределить в их пользу в разные годы небольшую долю общего объема денежных доходов. Если 1992 г. совокупный дефицит денежного дохода населения с доходами ниже прожиточного минимума оценивался в 6,2% объема всех денежных доходов населения, а в 1995 г. снизился до 3,9%, то в 2000 г. он составил 5%, в 2005 г. – 2,1%, в 2010 г. – 1,2%, в 2013 г. – 0,9%, а в 2017 г. –1,3% всех денежных доходов населения (Рис. 3- 9).
Рис. 3- 9. Дефицит денежных доходов малоимущего населения в РФ (сумма денежных средств, необходимая для доведения доходов малоимущего населения до величины прожиточного минимума), в процентах от общего объема денежных доходов населения
Дело, однако, не только в абсолютных показателях, а и в том, что в 1992 г. изменился смысл понятий и показателей, определяющих бедность. С начала 1960-х годов в СССР был принят и выдерживался принцип, согласно которому минимальная заработная плата составляла не менее полутора минимальных потребительских бюджетов (этот бюджет и составлял прожиточный минимум) – так, чтобы обеспечивать воспроизводство работника и «половины» иждивенца.
В конце 1980-х годов прожиточный минимум был определен в размере 100 руб. в месяц, а минимальная зарплата – в 165 руб. В 1992 г. «прожиточный минимум» был оторван от понятия минимального потребительского бюджета – он стал меньше него в 2,25 раза. Само понятие «минимальной зарплаты» потеряло свой социальный смысл – в январе 2000 г. она составляла 6,8% от прожиточного минимума. Существенно разрыв начал сокращаться с 2008 года (48,4%). В начале 2011 г. минимальная зарплата в РФ составляла 62% от прожиточного минимума, в начале 2013 г. – 68%, в начале 2015 г. – 57%, в начале 2017 г. – 70% (Рис. 3- 10).
Рис. 3- 10. Минимальный размер оплаты труда в соотношении с величиной прожиточного минимума (на 1 января) в РСФСР и РФ, в %
Еще в 2001 г. прожиточный минимум в среднем по РФ составлял 1500 руб. в месяц, т.е. 1,7 долл. в день, в то время как ООН считает, что для разных стран уровень нищеты находится в диапазоне 2-4 долл. в день[7].
[7] В IV квартале 2004 г. прожиточной минимум в РФ был установлен в размере 80,6 руб. в день, т.е. около 2,8 доллара.
Только в 2006 г. пересечен уровень в 4 долл. в день. В 2010 г. прожиточный минимум составлял около 6,2 долл. в день, в 2013 гг. – 7,7, в 2015 г. – 5,3, в 2017 г. – 5,8 долл. в день (Рис. 3- 11). В результате по меркам последних советских лет ниже уровня бедности в годы реформ в РФ сразу оказалось 80% населения (ср. Рис. 3- 8 и Рис. 3- 11). Как пишет директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Н.М. Римашевская, «проблема бедности как самостоятельная исчезает, замещаясь проблемой экономической разрухи… Бедной становится как бы страна в целом»[8].
[8] Н.М. Римашевская. Бедность и маргинализация населения. – СОЦИС. 2004, № 4.
Рис. 3- 11. Средний прожиточный минимум в России, долларов США в день
В РФ возникла уникальная категория «новых бедных» - те группы работающего населения, которые по своему образовательному уровню и квалификации, социальному статусу и демографическим характеристикам никогда ранее не были малообеспеченными.
Здесь надо сделать оговорку. В РФ в ходе реформы обеднело подавляющее большинство граждан, так что у них еще сохранилась данная общим образованием единая культурная основа, один и тот же способ мышления и рассуждения. Подавляющее большинство наших бедных имеют еще жилье, а в квартире свет, водопровод, отопление, книги на полках. Все это «держит» человека. Совсем иное дело – бедность в трущобах типичного капиталистического города. Здесь бедность приобретает новое качество, для определения которого пока что нет подходящего слова в русском языке. Вернее, смысл слова, которым точно переводится на русский язык применяемый на Западе термин, у нас совсем иной. Бедность (poverty – англ.) в городской трущобе на Западе для большинства быстро превращается в нищету, ничтожество (misery – англ.).
Нищета – это такая бедность, когда безымянные общественные силы толкают тебя вниз, не дают перелезть порог. В такой ситуации очень быстро иссякают силы, и человек теряет все личные ресурсы, которые необходимы для того, чтобы подняться. Переход людей через барьер, отделяющий бедность от нищеты – важное и для нас малознакомое явление. В последние годы этот переход приобрел характер массового социального явления, и вся общественная система резко изменилась.
По данным социологов (Н.М. Римашевская), к 1996 г. в результате реформ в РФ сформировалось «социальное дно», составляющее по минимальным оценкам 10% городского населения или 10,8 млн человек. В состав его входят: нищие (3,4 млн.), бездомные (3,3 млн.), беспризорные дети (2,8 млн.) и уличные проститутки (1,3 млн.)[9].
[9] Данные МВД, по мнению социологов, не отражают масштабов явления, поскольку МВД учитывает только тех, кто попадает в сферу его прямых функций. Официальной статистики не публикуется.
Большинство нищих и бездомных имеют среднее и среднее специальное образование, а 6% – высшее. 85% населения и 87% экспертов считают, что «социальное дно» растет и становится более агрессивным. Сложился и равновесный слой «придонья» (зона доминирования социальной депрессии и социальных катастроф), размеры которого оцениваются в 5% населения. Как сказано в отчете социологов, находящиеся в нем люди «испытывают панику».
Очень сложная ситуация в первые десятилетия реформ была у пенсионеров. В 1991-2007 гг. средняя пенсия не превышала уровень 4 долл. США в день (Рис. 3- 12).
Рис. 3- 12. Средняя начисленная пенсия в России, долларов США в день
В советское время пенсионное обеспечение осуществлялось полностью за счет средств государства и колхозов[10] без каких-либо вычетов из доходов трудящихся. Подробнее см. здесь о Пенсионном обеспечении в РСФСР и РФ в 1960-2017 гг.
[10] С 1 октября 1964 г. введено государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование для председателей, специалистов и механизаторов колхозов. В соответствии с Законом «О пенсиях и пособиях членам колхозов», принятым Верховным Советом СССР, с 1 января 1965 введено пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца для всех членов колхозов. Средний размер пенсии по возрасту для колхозников по отношению к соответствующему уровню пенсии, назначенной по Закону о государственных пенсиях, составил в 1980 г. 48%, в 1988 г. – 58%. Существенным дополнением к бюджету пенсионеров-колхозников был доход от личного подсобного хозяйства, который составлял 38% совокупного дохода в 1987 г.
Опасность сдвига от структурной бедности к крайнему обеднению резко усиливается вследствие резкого расслоения регионов РФ по доходам населения. Одним из принципов советской социальной политики было постепенное выравнивание регионов по главным показателям благосостояния. На общем фоне существенно выделялись столицы – Москва и Ленинград. В ходе реформы региональная дифференциация резко усилилась. Резко нарушились устоявшиеся, стабильные соотношения в социальных индикаторах разных регионов страны.
Например, если в 1990 г. средний доход жителей Горьковской области составлял 72,4% от среднего дохода жителей Москвы, то в 1995 г. средний доход жителей Нижегородской области составлял 22,4% от среднего дохода москвичей, в 2000 г. – 21,5, в 2005 г. – 25, в 2010 г. – 37, в 2013 г. – 45, в 2015 г. – 52, в 2017 – 50%.
В 1990 г. максимальная разница в среднедушевом доходе между регионами РСФСР (Магаданская обл. – Дагестан) составляла 3,5 раза. В 1995 г. она выросла до 15,6 раза (Москва – Ингушетия), в 2000 г. составила 13,6 раза (Москва – Ингушетия), в 2005 г. – 11,2 раза (Москва – Усть-Ордынский Бурятский авт. округ), в 2009 г. – 7,6 раза (Ненецкий авт. округ – Ингушетия), в 2010 г. – 4,6 раза (Москва – Ингушетия), в 2013 г. – 5,8 раза (Ненецкий авт. округ – Калмыкия), в 2015 г. – 4,9 раза (Ненецкий авт. округ – Калмыкия), в 2017 г. – 5,1 раза (Ненецкий авт. округ – Тыва). Если в 1980-е годы разные регионы, включая Москву, образовывали довольно компактную по доходам группу, то с началом реформы происходило их быстрое расслоение. Этот процесс на примере Москвы, Томской и Нижегородской областей показан на Рис. 3- 25. С 2000 г. расхождение стало сокращаться.
Рис. 3- 25. Индексы среднедушевых денежных доходов населения
в отдельных регионах РСФСР и РФ (среднероссийский уровень принят за 100): 1 – Москва; 2 – Томская обл.; 3 – Нижегородская обл.
Совершенно по-разному росли в разных регионах масштабы бедности. Еще в 1994 г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, составлявшая в среднем по РФ 22%, колебалась в разных регионах около этого уровня, хотя были уже и резкие отличия (например, в Республике Тыва доходы менее прожиточного минимума имели 67% населения). Но к 1999 г. регионы по этому показателю стали отличаться очень резко (Рис. 3- 26).
Так, за 1994-1999 гг. в областях Северного, Северо-Западного и Центрального районов этот показатель был весьма стабильным, а в Республике Марий Эл он возрос с 22% до 60%, в Республике Алтай с 15 до 63%, в Алтайском крае с 23 до 54%. В 2000‑х гг. ситуация выправлялась. Так, за 2000-2012 гг. доля бедного населения в Республике Марий Эл снизилась с 60% до 20%, в Республике Алтай с 60 до 19%, в Алтайском крае с 54 до 21%, в Республике Дагестан с 73% до 7%, в Республике Ингушетия с 94 до 17%, в Республике Тыва с 78 до 28%, в Забайкальском крае с 67 до 18%. В 2013 г. в Республике Тыва доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла 38%, а в 2017 г. – 42%, в Республике Ингушетия – 20 и 32%, в Забайкальском крае – 16 и 21%, в Москве – 9 и 8,9% (Рис. 3- 26), соответственно.
Рис. 3- 26. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в отдельных регионах РФ, в процентах от общей численности населения
Резко стали различаться регионы по доле нетрудовых доходов в общей сумме среднедушевых доходов. В 2000 г. в Москве среднедушевой доход составлял 9285 руб. в месяц, а средняя номинальная начисленная зарплата была 3229 руб. То есть отношение «доход/зарплата» было равно 2,9. Рядом, в Московской области, доход был 1859 руб., а зарплата 2269 руб. – на одну зарплату в среднем жило более одного человека. Здесь отношение «доход/зарплата» было равно 0,82.
Рис. 3- 27. Соотношение номинальных доходов и начисленных зарплат в Москве и Московской области, раз
Таким образом, доля зарплаты в общих доходах среднего москвича была в 3,4 раза меньше, чем в Московской области. А в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе средний душевой доход составлял в 2000 г. 595,8 руб., а зарплата – 1058,4 руб., отношение «доход/зарплата» было равно 0,56. К началу 2010-х дифференциация смягчалась: в 2006 г. и 2012 г. соотношение «доход/зарплата» в Москве было равно 1,7 и 0,96, а в Ингушетии 0,5 и 0,7, в Ивановской области 0,7 и 0,9. В 2000 г. и 2016 г доля нетрудовых доходов (от собственности, от предпринимательства и «другие», без социальных выплат) в общей сумме среднедушевых доходов составляла в Москве 69% и 33%, в Московской области – 35% и 54%, в Ингушетии – 48% и 48%, в Ивановской области – 32% и 50%, в Бурятии – 49% и 49%, в Дагестане – 62% и 78%, в Тюменской области – 32% и 18%, в Югра – 28% и 13% соответственно.
Другим фактором расслоения населения РФ по доходам стала резкая дифференциация работников разных отраслей производства и услуг. В РСФСР отраслевые различия в уровне оплаты труда, в общем, соответствовали затратам физических и нервных усилий, и корректировались с помощью различных “коэффициентов” и льгот – при всех недостатках такого подхода. В первый же год реформ (уже в 1990 г.) это равновесие было нарушено.
За время с 1990 по 1995 г. межотраслевая дифференциация среднего уровня зарплаты возросла с 2,4 до 5,2 раз (а если учесть резко выделяющуюся газовую промышленность, то до 10 раз). В 2004 г. средняя начисленная зарплата составляла по РФ в целом 6739,5 руб., в газовой промышленности 33376 руб., в сфере образования 4208 руб. и в сельском хозяйстве 2792 руб. После 2005 г. Росстат перегруппировал виды экономической деятельности таким образом, что точное определение средних зарплат по профессиям стало невозможным.
Динамика процесса профессиональной дифференциации по зарплате представлена на Рис. 3- 28 и Рис. 3- 29.
Рис. 3- 28. Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, науки и финансовой сферы в РСФСР и РФ к среднероссийскому уровню, в %
Рис. 3- 29. Отношение среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства и аппарата органов государственного и хозяйственного управления в РСФСР и РФ к среднероссийскому уровню, в %
Отметим, что в реформы более чем втрое увеличилась численность занятых финансовой деятельностью[11], у которых наблюдался существенный рост средней заработной платы в 1990-е гг.
[11] Финансисты - влиятельная часть российского менеджмента. Подробнее см. здесь об эффектных менеджерах распромышленной России.
Рис. 3- 30. Среднегодовая численность занятых финансовой деятельностью в РСФСР и РФ тыс. чел.: 1 – финансы, кредит, страхование; 2 – финансовая деятельность
Как же сказались изменения в структуре доходов и в ценах на доступе к главным жизненным благам? См. в частности здесь о Потреблении продуктов питания в РСФСР и РФ 1950-2016 гг., а также другие материалы из Белой книги России 1950-2013-2017 гг.
см. на дзен>>
Источник: http://riskprom.ru/publ/43 |