Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001 [3]
Эта книга - о состоянии современной России, в которое она приведена за десятилетие реформ Книга эта белая. Это значит, что в ней даны не мнения и оценки, а факты. Триста графиков, взятых из официальной статистики, дают картину общего состояния дел в хозяйстве России
Белая книга реформ (1970-2003 гг.) [1]
Эта книга – изложение фактов, говорящих о социально-экономическом состоянии России, в которое она приведена за время радикальных экономических реформ с 1991 по 2003 годы
Куда идет Россия (1970-2007). Белая книга реформ (1991-2007) [1]
Это - четвертое издание «Белой книги» об экономической реформе в России, в которой временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон нашей жизни доведены до 2007 года
Куда идем? Беларусь, Россия, Украина (1970-2007 гг.) [1]
В этой книге показано, как пережили кризис 90-х годов и 2000-2007 годы народы и хозяйства Беларуси, России и Украины. Главные характеристики жизни трех наших стран, представленные в форме графиков, показывают, что с середины 90-х годов в каждой из них реализуется свой, отличный от других, проект восстановления и развития.
Народное хозяйство СССР (середина-конец XX в.) [1]
В данной книге излагаются почти исключительно статистически значимые факты, причем удостоверенные органами государственной статистики. Это факты, говорящие о развитии главных систем народного хозяйства СССР и материальном обеспечении (благосостоянии) населения.
Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013-2017 гг. [64]
В книге даны временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон жизни нашей страны с середины прошлого века по настоящее время

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 288


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Белая книга России: сер. XX - нач. XXI вв. » Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013-2017 гг. [ Добавить статью ]

Пенсионное обеспечение в РСФСР и РФ в 1960-2017 гг.

В советское время пенсионное обеспечение осуществлялось полностью за счет средств государства и колхозов* без каких-либо вычетов из доходов трудящихся.


* С 1 октября 1964 г. введено государственное пенсионное обеспечение и социальное страхование для председателей, специалистов и механизаторов колхозов. В соответствии с Законом «О пенсиях и пособиях членам колхозов», принятым Верховным Советом СССР, с 1 января 1965 введено пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца для всех членов колхозов. Средний размер пенсии по возрасту для колхозников по отношению к соответствующему уровню пенсии, назначенной по Закону о государственных пенсиях, составил в 1980 г. 48%, в 1988 г. – 58%. Существенным дополнением к бюджету пенсионеров-колхозников был доход от личного подсобного хозяйства, который составлял 38% совокупного дохода в 1987 г.

За два последних советских десятилетия общая численность пенсионеров в РСФСР выросла более чем на 40% – с 23 до 33 млн чел в 1970-80-е гг. Доля пенсионеров по возрасту увеличилась за это же время с 60 до 78%. Демографические последствия реформ 1990‑х гг. практически остановили рост числа пенсионеров по возрасту на уровне 29 млн чел. в 1990‑2000‑е гг., он возобновился с конца 2000-х гг. (Рис. 3- 13).

Рис. 3- 13. Численность пенсионеров в РСФСР и РФ, на конец года, млн чел.

С конца 2000-х гг. быстро растет коэффициентом демографической поддержки – отношение численностей населения пенсионного и трудоспособного возраста (Рис. 3- 14):

Рис. 3- 14. Численность населения пенсионного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше), приходящаяся на 100 человек населения трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины - 16-54 года) в РСФСР и РФ, человек

Вместе с тем общая численность нетрудоспособного населения (младшее и старшее поколение), приходящаяся на трудоспособное, только с середины 2010-х гг. превысила уровень 1990 г. (Рис. 3- 15):

Рис. 3- 15. Численность населения младше, старше трудоспособного и трудоспособного возраста в РСФСР и РФ, млн чел

После создания Пенсионного фонда РФ (ПФР) в 1991 г. российские статистические службы стали наблюдать за соотношением численности пенсионеров, всего населения и занятых в экономике (Рис. 3- 16):

Рис. 3- 16. Численность пенсионеров, приходящаяся на 10 человек населения, и численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, в РСФСР и РФ, человек

Из Рис. 3- 16 видно, что темпы роста численности пенсионеров относительно всего населения существенно не изменялись в России с 1970 г., а коэффициент демографической нагрузки пожилыми на 1 занятого в экономике стабилизировалась с конца 1990-х гг.

Численность пенсионеров во многом определяется демографическими условиями. Уровень смертности населения пенсионного возраста измеряют интегральным показателем ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) в возрасте выхода на пенсию, а не при рождении. ОПЖ определяется Росстатом как число лет, которое в среднем предстояло бы прожить одному человеку из некоторого гипотетического поколения при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в определенный год, для которого вычислен показатель. Действительная средняя продолжительность жизни реальных поколений может отличаться от ОПЖ из-за изменений смертности на протяжении их жизни. Например, смертность мужчин трудоспособного возраста в 1991-1994 гг. резко выросла на 77%, и только к концу 2010-х гг. почти вернулась к дореформенному уровню 1990 г. ОПЖ в возрасте выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) практически оставалась неизменной в 1960-1980-е гг.: для мужчин – ок. 15, а для женщин – ок. 24 лет (Рис. 3- 17).

Рис. 3- 17. Ожидаемая продолжительность жизни в возрасте выхода на пенсию (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) в РСФСР и РФ, лет

В 1990-2000-е гг. ОПЖ мужчин пенсионного возраста сокращалась в среднем на 1,5 года, а женщин – на год. В дальнейшем в середине 2010-х гг. советские уровни этих показателей смертности были превышены на 1,4 года для мужчин и на 2,2 года для женщин (Рис. 3- 17). Вместе с тем в 2010-х гг. для 65-летних мужчин и 60-летних женщин ОПЖ будет меньше в среднем на 2,6 лет для мужчин и на 4 года для женщин.

Создание ПФР в начале реформ 1990-х гг. предполагало переход от полностью бюджетного финансирования пенсионной системы к «солидарной» схеме, когда текущие пенсии формируются за счет отчислений занятых в экономике. От «бюджетной» транспоколенной балансовой схемы (1) перешли к «солидарной» двупоколенной (2):

 

расходы государственного бюджета

Х

доля расходов на пенсионное обеспечение

=

численность пенсионеров

Х

средний размер пенсий

(1)

 

численность плательщиков в ПФР

Х

средний трудовой доход

Х

коэффициент отчисления в ПФР

=

численность пенсионеров

Х

средний размер пенсий

(2)

В «бюджетной» схеме старшее поколение содержится за счет достижений всех предыдущих поколений, а в «солидарной» задействованы только «отцы и деды». В советское время пенсионное обеспечение осуществлялось полностью за счет средств государства и колхозов без каких-либо вычетов из доходов трудящихся.

В «бюджетной» схеме старшее поколение содержится за счет достижений всех предыдущих поколений, а в «солидарной» задействованы только «отцы и деды». В советское время пенсионное обеспечение осуществлялось полностью за счет средств государства и колхозов без каких-либо вычетов из доходов трудящихся.

Для получателей пенсии в «солидарной» системе важна не общая численность занятых, а их трудовые достижения, от размеров которых во многом и зависит «достойная старость» (см. выше (2)). Трудовые результаты занятых можно оценить по производительности труда, которая изменялась, как показано на Рис. 3- 18.

Рис. 3- 18. Уровень производительности труда занятых в экономики России по сравнению с 1990 г., %
(отношение индексов валового продукта и численности занятых, 1990=100)

Произвести одинаковую «единицу пенсии» может и один, и двое занятых в экономике, если их производительность труда различается вдвое. Примем за условную единицу занятого в экономике с его производительностью труда в 1990 г. Тогда численность производительно занятых приходящаяся на 1 пенсионера вовсе не падала в советское время (по абсолютным соотношениям упала с 2,7 до 2,3 чел. – см. Рис. 3- 16), а наоборот выросла за 1970-1990 гг. на 40%. Это позволяло расширять в т.ч. и пенсионное обеспечение. Как видно на (Рис. 3- 19) занятые в экономике в 2010-х гг. вполне способны производить и практически производят требуемую «единицу пенсии» для всех пенсионеров, как это было в конце 1970‑х – начале 1980‑х гг.

Рис. 3- 19. Относительное соотношение (1990=1) численностей производительно занятых в экономике и пенсионеров в РСФСР и РФ, ед.

Для пенсионной системы «солидарного типа» более важно соотношение не с занятыми в экономике, а с организованными работниками, на отчисления от официальных заработков которых и «содержатся» пенсионеры (в основном, по старости: таких с 2010 г. уже свыше 80% - см. Рис. 3- 13). Из Рис. 3- 20 видно, что уже с конца 1990-х гг. эти соотношения стали расходится. Численность занятых в экономике пенсионеров, приходящаяся на 1 занятого стабилизировалась на уровне 1,7 чел., а на 1 работника организации сократилась к 2017 г. до соотношения 1 к 1.

Рис. 3- 20. Численность занятых в экономике и численность работников организаций, приходящихся на одного пенсионера, человек; численность населения трудоспособного возраста, приходящаяся на 1 человека пенсионного возраста

Не задумываются солидарно содержать пенсионеров не только занятые в экономике, но и организованные работники. Реальные среднемесячные доходы от оплаты труда уже с конца 2000-х гг. превысили дореформенные уровни, но доля скрытых зарплат поднялась до 40% (Рис. 3- 21).

Рис. 3- 21. Индексы реальной среднемесячной оплаты труда (1990=100) работников организаций в РСФСР и РФ

Важно отметить, что в реальном выражении средние пенсии также выросли после резкого падения в 1990-е гг. почти на 70%. В 2010-е гг. размер средней пенсии в реальном выражении превышал дореформенные уровни на 30-40%, и практически вернулся на советский тренд роста (Рис. 3- 22).

Рис. 3- 22. Средний размер месячной пенсии в реальном выражении относительно 1990 г., %

Вместе с тем средняя назначенная пенсия по отношению средней начисленной зарплате только в 2010-х гг. вернулась к дореформенному уровню Рис. 3- 23.

Рис. 3- 23. Соотношение среднего размера назначенных пенсий со средним размером начисленной заработной платы, %

Существенный рост пенсий начался с середины 2000-х гг., когда в ПФР начали вливать бюджетные средства, и «солидарная» пенсионная система стала все более превращаться в «полубюджетную» (Рис. 3- 24). В 2011-2017 гг. доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета составляла в среднем 44% от всех поступлений в ПФР.

Рис. 3- 24. Индексы (1990=100) общих расходов на выплату пенсий в реальном выражении в РСФСР и РФ

За все постсоветские годы перехода российской пенсионной системы от «бюджетной» схемы к «солидарной» пенсионеры уже недополучили средства, достаточные для выплаты пенсий в среднем размере 2017 г. в течение более чем 6 лет (а в реальном размере 1990 г. – в течение 11 лет).

*  *  *

Все что выше - факты на основе официальных данных государственных статистических органов РСФСР и РФ. На их основе можно уже делать мнения и давать оценки. Попробуем.

Что ждет пенсионную систему РФ в будущем в рамках нашего "привычного капитализма"

Пенсионная система – это не свод бухгалтерских проводок о собранных налогах и выплаченных пенсиях. Ее функция – обеспечение «достойной смерти» старшего поколения (в предпоследний путь), а вовсе не «долгой счастливой жизни» (последнее больше к детям подходит, а не к рекламнорадующимся старичкам, прикидывающимися детьми). Образ достойного ухода старших важен не для «дедов», а для «детей». Решать пенсионное будущее будут новые «отцы», которые детьми видели, как поступали в реформы 90-10-х гг. с ними и с дедами. Наиболее тяжелый вариант предстоит, если будут мстить, отпустив руку рынка в карман уже полуконкурентоспособных «дедов» (месть в виде безразличия). Запуск сценария чистой «солидарной системы» быстро сократит пенсионеро-рубли не только по линии численности пенсионеров, но и по доходам «отцов». Конкуренция «отцов» и «дедов» обескровит (дедов), обезрублит (отцов) и обесчеловечит (детей) – всех. Такой вариант вполне возможен в шоковом исполнений, о чем вновь напомнили власти в пенсионную реформу 2018 г., освежив для острастки подзабытые картины о пенсионерах на помойках в 90-х. Рыночная солидарность быстро скинет пенсионную систему с нынешних качелей стабильности на внебюджетное дно. Нащупав его, придется вводить пенсионный коммунизм – из бюджета всем выделят примерно одинаковое контрнаграждение «за поражение в конкурентной борьбе». Обучать детей придется на картинных примерах пенсионеров, стоящих двумя ногами на чужих могилах. Если не будет угрожающих внешних факторов, то даже высыхающих соков советской пенсионной системы вполне хватит на продолжение и активизацию «солидарной конкуренции» (за прошедшие 27 лет реформ из пенсионной системы изъяли почти 11 «неоплаченных» лет – см. Рис. 3- 24; а если отказаться от советского тренда роста и зафиксировать уровень 1990 г. как вершину для падения, то 15-25 лет волне еще можно катиться на дно, пока конкуренция станет невозможной). Безысходность (историческая ловушка) этого сценария в том, что он быстро порождает «общность, которую нет смысла эксплуатировать». Ее модельным прообразом станут потребители средств на проживание в РФ, лишенные статуса «старшее поколение». Внешнее давление для ускорения этого сценария могут и не применять и даже ослабить, если попросят.

Второй вариант: новые отцы пожалеют вновьпредставленных старперов. Пожалеют не уважая, с некоторой долей презрения. Полубюджетное финансирование сохраниться. Большинству свидетелей и ветеранов Перестройки назначат одинаковые бюджетные пенсии (выше, чем в первом сценарии и ниже чем сейчас), а награду «за бесцеНно прожитые годы» будут регулировать прибавками, вырученными от солидарных полудобровольных взносов от предприимчиво занятых в порах экономики. Более высокие прибавки как награды назначат работавшим в советское время в «неинтеллигентных местах» (например селянам, которых не так много останется). Дадут прибавки и тем, кто выжил в 80 лет, и кто занимался физическим трудом (это будет считаться подвигом). Заслуженный отдых обеспечат только за советскую службу и труд (как сейчас опекают ветеранов Великой Отечественной войны). За службу РФ выдадут плату на «заработанный отдых».

Третий вариант: новые отцы, помня о пережитом ими в детстве 90-00-х, позаботятся о нетравмировании своих детей (скорее по форме), а многочисленных «устаревших отцов» будут использовать как расходный материал в создании «цифровой пенсии». Вводится практически полное бюджетное пенсионное обеспечение с высоким уровнем немонетизированных распределений через карточную систему (дополнительный стимул развития сетевого производства и торговли в РФ). Карточки может эмитировать и ПФР, который сменит название, вывески и апартаменты. Живые деньги пенсионерам в пределе будут выдаваться в размерах покупок сладостей внукам. «Зато он был как ребенок» – главный посыл цифровой заботы о ветеранах и свидетелях Перестройки. Изготавливается цифровая картинка заботы об умалишенных стариках, так дешево в расцвете сил продавших СССР непонятно кому (на их бы месте не продешевили…). Важно, чтобы дети не понимали их странных страданий (недовольство приветствуется). Нецензурно требующие отдать «заработанное» на руки неизбежно получают «заслуженный» билет для приятного прополаскивания остатков мозга на виртуальных диссидентских кухнях. Жильцы Перестройки вполне контролировались в зрелости, а в старости «под айфон» – тем более. Не бросим их на произвол англичанки. Основные затраты здесь манипулятивные. Обертки изготовлять научились, голод на них остался. Вполне реальный вариант. И, похоже, внешне дешевле обойдется ветеранам Перестройки. Они это заценят. Третий сценарий не тотальный – останутся, оставят и создадут ниши «правды и справедливости».

Все варианты развития событий сильно зависят от того, как будет трактоваться содержательный смысл заслуг в распространенном пенсионном понятии «заслуженный отдых». Пока в постсоветских реформах речь идет о попытках смены «заслуженный» на «заработанный» (не важно даже кем, самим пенсионером или солидарным для него «занятым в экономике»). Недавние объяснения повышения возраста выхода на пенсию из этой же схемы: действующие поколения пенсионеров уже все заслужили (кровью и потом), а предпенсионеры еще маловато заработали (недостаточно или вовсе не проливали крови и пота). Раз «занятый в экономике» РФ к выходу не заработал на пенсию, то прольет физиологические жидкости в предпенсионном возрасте, и этим заслужит избавление от приставки «пред». Для содержания нынешних стариков по разным причинам не удается натрясти «комфортных» средств из солидарных им «занятых в экономике». А раз «время – деньги», то превращение «занятого» в «отдыхающего» для РФ отсрочено. В основном с оглядкой на Запад, где избранные счастливчики попозже пересекают границу приятного пенсиона, дрейфующего к пунктам эвтаназии.

В рамках распространенного постперестроечного словаря сложно будет объяснить контекст «заслуг за труд», особенно применительно к активным поколениям реформ 90-00-х. Как вариант могут заменить заслугами «за волю к жизни». Тогда пенсия останется наградой, а не процентом от депозита в ПФР. Выжил в реформы – герой. Решать это будут новые отцы для воспитания новых детей, а не для комфорта устаревших папаш (как сейчас власти объясняют необходимость им затянуть время, а не пояса).

А что во второй и главной части «заслуженного отдыха»? От чего будет отдыхать новый пенсионер из 90-х? Какой прижизненный груз он тянул, а теперь не может? На кого теперь взвален этот груз, а он еще и благодарен?

В комфорт-ориентированном дискурсе тема отдыха не предполагает даже риторического вопроса от чего и почему накопилась усталость. Ее быстро пропускают и акцентируют на следующих стадиях отдыха: расслабление, прилив сил, развлечение. Для пенсионеров все же критична фаза усталости. Раз работал по найму, получал и на отдых. Не отложил вовремя и достаточно на комфортный отдых (сам или через госуслуги) – в пенсионной старости скоропостижно отдохнешь от жизни (более грубо из того же корня получишь не отдых, а под дых и сдохнешь). Популярная культура праздного отдыха (делу час – потехе время) оттеснила индустриальный режим «труда и отдыха», откуда ранее и следовал отдых, заслуженный трудом. Трудом во имя будущего, попадая в которое в старости и получаешь отдых из прошлого.

Для будущего состояния российской пенсионной системы критическим является последнее советское поколение 1970-80-х гг. в стадии полного вхождения в пенсионный возраст (примерно в 2040-2050 гг.). Поколения 1950-60-х гг. сильно травмированы Перестройкой и недееспособны в символьной сфере (все усилия растратили на подсчеты пенсионного дебет-кредета). Старики нужны для молодых как источник знаний.

У поживших уважают силу знания (жизненный опыт), а не чудеса сохранения физической силы. Поколение 1970-80-х гг. вполне способно копить, нести и передать знание о советском проекте, в т.ч. и о пенсионном обеспечении. Знание должно быть очищено от пристрастий, тогда проникнет через фильтры любых реформ и может быть усвоено как минимум правнуками. За это и пенсионную награду можно взять. Если дадут.

Рискпром, Сентябрь 2018



Источник: http://riskprom.ru/publ/43
Категория: Белая книга России: Строительство, перестройка и реформы: 1950–2013-2017 гг. | Добавил: safety (11.09.2018) | Автор: Белая книга России
Просмотров: 110 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]