Все более часто оглашается "предпринимательский" ВОПРОС: А
создают
ли угрозу жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда состоянию или
качеству окружающей среды, общественной безопасности, отдельные нарушения
Правил промышленной безопасности? Можно ли иногда нарушать часть правил? По опыту результатов реформы техрегулирования нужно стремиться пресекать на корню такие "вопросы" - правила записаны горьким опытом прошлых аварий, за каждым пунктом правил - смерть. В противном случае за отменой ( под предлогом "несущественностьи") пунктов правил
нужно соглашаться
и на будущие трагедии. И готовиться к дебатам по вопросам "выгодности" смерти соотечественников 1) от нарушений требований промышленой безопасности или 2) от угроз беспромышленного существования. Пункты правил действуют не обособленно, а в комплексе и раздельно обсуждать их отдельную "отсталость/негодность" методически неверно. Правила удовлетворительно действуют и спасают от аварий в "нормальных" условиях. Что происходит с требованиями в условиях кризиса - важнейший вопрос - он пока явно не формулируется и не оглашается Пример "предпринимательского" ВОПРОСА-сомнения ниже:ВОПРОС ЭКСПЕРТУ Ростехнадзор в рамках возложенных
функций по осуществлению контроля за соблюдением правил промышленной
безопасности проводит проверки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В ходе
проводимых проверок выявляются множественные нарушения, ответственность за
которые предусмотрена, в том числе, статьями 9.1 и 9.5 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в качестве меры ответственности за совершение правонарушений,
квалифицируемых по статьям 9.1 и 9.5, предусматривает такую меру
ответственности как административное приостановление деятельности.
В свою очередь статьей 3.12 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях установлены условия
применения такой меры ответственности как административное приостановление
деятельности. Согласно данной норме административное приостановление
деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей,
возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных
объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной
катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей
среды либо в случае совершения административного правонарушения в области
оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений,
содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры,
и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо
их прекурсоры, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области
установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных
граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на
осуществление отдельных видов деятельности, в области правил привлечения
иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности,
осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в
области порядка управления, в области общественного порядка и общественной
безопасности, в области градостроительной деятельности, в области
транспортной безопасности.
На практике возникают сложности с
оценкой опасности тех или иных из выявляемых правонарушений.
В связи с изложенным, просим ответить на
вопрос: создают ли угрозу жизни и здоровью людей, причинения существенного
вреда состоянию или качеству окружающей среды, общественной безопасности,
следующие нарушения Правил промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих
производств:
1. Печи
П-1, П-2 Установки ТК-2 не оборудованы дежурными (пилотными) горелками,
сигнализаторами погасания пламени горелок, средствами автоматической подачи
водяного пара в топочное пространство и в змеевики при прогаре труб, средствами
автоматического отключения подачи сырья и топлива при авариях в системах
змеевиков;
2. Печи
П-1, П-2 Установки ТК-2 не оборудованы системой блокировок и сигнализаций,
которые должны обеспечивать отключение подачи топлива к дежурным и основным
горелкам при: отклонениях параметров подачи топлива от регламентированных,
превышении предельно допустимой температуры сырья на выходе из печи;
3. Системой
противоаварийной автоматической защиты ЭЛОУ – 5, 6, 7 не предусмотрено
применение средств микропроцессорной и вычислительной техники, обеспечивающей
автоматическое регулирование процесса;
4. В
парке сжиженных газов ПВД-1, имеющим в своем составе объекты с технологическими
блоками I категории взрывоопасности, отсутствует автоматизированная система
управления и противоаварийной защиты (АСУ ТП и ПАЗ) на базе микропроцессорной и
вычислительной техники, обеспечивающей автоматическое регулирование процесса по
специальным программам и перевод технологического объекта в безопасное
состояние;
5. Операторная
управления технологическим процессом установки АВТ-2 расположена на расстоянии
ближе установленного для 3-го класса зоны разрушения и не обеспечивает
устойчивость к воздействию ударной волны, не обеспечена безопасность
производственного персонала и не имеет автономные средства обеспечения
функционирования систем контроля, управления, противоаварийной автоматической
защиты;
6. В
горячей насосной открытого типа отсутствуют средства автоматического газового
анализа с сигнализацией, срабатывающей при достижении предельно допустимых
величин;
7. Рабочие
и дежурные горелки печи П-2 не оборудованы сигнализаторами погасания пламени с
регистрацией погасания пламени;
8. Печь
П-2 не оснащена системой блокировок, обеспечивающей отключение подачи жидкого
топлива к основным горелкам при отклонениях параметров подачи топлива от
регламентированных, падениях объема циркуляции сырья через змеевики печи ниже
допустимых значений, превышении предельно допустимой температуры сырья на
выходе из печи;
9. Во
взрывоопасных помещениях насосных АВТ-2 над дверями не предусмотрено устройство
световой сигнализации о загазованности воздушной среды внутри помещений и
звуковой сигнализацией перед входными дверями;
10. Технологическая
система со взрывоопасной средой установки АВТ-2, не герметична и не исключает
создание опасных концентраций этих веществ в окружающей среде;
11. Насосы
с торцовыми уплотнениями, расположенные в холодной, горячей и в печной насосной,
не оснащены системой контроля за состоянием подшипников по температуре с
сигнализацией, срабатывающей при достижении предельных значений, и блокировками
в системе ПАЗ»;
12. Не
оборудованы дежурными (пилотными) горелками печи противоаварийной защиты (поз.)
П-1, П-2, П-3, П-4 установки АТ-ВБ;
13. Не
оборудованы рабочие горелки печей противоаварийной защиты (поз.) П-1, П-2, П-3,
П-4 установки АТ-ВБ сигнализаторами погасания пламени;
14. Отсутствуют
средства автоматической подачи водяного пара в топочное пространство и в
змеевики при прогаре труб, а также средства автоматического отключения подачи
сырья и топлива при авариях в системах змеевиков печей, чем не обеспечена в
полном объеме противоаварийная автоматическая защита печей (поз.) П-1, П-2,
П-3, П-4 установки АТ-ВБ;
15. Для
установок АВТ отсутствует перечень контролируемых параметров, определяющих
взрывоопасность процесса, и технические решения по обеспечению надежности
контроля параметров, разработанные и обоснованные разработчиком проекта;
16. Ведение
взрывопожароопасных технологических процессов осуществляется с нарушением
требований технологических регламентов на производство продукции АВТ-1:
- отключены системы автоматического
регулирования поз. PIC 204F;
- давление в емкости E-2, LIC 415 –
уровень в рибойлере Р-1 (Р-2);
17. Не
соответствует регламенту схема сигнализации и блокировок установки АВТ-4:
- поз. PIAL 212, PAL 1570, PAL 1569 по
давлению воздуха КИП;
- поз. PALL 1518 по давлению
газообразного топлива к основным форсункам печи;
18. Взрывопожароопасный
технологический процесс ведется без внесения изменения в проектную
документацию, согласованных с разработчиком проекта или с организацией,
специализирующейся на проектировании аналогичных объектов: согласно проекту
ГИПРОГРОЗНЕФТЬ от 1960 г. сырьем установки 29/3 является пропан-пропиленовая
фракция, фактически перерабатывается бутан-бутиленовая фракция (технологический
регламент, утвержденный генеральным директором 23.06.2010);
19. Строительство
объектов без разрешения на строительство, предусмотренного статьей 51
Градостроительного кодекса Российской Федерации.
ИТАК, Создают ли угрозу жизни и здоровью людей, причинения существенного вреда
состоянию или качеству окружающей среды, общественной
безопасности, отдельные нарушения Правил промышленной безопасности для
нефтеперерабатывающих производств???
В теории государства и права существует
мнение, что кроме уровня преступности и правонарушений, одними из критериев
оценки общественной безопасности следует считать уровень защиты личности и
общества от последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. К таким
последствиям в социальной сфере сегодня относят не только материальный ущерб, но
и послеаварийное понижение технологического статуса не столько самого
аварийного объекта, сколько всей отечественной промышленной отрасли, что
существенным негативным образом отражается, как сейчас говорят, "на конкурентоспособности и
инвестиционной привлекательности" российской экономики в целом.
Перечисленные выше нарушения Правил
промышленной безопасности для нефтеперерабатывающих производств существенно
увеличивают возможность возникновения промышленной аварии и перерастания ее в
техногенную катастрофу по типу «эффект домино».
Специфика возникновения известных и изученных
промышленных аварий заключается в том, что к аварии приводит не единственная
предпосылка, а выстраивается уникальная для каждой аварии причинная цепь,
составными звеньями который являются предаварийные причины, запреты и
ограничения на которые и устанавливают Правила промышленной безопасности по
опыту расследования прошлых аварий. Другими словами, невыполнение отдельного
требования Правил в большинстве случаев и не должно сразу приводить к аварии,
но резко увеличивает возможность выстраивания причинной цепи ведущей к аварии,
т.е. увеличивает угрозу возникновения, как самой аварии, так и ее последствий,
а именно: угрозу жизни и здоровью людей и перерастания аварии в техногенную
катастрофу. По опыту известных аварий в нефтеперерабатывающей промышленности,
поражающие факторы аварии на отдельных установках с участием характерных для
отрасли объемов обращающихся опасных веществ достаточны для смертельного
поражения человека на расстояниях вплоть до нескольких сот метров от места
возникновения аварии, а зоны полных разрушений могут достигать соседнее
оборудование и сооружения.
Другими словами опасность аварии априори
присуща любой нефтеперерабатывающей установке вследствие факта наличия и
обращения на ней значительного количества опасных веществ, но при неисполнении
требований Правил промышленной безопасности, подтвержденых опытом прошлых
аварий, увеличивается возможность реализации опасности аварии, т.е. потенциал
опасности перерастает в реальную угрозу, в данном случае жизни и здоровью людей
и общественной безопасности.
Источник: |