В начале 2010-х влиятельными идеологами технического регулирования был вброшен профессионально упакованный тезис об "избыточных инвестициях" в безопасность российских опасных производственных объектов. На публичных совещаниях высших властных эшелонов в ряду "нецивилизованных" причин неблагоприятности российского инвестиционного климата пеняли и на отсталость отечественных норм промышленной безопасности (подробнее см. здесь >>).
Посмотрим, а что же в действительности по данным официальной статистики происходит с инвестициями в основной капитал РФ, и ранее происходило с капиталовложениями в народное хозяйство РСФСР.
Индексы капитальных вложений в народное хозяйство РСФСР и инвестиций в основной капитал в РФ (в сопоставимых ценах, 1990=1)
[Источник исходных данных: ЦСУ РСФСР, Росстат]
За годы реформ 1991-2013 гг. недовложения в основной капитал России составили ~6,6 трлн. долл. США. Это в 3,2 раза превышает объем ВВП РФ за 2013 г., или в 9 раз больше всех доходов консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 г.
В контексте инвестиций из 23 лет новой России 9 лет испарились, пропали. Прожив более двух десятилетий, в настоящее и будущее сами вкладывали только 14 лет, а 9 лет проедали фонды из наследия, сужая наши горизонты. Если ВВП России с 2014 г. будет расти в среднем на 5% ежегодно, то всем дополнительным приростом можно заделать провал капиталоизъятий из новой России только через 30 лет. Инвестиционное будущее России уже отброшено реформами более чем на полвека назад. Как это происходило, каждый сам может посмотреть на графиках ключевых статистических показателей хозяйства и жизни нашей страны, которые наглядно представлены в Белой книге России.
Промышленная безопасность - важная сфера обеспечения современного промышленного производства. Как видно из данных официальной статистики масштабные капиталоизъятия обрушились и на промышленность, и на смежные сферы народного хозяйства. Кооперативный эффект подобного антиинвестирования отразился и на промышленной безопасности.
Вспомним важный риторический вопрос о промышленной безопасности в РФ (подробнее см. здесь>> и дополнительно здесь>>):
В.В. Путин на селекторном совещании 17.05.2010, посвященном расследованию аварии на шахте «Распадская», указал, что с 1998-го по 2008 год «затраты на охрану труда выросли … практически в 9 раз. В 9 раз! … если в 1998 году на эти цели было израсходовано всего 659 млн рублей в целом по отрасли, то в 2008 году уже 6 млрд рублей. А что происходило с так называемым смертельным травматизмом? Что было с этим страшным показателем? В 1998 году таких случаев было 135, и далее по соответствующим годам: 96, 121, 93, 68, 91, 126, 90, 58 и в 2007 году - 217. Да, мы видим, что в некоторые периоды, в отдельные годы было заметное улучшение. Но в целом-то! В целом количество несчастных случаев со смертельным исходом почти не сократилось. Возникает вопрос: в чем дело? Ведь денег-то в безопасность начали вкладывать намного больше. В разы больше! В 9 раз! И, конечно, у меня возникает вопрос: какие же расходы идут по разделу «Охрана труда»? Куда конкретно вкладываются эти деньги? В охрану какого и чьего труда? И достаточно ли этих средств для обеспечения безопасности с учетом роста добычи? А на самом деле оборудование не такое уж и дорогое. Оно просто дешевое».
Подобные вопросы не могут оставаться безответными, если не отворачиваться от нелицеприятных данных о динамике инвестиций основной капитал в новой России. Чем заделывать дыру в хозяйстве и безопасности из 9 бюджетов страны? |