Данилевский видел в этом типе очень устойчивую, наследуемую из поколения в поколение сущность – народ, воплощенный в обобщенном индивиде.
Однако история ХХ века заставляет существенно дополнить концепцию Данилевского. И русская революция, и перестройка конца ХХ века с последующей реформой показали, что в действительности цивилизация является ареной конкуренции (или борьбы, даже вплоть до гражданской войны) нескольких культурно-исторических типов, предлагающих разные цивилизационные проекты. Один из этих типов (в коалиции с союзниками) становится доминирующим в конкретный период и «представляет» цивилизацию.*1
Реформы Петра, несмотря на все нанесенные ими России травмы, не были пародией на Запад, они опирались на волю культурно-исторического типа, сложившегося в лоне российской цивилизации и начинавшего доминировать на общественной сцене. Модернизация и развитие капитализма во второй половине ХIХ века вызвали кризис этого культурно-исторического типа и усиление другого,
... Читать дальше »
Источник : С.Е. Кургинян. Роль элит в смене парадигм социально-экономического развития России// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование №6 2008