Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

понятие и определения [15]
общие сведения об оценке риска аварии
Риск аварии и теория вероятностей [5]
вероятностные показатели опасности аварии
Нормирование техногенного риска [28]
О нормировании, приемлемости и допустимости техногенного риска
оценка риска. ПРИМЕРЫ [6]
Примеры анализа опасностей и оценки техногеного риска
"Управлять риском" или ориентироваться в опасностях? [16]
Управление неуправляемым. (само)Обман и имитация
Качественная оценка риска [1]
О методах качественного анализа опасностей и оценки техногенного риска
Оценка риска в декларациях [3]
Анализ результатов декларирования промышленной безопасности. Раздел анализ безопасности

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 206


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Риск аварии » Нормирование техногенного риска [ Добавить статью ]

Методика установления допустимых уровней риска аварий на опасных производственных объектах

Устанавливание допустимого риска аварии в обосновании безопасности

В настоящей Методике применяются сокращения, а также основные термины и определения, приведенные в приложениях № 1 и № 2 к настоящей Методике

II. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВЛЕНИЮ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ РИСКА АВАРИИ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ

Уровни допустимого риска аварии могут устанавливаться федеральными законами, нормативно правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности и в обосновании безопасности опасных производственных объектов. Настоящая Методика распространяется исключительно на применение при разработке обоснования безопасности ОПО.

 Уровни допустимого риска аварии на ОПО, установленные в обосновании безопасности ОПО, не должны превышать соответствующие уровни допустимого риска аварии, если они уже установлены федеральными законами, нормативно правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативно правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Допустимый риск аварии на ОПО характеризует общественно-допустимый уровень опасности аварий для сложившихся и будущих социально-экономических условий, а также современного технического и технологического состояния отрасли ОПО.

Превышение допустимого риска аварии на ОПО  создает непосредственную и явную угрозу возникновения аварии на ОПО, и как следствие вызывает соответствующие угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, объектам окружающей среды, жизни или здоровью животных и растений.

Для безусловного непревышения допустимых уровней риска аварий на ОПО требуется неукоснительное соблюдение всех действующих требований промышленной безопасности для ОПО. При отступлении от требований промышленной безопасности требуется установление обоснованных уровней допустимого риска аварии на ОПО, непосредственно характеризующих возникновение угрозы аварий при данном отступлении в отсутствие соответствующих компенсирующих мер безопасности.

При обосновании безопасности установленные допустимые уровни риска аварии должны соответствовать организационным и техническим особенностям отдельного отступления и характеру компенсирующих мер безопасности.

Допустимые уровни риска аварии должны характеризовать целостную систему опасностей и угроз от возможных аварий на ОПО, включая прямые и косвенные материальные ущербы и репутационные потери от крупных промышленных аварий.

Критерии допустимого риска аварии на ОПО  необходимо выбирать, обосновывать и устанавливать в обосновании безопасности ОПО при отступлении от конкретных требований промышленной безопасности для ОПО, а также в случае отсутствия или недостаточности требований промышленной безопасности.

Определенные значения уровней допустимого риска аварии ОПО должны обосновываться и устанавливаться непосредственно разработчиком конкретного обоснования безопасности ОПО с учетом отраслевой и технологической специфики ОПО, а также характера отдельного отступления от требований промышленной безопасности и особенностей компенсирующих мероприятий. Обоснованность выбора показателей и критериев безопасной эксплуатации ОПО, в том числе критериев допустимого риска аварии на ОПО, удостоверяется экспертизой промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО.

 

III. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РИСКА АВАРИИ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

 

При анализе опасностей для заблаговременного выявления угроз промышленных аварий на ОПО  необходимо использовать риск аварии на ОПО в качестве показателя опасности аварии на ОПО, учитывающего вероятностный характер реализации опасностей аварии с причинением вреда людским, материальным и природным ресурсам.

В целях обоснования безопасности ОПО при отступлении от требований промышленной безопасности и обосновании мероприятий, компенсирующих эти отступления, результаты анализа риска аварии ОПО должны использоваться в следующем порядке:

  • - обоснованно выбираются основные и дополнительные показатели риска аварии, наиболее адекватно характеризующие безопасную эксплуатацию ОПО в области именно тех требований промышленной безопасности, для которых необходимы отступления и требуются соответствующие компенсирующие мероприятия;
  • - оцениваются изменения значений выбранных показателей риска аварии до и после возможных и фактических отступлений от требований промышленной безопасности, а также до и после возможного и фактического внедрения компенсирующих мероприятий.
  • - оцененные изменения сравниваются с соответствующими критериями безопасной эксплуатации при отступлении от требований промышленной безопасности.

При отступлении от требований промышленной безопасности, при соответствующем обосновании риск аварии на ОПО допускается использовать в качестве специального показателя безопасности ОПО.

В порядке приоритета к основным показателям риска аварии на ОПО, характеризующим допустимый уровень аварийной опасности ОПО, относятся:

  • - условная вероятность перерастания аварии на ОПО в крупную промышленную аварию для ОПО I и II класса опасности;
  • - условная вероятность возникновения эскалации аварии для ОПО III и IV класса опасности;
  • - условная вероятность возникновения зон смертельного поражения при аварии на ОПО с размерами достаточными для группового поражения людей из числа населения, персонала и иных третьих лиц;
  • - риск гибели человека и/или групповой гибели людей из числа населения, персонала и иных третьих лиц при аварии на ОПО (в т.ч. индивидуальный риск Rинд, потенциальный риск Rпот, коллективный риск Rколл, социальный риск F(x), частота реализации аварии с гибелью не менее одного человека R1);

<...>

Значения выбранных показателей аварийной опасности ОПО  определяют по утвержденным методикам в ходе проведения соответствующей процедуры оценки риска аварии на ОПО.

IV. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ НОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РИСКА АВАРИИ

Для установления допустимых уровней риска на ОПО после оценки значений обоснованных показателей аварийной опасности на ОПО проводят нормирование показателей риска аварии на ОПО.

Нормирование показателей риска аварии на ОПО  проводят на основе установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее аварийно опасных составных элементов ОПО НГК.

Установление степени опасности аварий на ОПО и определение наиболее опасных составных элементов ОПО необходимы для разработки обоснованных компенсирующих мер безопасности.

К основным способам установления степени опасности аварий на ОПО и определения наиболее опасных составных элементов ОПО относятся:

  • - ранжирование составных элементов ОПО по степени опасности;
  • - сравнение рассчитанных значений риска аварии с соответствующим:

‑ допустимым уровнем риска аварии, установленным в нормативных документах, в том числе в обосновании безопасности ОПО;

‑ фоновым риском аварии для внешнего окружения ОПО и/или с фоновым риском гибели людей в техногенных происшествиях;

‑ фоновым среднеотраслевым риском аварии для аналогичных ОПО или составных элементов ОПО.

При необходимости установления в целом для ОПО  степени его опасности по уровню риска аварии проводится сравнение рассчитанных для ОПО  значений риска аварии с рекомендуемыми критериями классификации аварийной опасности.

Ранжирование участков линейных ОПО и составных элементов площадочных ОПО по основным опасностям аварий осуществляется для однотипных участков и составных элементов ОПО по характерным для них показателям опасностей, измеряемых риском аварии (далее – показатели риска аварии).

Как правило, ранжирование проводится только участков линейных ОПО, и представляется в форме графиков распределения характерных показателей риска аварии по трассе линейного ОПО.

При необходимости ранжирования составных элементов площадочных ОПО формируют таблицу с полным перечнем рассмотренных составляющих, сгруппированных по типам (насосное оборудование, резервуары и иное емкостное оборудование, технологические трубопроводы опасных веществ), и указанием рассчитанных показателей риска аварии в порядке убывания средней массы утечки опасного вещества при наиболее опасном сценарии аварии. Отдельно отмечаются составляющие, имеющие максимальные значения по другим показателям.

На основе ранжирования участков и составных элементов ОПО по рассчитанным количественным показателям риска аварии устанавливают степень опасности участков и составных элементов ОПО.

Опасность аварии на участках и составных элементах ОПО устанавливается относительным сравнением с фоновым (среднестатистическим) уровнем риска аварии по следующим степеням:

- малая;

- средняя;

- высокая;

- чрезвычайно высокая.

<...>

При обосновании безопасности ОПО уровни допустимого риска аварии должны устанавливаться на основе результатов нормирования показателей риска аварии, категорирования аварийной опасности ОПО и оценок показателей фонового (среднестатистического) риска аварии для ОПО, аналогичных ОПО, составных элементов ОПО или риска распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

V. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРИТЕРИЕВ ДОПУСТИМОСТИ АВАРИЙНОЙ ОПАСНОСТИ НА ОПО

При обосновании безопасности в порядке приоритета должны использоваться следующие способы определения критериев допустимости аварийной опасности на ОПО:

  • - сохранение достигнутого  уровня риска аварии на ОПО;
  • - неувеличение степени аварийной опасности ОПО или его составных элементов;
  • - непревышение фонового (среднестатистического) уровня риска аварий в соответствующей отрасли ОПО;
  • - непревышение фонового (среднестатистического) уровня риска распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Для всех способов определения критериев допустимой аварийной опасности должны использоваться соответствующие коэффициенты запаса, определение которых является основным предметом при установлении допустимых уровней риска на ОПО.

VI. ОБЩИЙ ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ РИСКА НА ОПО

При отступлении от требований промышленной безопасности допустимый риск аварии в обосновании безопасности ОПО  устанавливается в следующем порядке:

- выделяются составные элементы ОПО, которые затрагивают отдельные отступления от требований промышленной безопасности;

- выбираются основные и дополнительные показатели риска аварии на ОПО, которые соответствуют составному элементу ОПО и характеру отступления от требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

- проводится оценка значений выбранных показателей риска аварии на ОПО;

- устанавливается степень аварийной опасности ОПО или его составных элементов;

- в зависимости от степени аварийной опасности уровень допустимого риска аварии на ОПО устанавливается как частное от значения показателя достигнутого уровня риска аварии (либо фонового уровня риска аварий в соответствующей отрасли ОПО, либо уровня риска распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера) и коэффициента запаса, указанного в таблице 6:

Таблица 6 - Коэффициенты запаса для установления допустимого риска аварии на ОПО

Сравнительная степень опасности аварии на ОПО

Значение коэффициента запаса для установления допустимого риска аварии при сравнении с:

достигнутым уровнем риска аварии на ОПО

фоновым уровнем риска аварий в соответствующей отрасли ОПО

фоновым уровнем риска распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера

«Малая»

1

10

100

«Средняя»

2

20

200

«Высокая»

5

50

500

«Чрезвычайно высокая»

10

100

1000

 

Для установления допустимых уровней риска аварии на ОПО в качестве фонового уровня риска распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера следует использовать официальные данные Росстата о суммарной смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях и пожарах за последние 5 лет. (С использованием официальных данных Росстата величина ежегодной смертельной опасности в ДТП или в пожаре для россиянина  может быть оценена риском гибели в 288 погибших на 1 млн населения в среднем за 2008-2012 гг.).

Для установления допустимых уровней риска аварии на ОПО в качестве фонового уровня риска аварий в соответствующей отрасли ОПО следует использовать официальные данные Ростехнадзора об аварийности и травматизме на ОПО.

Для справки: Относительное сравнение с опорным значением риска гибели россиян в дорожно-транспортных происшествиях и пожарах (288 погибших на 1 млн населения в среднем за 2008-2012 гг.) позволяет представить фоновые опасностей аварий, например, для ОПО НГК не только в микродолях (погибших на 1 млн рискующих за год), но и в более удобных для восприятия децибелах техногенного риска гибели людей (дБргЧ):

Отрасль промышленности ОПО НГК

Верхняя оценка среднего риска гибели человека за 2007-2011 гг.

дБргЧ

микродоли

Нефтедобывающая промышленность

–3,5

130

Нефтеперерабатывающая промышленность

–6,1

70

Химическая и нефтехимическая промышленность

–10,4

26

Газодобывающая промышленность

–18,0

4

 

При установлении допустимых рисков для ОПО  нового строительства необходимо применять дополнительный понижающий коэффициент равный 3.

При обосновании безопасности ОПО, для которых отсутствуют требования промышленной безопасности, установление уровня допустимого риска аварии необходимо проводить при сравнении с фоновыми уровнями риска аварий в соответствующей отрасли ОПО или риска распространенных чрезвычайных ситуаций техногенного характера с использованием дополнительного понижающего коэффициента равного 5.

При установлении допустимых рисков для ОПО риск гибели для населения должны быть более чем в 100 раз меньше риска гибели для персонала ОПО .

<...>


Приложение 2

Основные термины и определения

В целях настоящей методики применяются следующие термины и определения:

Промышленная безопасность опасных производственных объектов (промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ).

Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97).

Крупная промышленная аварияавария на опасном производственном объекте с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта и (или) для окружающих инфраструктур, и связанных с гибелью людей, причинением материального ущерба и (или) вреда окружающей среде, а также с катастрофическими последствиями при эскалации аварии. К последствиям катастрофического характера относятся локальные события возникновения и развития аварии, в которых погибли более 10 человек, или пострадали более 100 человек, или введен режим чрезвычайного положения, или причинен критический ущерб объектам, нарушение или прекращение функционирования которых может создать угрозы для национальной безопасности государства или оказать негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации, или привести к существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на её территории, на длительный период времени. К социальным угрозам крупных промышленных аварии относятся  несоразмерности образов подобных катастроф в массовом сознании возможным ущербам от таких аварий, что при информационном разжигании технофобий может использоваться для запусков процессов дестабилизации социально-экономического положения в отрасли, в регионе, в стране.

Опасные вещества – воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, перечисленные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97.

Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ).

Опасность аварии – возможность причинения ущерба человеку, имуществу и (или) окружающей среде вследствие разрушения сооружений и (или) технических устройств, взрыва и (или) выброса опасных веществ на опасном производственном объекте. Опасность аварии обусловлена как энерго-массообменными свойствами технологических процессов, так и ошибками проектирования и эксплуатации, отказами технических устройств и их систем, а также нерасчетными (запроектными) внешними природными, техногенными и антропогенными воздействиями на опасный производственный объект.

Угроза аварии – актуализированная опасность аварии, характеризующая непосредственно предаварийное состояние опасного производственного объекта, и проявляющаяся первоначально в росте числа инцидентов. Угроза аварии наступает при необоснованных отступлениях от требований промышленной безопасности, а также в случаях приближения внешних техногенных, антропогенных и природных воздействий к предельным проектным уровням.

Требования промышленной безопасности – условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ).

Ущерб от аварии – потери (убытки) в производственной и непроизводственной сфере жизнедеятельности человека, а также в негативном изменении окружающей среды, причиненные в результате аварии на опасном производственном объекте и исчисляемые в натуральной (денежной) форме.

Анализ риска аварии (анализ опасностей и оценка риска аварий) – взаимосвязанная совокупность процессов идентификации опасностей аварии и оценки риска аварии (для отдельных физических лиц, групп людей, имущества, окружающей среды, а также определения степени опасности аварий и разработки адресных рекомендаций по снижению риска аварии на опасном производственном объекте и (или) его составных элементах.

Анализ опасностей и оценка риска аварий на опасных производственных объектах (анализ риска аварии) – специальный научный метод исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий для обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектах.

Идентификация опасностей аварии – выявление источников возникновения аварий и определение соответствующих им типовых сценариев аварии.

Типовой сценарий аварии – сценарий аварии после разрушения отдельного сооружения и (или) технического устройства, а также возникновения неконтролируемого взрыва и (или) выброса опасных веществ из единичного технологического оборудования (блока) с учетом регламентного срабатывания имеющихся систем противоаварийной защиты, локализации аварии и противоаварийных действий персонала.

Сценарий аварии (сценарий развития аварии) – последовательность отдельных логически связанных поставарийных событий, обусловленных конкретным инициирующим (исходным) событием, приводящих к возникновению поражающих факторов аварии и причинению ущерба от аварии людским и/или материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Сценарий наиболее вероятной аварии (наиболее вероятный сценарий аварии) – сценарий аварии, вероятность реализации которого максимальна за определенный период времени.

Сценарий наиболее опасной по последствиям аварии (наиболее опасный по последствиям сценарий аварии) – сценарий аварии с наибольшим ущербом людским и/или материальным ресурсам или компонентам природной среды.

Максимальная гипотетическая авария (МГА) – авария, проходящая по сценарию наиболее опасной по последствиям аварии или авария с максимально возможным количеством потерпевших.

Поражающие факторы аварии – физические процессы и явления, которые возникают при разрушении сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемых взрыве и (или) выбросе опасных веществ, и определяющие термическое, барическое и иное энергетическое воздействие, поражающее человека, имущество и окружающую среду.

Зона смертельного поражения (ЗСП) – территория или акватория, на которой возможно возникновение поражающих факторов аварии с 50% вероятностью смертельного травмирования человека.

Риск аварии – мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и соответствующую ей тяжесть последствий.

Оценка риска аварии – описание и определение качественных и количественных характеристик опасности аварии.

Количественная оценка риска аварии – определение значений числовых характеристик случайной величины ущерба (человеку, имуществу и окружающей среде) от аварии на опасном производственном объекте. В процессе количественной оценки риска аварии оцениваются значения вероятности (частоты) и соответствующей степени тяжести последствий реализации различных сценариев аварий для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды.

Качественная оценка риска аварии – описание качественных характеристик и признаков возможности возникновения и соответствующей тяжести последствий реализации аварии для жизни и здоровья человека, имущества и окружающей среды.

Степень опасности аварии (степень аварийной опасности) – сравнительная мера опасности, характеризующая относительные возможности возникновения и последствий аварий на опасном производственном объекте и (или) его составных элементах.

Допустимый риск аварии – значения риска аварии, установленные нормативными документами, превышение которых создает угрозу возникновения аварии на опасном производственном объекте.

Фоновый риск аварии – риск аварии, характеризующий проявления аварийности на опасных производственных объектах за последние 5 лет.

Составные элементы опасного производственного объекта – участки, установки, цеха, хранилища или другие составные части, объединяющие технические устройства или их совокупность по технологическому или территориально-административному принципу и входящие в состав опасного производственного объекта.

Эскалация аварии на ОПО – последовательное возникновение аварий, причинами которых являются поражающие факторы аварий на соседних составных элементах ОПО

Иные термины, использованные в методике, применяются в их общеупотребительном значении.

__________________

См. также Устанавливание допустимого риска аварии в обосновании безопасности



Источник: http://riskprom.ru/news/2015-11-25-381
Категория: Нормирование техногенного риска | Добавил: safety (20.01.2015) | Автор: Рискпром-2014
Просмотров: 9598 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]