Система детских оздоровительных учреждений в РСФСР для детей в возрасте 7-15 лет была основана на сети так называемых “пионерских лагерей”. Ее аналога в западных странах не существует. Идея использования пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежала одному из организаторов советского здравоохранения, председателю Российского общества Красного Креста З. П. Соловьеву. В 1924 году РОКК создал «Службу здоровья юных пионеров», а в 1925 г. в Крыму на средства РОКК был создан детский лагерь «Артек» – новый тип лагеря-санатория, главной задачей которого было вернуть домой здорового и крепкого ребенка.
Почти с самого начала перестройки пионерлагеря стали объектом сильной идеологической кампании как институт «тоталитарного общества». Это сразу же резко усложнило выполнение лагерями их оздоровительной функции. Когда началась экономическая реформа, пионерлагеря стали свертывать. Резкое сокращение числа пионерских лагерей произошло уже на первом этапе реформы. В 1990 г. было 5762 загородных оздоровительных лагерей для детей, а в 1994 г. – 3452 лагерей. Хозяйство лагерей стало трудно содержать как предприятиям и учреждениям, так и профсоюзам. В РСФСР пионерлагеря содержались за счёт средств бюджета социального страхования, профсоюзного бюджета, средств хозяйственных организаций, централизованного союзного фонда социального страхования колхозников, а также за счёт средств, получаемых от родителей за путёвки (в установленном ВЦСПС размере — около 1/3 стоимости путёвки). В середине 1980-х половина путевок в пионерлагеря предоставлялась бесплатно, а остальные с оплатой 20% стоимости.
В 1973 в СССР функционировало около 40 тыс. пионерлагерей (9,3 млн детей), в том числе 10,6 тыс. загородных (6,1 млн детей), 17 тыс. лагерей труда и отдыха, спортивных, туристских, профильных и др. (1,6 млн детей), 8,3 тыс. городских (свыше 1 млн), 3,3 тыс. колхозных (около 0,5 млн). В РСФСР в 1970 г. было 19,5 тыс. пионерлагерей (5,4 млн детей), том числе 6,7 тыс. загородных.
За годы реформ число загородных оздоровительных детских лагерей (вкл. санаторного типа) сократилось более чем в 2,3 раза к 2017 г. (позже этот показатель не публикуется). Если в 1990 г. в РСФСР в них отдохнуло 3,4 млн детей, то в РФ в 2021 г. – около 1 млн (Рис. 3- 1).
Рис. 3- 1. Число загородных оздоровительных лагерей в РСФСР и РФ и численность детей, отдохнувших в них за лето, тыс. чел.
Значительная часть детей начиная с 1991 г. просто остается без организованного загородного отдыха и лишена даже одного-двух месяцев оздоровительного полноценного питания (в широком смысле). В 1990 г. во всех детских лагерях (включая загородные, для школьников с дневным пребыванием, труда и отдыха, оборонно-спортивные, профильные и др.) отдохнуло 7,3 млн детей, в 2000 г. – 6,4, в 2010 г. – 4,9, а в 2021 г. – 3,6 млн чел.: сокращение вдвое (Рис. 3- 2). Для ориентира: в 1944 г. советские пионерские лагеря приняли более 2,8 млн детей.
Рис. 3- 2. Общее число детских летних лагерей (тыс. ед.) в РСФСР и РФ и численность детей, отдохнувших в них за лето, млн чел. (правая шкала)
Масштабный удар нанесен реформой по учреждениям подготовки будущих спортсменов и олимпийцев – с 1990 г. по 2017 г. число детско-юношеских спортивных школ сократилось почти втрое (далее показатель не публикуется), а численность занимавшихся в них детей с 1990 г. по 2021 г. – в 3,3 раза (Рис. 3-3). Восстановительный рост сети спортшкол наблюдался в начале 2010-х в темпе 1980-х.
Рис. 3- 3. Число детско-юношеских спортивных школ в РСФСР и РФ
В РСФСР спортивные школы создавались и действовали в системе профсоюзов, ведомств и добровольных спортивных обществ. У широко распространившихся советских ДЮСШ теперь в РФ нет даже названия. Согласно правительственной Концепции развития детско-юношеского спорта в РФ до 2030 г. «к элементам системы детско-юношеского спорта также относятся дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации со специальными наименованиями, предусмотренными законодательством РФ, <в котором > …до 2016 года отсутствовало определение понятие "детско-юношеский спорт", что являлось ключевым фактором, сдерживающим его развитие». Другими словами, многочисленные медийные депутаты-спортсмены профессионально сдерживали развитие российского спорта.
В реформы значительные сокращения затронули почти все виды внешкольных образовательных учреждений – особенно в области технических и естественных наук, в меньшей степени – гуманитарных. На Рис. 3-4 показано как до и в ходе реформ изменялось число домов и дворцов пионеров и школьников в стране, и численные результаты их реорганизации (статданные доступны только до 2017 г.).
Рис. 3- 4. Число домов (дворцов) пионеров и школьников в РСФСР и РФ
Первые дворцы*)и дома пионеров и школьников в СССР были открыты в 1923-24 гг. в Москве, а в 1930-е гг. – в Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Иркутске и других городах и районах страны. В 1971 г. в СССР их уже работало свыше 3,5 тыс., в РСФСР – 2,1 тыс. Кружки, секции, клубы и другие детские творческие коллективы создавались и работали там с учётом возраста, уровня знаний и интересов детей, местных условий, специфики развития народного хозяйства данного района, города, села и др.. Один из основных принципов советской кружковой работы – «Научился сам — научи товарища». В реформы этот подход заменялся индивидуальным накоплением «конкурентных преимуществ», а дворцы и дома пионеров и школьников перепрофилировались в сферу услуг.
_____________________________________
*) Вначале Дворцы пионеров размещались главным образом в переоборудованных для этих целей особняках и дворцах (Дворец пионеров в бывшем Аничковом дворце в Ленинграде). В начавшемся с середины 1930-х гг. строительстве новых зданий для них преобладали подражания формам дворцовой архитектуры прошлых эпох. Лишь с конца 1950-х гг. на основе использования современной строительной техники, конструкций и материалов появились новаторские образцы этого типа зданий, объёмно-планировочное решение и внешний облик которых наиболее полно соответствует их социальному назначению (крупнейший в СССР, построенный на средства комсомола Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах в Москве, 1959-63; Дворец пионеров в Киеве, 1965). Большая роль во Дворцах пионеров и школьников принадлежит синтезу искусств. Единое целое с композицией здания образует планировка прилегающего участка с площадью парадов, игровыми и спортивными площадками и др. сооружениями.
Теперь российское внешкольное «дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая в РФ не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, компенсируя, таким образом, их недостатки», - утверждает недавняя правительственная Концепция развития допобразования детей до 2020 года, которая была направлена на «превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства», и констатировала «отсутствие конституционных гарантий общедоступности и бесплатности дополнительного образования детей». Сведения о числе внешкольных учреждений, их достаточности и состоянии правительственную концепцию в 2014 году не интересовали (хотя Росстатом отрывочно публиковались – см. Рис. 3- 4). Главной заботой стал платежеспособный спрос на услуги: «Активно развивается негосударственный сектор дополнительного образования, что отвечает интересам граждан и способствует привлечению в эту сферу инвестиций. Все это позволяет охватить дополнительным образованием более 60 процентов юных россиян в возрасте от 5 до 18 лет». Основным результатом реализации правительственных реформ «стало планомерное увеличение охвата детей… (68 процентов в 2015 году, а в 2021 году - более 77 процентов)», т.е. достигнут прирост на 1,3% ежегодно, на грани погрешности измерений.
Последняя правительственная Концепция развития допобразования детей до 2030 года фиксирует неостановленное «сокращение сети организаций дополнительного образования через их ликвидацию или реорганизацию путем присоединения к иным организациям, в том числе непрофильным» и констатирует «неэффективное использование потенциала дополнительного образования … для реализации приоритетных направлений научно-технологического развития страны».
В СССР работы по развитию детского технического творчества и профессиональной инженерно-технической ориентации были организованы на базе сети станций юных техников. Первая станция открылась в 1926 г. в Москве. В 1975 г. в стране действовало 899 станций юных техников (в РСФСР – 469), в том числе центральные (союзных республик), республиканские (автономных республик), краевые, областные, городские; 21 станция была в системе министерства путей сообщения СССР. Помимо станций в 1975 г. было еще около 1,4 тыс. домов и клубов юных техников (в системе профсоюзов), детские железные дороги, речные пароходства и др. При станциях юных техников действовали различные кружки, клубы, конструкторские бюро, юношеские организации Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов и др., во время каникул — профильные лагеря юных техников.
С 1990 г. по 2017 г. число станций юных техников (детских технических центров, клубов и т.п.) сократилось в 4 раза, а численность занимавшихся в них детей – в 2,4 раза (после 2017 г. эти показатели не публикуются) – см. Рис. 3- 5.
Рис. 3- 5. Число станций юных техников, центров детского технического творчества
в РСФСР и РФ
В 2,8 раз с 1990 г. по 2017 г. уменьшилось число станций юных натуралистов (детских эколого-биологических центров, клубов и т.п.), а численность занимавшихся в них детей только с 2003 г. сократилась более чем вдвое (после 2017 г. эти показатели не публикуются) – см. Рис. 3- 6.
Рис. 3- 6. Число станций юных натуралистов, эколого-биологических центров в РСФСР и РФ, и численность занимавшихся в них детей, тыс. человек
Первая в России станция юннатов была создана 15 июня 1918 г. в Москве, теперь это – ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей», оператор создания новых мест дополнительного образования всех направленностей. 5 сентября 2022 года Президент РФ поручил правительству обеспечить восстановление движения юных натуралистов (к воссозданию сети станций юннатов это может и не относиться).
Первое российское учреждение по экскурсионно-туристской работе с детьми — Бюро школьных экскурсий при Наркомпросе РСФСР — было создано в Москве в 1918 и затем преобразовано в Центральную опытно-показательную экскурсионную базу Наркомпроса, на основе которой в 1932 открылась первая Центральная Детская экскурсионно-туристская станция. В 1971 г. в СССР функционировало 169 станций юных туристов, а в РСФСР – 84. На них и при их содействии в школах создавались кружки, клубы и общества туристов, краеведов, путешественников, прокатные базы и пункты туристского снаряжения и др. Значительное место в работе станций юных туристов занимали походы и экспедиции по заданию различных организаций, учреждений, предприятий и др. (изучение природных богатств края, участие в исторических и археологических изысканиях).
В реформы число станций юных туристов (детских туристско-краеведческих центров, клубов и т.п.) с 1994 г. по 2017 г. сократилось в 2,4 раза, а численность занимавшихся в них детей – почти вдвое (после 2017 г. эти показатели не публикуются) – см. Рис. 3- 7.
Рис. 3- 7. Число станций юных туристов, туристско-краеведческих центров в РСФСР и РФ, и численность занимавшихся в них детей, тыс. человек
Глубокие традиции имеет сформированная многими поколениями музыкантов, художников и хореографов российская трёхуровневая система отечественного образования в области искусств (школа-училище-вуз). В 1738 г. была создана первая балетная школа (сегодня – Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой), в 1757 г. основана художественная школа в Императорской Российской академии художеств, в 1867 г. открыта первая бесплатная музыкальная школа Русского Музыкального Общества.
Основу такой системы по подготовке профессиональных кадров составляет принцип преемственности образовательных программ разного уровня на протяжении многих лет. Первое звено художественного образования детей в школах искусств (детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств), обеспечивало, с одной стороны, начальную подготовку профессиональных кадров художественной культуры, с другой – пополнение рядов грамотной зрительской и слушательской аудитории театров, концертных и выставочных залов, музеев, и формирование ядра «гармоничного, духовно развитого российского общества». За десятилетия своего функционирования именно деятельность детских школ искусств способствовала признанию отечественной системы художественного образования национальным достоянием страны. Не случайно трехуровневое российское художественное образование стало для многих других стран недостижимым примером.
В СССР в 1960-1970-е годы ежегодно открывалось свыше 150 детских музыкальных школ и школ искусств. В 1985 г. в РСФСР было 4786 музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств (около 775 тыс. учащихся). В 2021 г. в РФ было 4776 таких школ (1666 тыс. учащихся) – см. Рис. 3- 8.
Рис. 3- 8. Число детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств в РСФСР и РФ, и численность занимавшихся в них детей, тыс. чел.
Отличительной особенностью функционирования первой ступени отечественной системы художественного образования – детских школ искусств (детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств), является приобщение детей к различным видам классического и современного искусства посредством многолетнего, упорядоченного образовательного процесса, создающего условия для приобретения детьми знаний и навыков в области того или иного вида искусства и выбора будущей профессии. Именно такой многолетний совместный труд преподавателя и ученика отличал деятельность детских школ искусств от других учреждений для детей – творческих кружков, секций, домов творчества и др.
Реформы 1990-х привели в уже в начале 2000-х к тому, что детские школы искусств стали выполнять роль досуговых учреждений, производить потребителей художественной поп-культуры. За счет детских школ искусств местные органы власти пытаются восполнить пробел по отсутствию необходимого количества студий, кружков, детских центров и других учреждений досуговой направленности (Рис. 3- 9). В угоду родительского спроса к середине 2000-х годов многие конкурентноприспособившиеся детские школы искусств стали отдавать предпочтение подготовке детей к участию в различных «фабриках звезд».
Рис. 3- 9. Число художественных центров (дворцов и домов, организаций допобразования) в РСФСР и РФ, и численность занимавшихся в них детей, тыс. чел.
Социокультурная функция детских школ искусств значительно шире, чем пореформенная рыночная реализация образовательных программ с удовлетворением платежеспособного спроса на детский досуг. Доминирование «оказания образовательных услуг» над «служением искусству» определяет в том числе законодательное отсутствие права на назначение досрочной пенсии по выслуге лет для педагогических работников детских школ искусств.
Как отмечало в 2018 г. Минкультуры России, детские школы искусств – это творческие и просветительские центры, деятельность которых направлена на духовное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения путем приобщения к высокому искусству. В реформы детские школы искусств стали наиболее уязвимым звеном отечественной системы художественного образования по причине недопонимания их роли в социокультурном пространстве страны со стороны их учредителей - муниципальных органов управления. В 2020-х гг. сохраняется устойчивая тенденция к качественному и количественному сокращению сети отечественных детских школ искусств.
Отметим, что в 2007 г. было 106 детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств Минкультуры России, помещения которых находились в аварийном состоянии, в 2008 г. – 84, в 2009 г. – 104, в 2010 г. – 92, в 2011 г. – 91, в 2012 г. – 126. В 2012 г. помещениям 40% таких школ (2089 из 5270) требовался капитальный ремонт. В 2015 г. 24% всех школ находились в неудовлетворительном состоянии (отношение числа помещений детских школ искусств, которые находятся на капитальном ремонте или в аварийном состоянии к общему числу помещений детских школ искусств Минкультуры России), в 2020 г. – 19%, в 2022 г. – 20%.
Другие графики, отражающие динамику числа станций юных техников, натуралистов, туристов, а также детско-юношеских спортивных школ, детских музыкальных, художественных и хореографических школ в РСФСР и РФ см. в Приложении.
Источник: http://riskprom.ru/publ/43-1-0-333 |