В первом номере журнала «Безопасность труда в промышленности» за 2017 г. на вопросы читателей по проблемам обоснования безопасности (ОБ) опасных производственных объектов (ОПО) отвечает начальник правового управления Д.А. Яковлев (далее – представитель Ростехнадзора).
Так, читатель спрашивает, что «подразумевается под изменением "условий эксплуатации" ОПО, вследствие которых необходимо внесение изменений в ОБ?». Представитель Ростехнадзора напоминает, что «условия, характеризующие безопасную эксплуатацию ОПО, приведены в пункте 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта" (утв. приказом Ростехнадзора от 15.07.2013 № 306, зарегистрирован в Минюсте России 20.08.2013 № 29581, далее - ФНПОБ)». Понятие «изменение» использовано в общеупотребимом значении.
На вопрос читателя о необходимости разработки изменений в ранее разработанное обоснование безопасности в случае введения в действие новых Федеральных норм и правил (ФНП) или внесении изменений в действующие ФНП при наличии на ОПО отклонений от вышеуказанных ФНП, представитель Ростехнадзора ответил, что «перечень оснований для внесения изменений в обоснование безопасности определен пунктом 19 ФНПОБ» и добавил следующее разъяснение: «К таковым, в том числе, относится изменение условий безопасной эксплуатации ОПО. В свою очередь, согласно пункту 10 ФНПОБ, раздел "условия безопасной эксплуатации ОПО" обоснования безопасности включают в себя сравнение показателей безопасной эксплуатации ОПО до и после отступлений от требований федеральных норм и правил. В этой связи разработка изменений в обоснование безопасности необходима в случаях изменения обязательных требований (условий, запретов, ограничений и др.), отступление от которых было обосновано».
На вопрос о возможности разработки «обоснования безопасности по отклонениям» от ФНП, носящим организационный характер без разработки проектной документации, представитель Ростехнадзора пояснил, что «законодательство в области промышленной безопасности не содержит ограничений на содержание требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации ОПО, устанавливаемых в обосновании безопасности» и напомнил, что «разработке обоснования безопасности должно предшествовать определение принципиальных технических решений, а также анализ имеющейся нормативной базы в отношении конкретного опасного производственного объекта, на основании которых должен быть сделан вывод о необходимости разработки обоснования безопасности или отсутствии таковой», а также отдельно отметил, что «действующее законодательство не предусматривает иных инструментов "отклонения" от исполнения обязательных требований промышленной безопасности».
Более подробные ответы на эти и другие вопросы читайте в первом за 2017 г. юбилейном номере журнала «Безопасность труда в промышленности» - в январе 2017 г. журналу исполняется 85 лет! |