Пресс-служба украинского химического концерна «Стирол» 10 авг. 2014 г. предупредила о возможной экологической катастрофы, которая может затронуть Украину, Белоруссию и Россию.
Пресс-секретарь концерна Павел Брыков отметил, что авария на «Стироле» повлечет за собой утечку на «Горловском химическом казенном заводе», где хранится ядовитое вещество мононитрохлорбензол ("кровяной яд"). Последствия этой утечки отразятся на гражданах Украины, России и Белоруссии.
«Радиус минимального поражения с учетом розы ветров, бассейнов рек и акватории Азовского моря – не менее 300 км», – предупредил он.
Это заявление вызвало всплеск озабоченности в российских и украинских СМИ.
На популярном телеканале L!FENEWS в вечерней программе "Разговор" 11 августа 2014 г. состоялось краткое обсуждение угроз возможных техногенных катастроф на Донбассе. В передаче приняли участие эксперты по промышленной безопасности, в том числе и из ЗАО НТЦ ПБ:
См. видеозапись AVI здесь>>
К сожалению, телевизионный формат не позволяет быстро и доступно объяснить опасности и угрозы крупных промышленных опасностей, тем более когда их причиной выступают боевые действия тяжелого гражданского конфликта на Украине и в Донбассе. Вот как видится дело "после теленовостей":
В норме реальная угроза и ее виртуальное восприятие не должны существенно различаться. В ответ на угрозу обычно возникает здровый страх, который стимулирует рискующего на адекватные защитные действия - от "биологических" (спрятаться, убежать, увернутся, притвориться мертвым и т.д.) до "социальных" (мужественно, вопреки страху, идти навстречу опасности, исследовать ее природу и искать способы предупреждения ее реализации).
Если посмотреть на события в Донбассе с артиллерийскими обстрелами жилых кварталов и промышленных предприятий, то по уровню угроз немедленной смерти гораздо вероятнее погибнуть от прямых последствий бомбежек (фугасное и осколочное поражение, разрушение зданий). Эта угроза теперь воспринята жителями Донбасса вполне адекватно – люди о ней уже многое знают из личного опыта и выработали соответствующие меры защиты (бомбоубежище, эвакуация, ополчение и т.д.).
Напротив, вне Донбасса угроза смерти от бомбежек у жителей Москвы, Киева, Лондона или Берлина не формирует в массе своей страха за жизнь (свою или донбассцев). В данном случае вполне реальная угроза жизни и здоровью людей на Юго-Востоке Украины плохо воспринимается извне - не возникает ни прямого, ни «сочувственного» страха.
Напротив, в массовом сознании тех же европейцев разлиты масштабные латентные фобии (источника страха нет, а «экзистенциальный» ужас остался в глубинах подсознания). В данном случае (бомбежка промобъектов) всплывают хорошо известные технофобии, истоком которых является т.н. «западный ядерный страх». Причина живучести таких фобий – в «невидимости» источника смерти (яркий пример – обыденные представления о радиации: смерть наступает не мгновенно и «легко» как от бомбежки, а медленно умираешь «еще при жизни» и в страшных мучениях). Больше всего индустриальным технофобиям подвержен «массовый человек», никогда в реальности не встречавшийся с промышленными авариями (и вероятность такой встречи несравнимо ниже, чем смерть в «обычном ДТП»).
Сегодня основное столкновение в гражданском конфликте в Донбассе перенесено в информационную сферу СМИ. Заявление пресс-секретаря «Стирола» имеет уже больший эффект, чем обстрел из «Градов», т. к. как оно действуют на значительные массы людей, впрямую в конфликт не вовлеченных. Понимая, что из-за даже виртуальной аварии на «Стироле» могут активизироваться технофобии европейцев (тогда придется принимать реальные действия по их успокоению и нарочитое «лишь бы не было войны» здесь не поможет), противоборствующие стороны либо гасят, либо разжигают «раздражитель» (в данном случае – возможность возникновения крупной промышленной аварии). Другими словами, создаваемый/разрушаемый образ промышленной аварии с «кровяным ядом» - это реальный инструмент воздействия на массовое сознание европейцев и россиян, для решения других задач. На этом примере еще раз убеждаемся, что у россиян по сравнению с европейцами очень низок уровень скрытых промышленных технофобий (плохо это или хорошо – не обсуждаем). Эффект информационного обстрела пресс-секретаря «Стирола» был бы совершенно иной, если бы в «зону минимального поражения» попала Польша, Германия или Швеция. Попытки представить экологическую катастрофу с «кровяным ядом» как глобальную быстро провалились, т.к. Россия, Украина и Белоруссия не воспринимаются в качестве членов евроцивилизации (загрязнения у «варваров» - это норма, ведь они их не боятся).
В любом случае необходимо изучать и знать физические опасности крупных промышленных аварий, – и в какие страхи и фобии они могут посредством СМИ трансформироваться в массовом сознании в различных ситуациях. Знание – сила. Для нас, в первую очередь, сила защитная.
Без адекватных знаний о своей техносфере и своем общества современная индустриальная страна сегодня жить не может. Влиятельные силы (обладающие современными знаниями) достаточно легко могут превратить такую «страну нецивилизованных невежд» буквально в руины. А господа будут на них пить шампанское, как собствено и сказано в эпиграфе к передаче Разговор на L!FENEWS о техногенных катастрофах на Украине-2014:
"Господа, в оставшийся нам краткий миг между кризисом и катастрофой давайте выпьем по бокалу шампанского !" (Поль Клодель)
* * *
В дополнение еще некоторые информационные материалы по теме аварий с мононитрохлорбензолом на Горловском химическом заводе:
http://rian.com.ua/economy/20111220/78947679.html
Специалисты вывезли "кровяной яд" с завода в Донецкой области
18:11 20.12.2011 (обновлено: 16:39 10.09.2012)
Опасное вещество мононитрохлорбензол полностью вывезено с территории орловского химического завода в Украине.
ДОНЕЦК, 20 дек 2012 - РИА Новости, Анна Иванова. Опасное вещество мононитрохлорбензол полностью вывезено с территории Горловского химического завода в Украине, сообщает пресс-служба Донецкой облгосадминистрации в понедельник.
Горловский химический завод в настоящее время не работает, предприятие уже несколько лет находится на стадии санации. На территории химзавода с 1972 по 1994 годы скопилось 2, 35 тысячи тонн мононитрохлорбензола (МНХБ), который поражает кроветворные органы человека - печень, селезенку, костный мозг. Вещество хранилось в металлических бочках и емкостях в неудовлетворительном состоянии. Проблема утилизации мононитрохлорбензола не решалась вплоть до 2011 года.
"Сегодня мы заканчиваем утилизацию такого особо опасного химического отхода как мононитрохлорбензол, второе имя ему - "кровяной яд" (общее название ядовитых веществ, вызывающих изменение состава и свойств крови). Достаточно всего несколько грамм данного вещества, чтобы человек практически погиб. А здесь его было 2 350 тонн. Мы утилизировали за этот год эту химию. Я считаю, что это большое достижение - как для министерства и области, так и для всего государства", - сказал министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский, который проследил за вывозом последней партии ядовитого вещества с территории завода.
Опасные токсичные отходы вывозятся на обезвреживание за пределы Украины.
Горловка - крупный промышленный город, размещенный в центральной части Донбасса с населением 298 тысяч человек.
http://www.donbass-info.com/content/view/7240/7250/
Новости Донецка и области
25 сентября 2013 года
Мононитрохлорбензол полностью вывезли из Горловского химзавода
В этом 24 сентября 2013 года убедились журналисты, общественные активисты, губернатор Донетчины и Министр экологии и природных ресурсов Украины.
Проблема утилизации отходов производства Горловского химического завода, который не работает с 2001 года, не имела решения в течение почти десятилетия. Однако два года назад ситуация изменилась - Правительство выделило первые средства на вывоз мононитрохлорбензола с территории Горловки. На сегодня с завода на утилизацию в Польшу отправлено 400 тонн этого вредного вещества. Таким образом, больше здесь его не оставалось. В четверг, 19 сентября 2013 г, последние тонны вывезены в Европу.
- Могу сказать, что чрезвычайная ситуация, которая была здесь длительное время, ликвидирована уже на 90 процентов, - сказал председатель областной государственной администрации Андрей Шишацкий, добавив, что полностью ее должны ликвидировать в 2014 году. Тогда, по словам главы региона, проведут рекультивацию пораженных земель на территории предприятия, и Горловка полностью избавится опасности, которая долгое время исходила от химзавода.
Вместе с тем, считает губернатор, чтобы удостовериться в безопасности объекта, нужно будет провести здесь повторный мониторинг экологической ситуации.
- Экологическая политика является приоритетом для главы государства, - заявил Министр Олег Проскуряков. Он подтвердил намерение государственной власти в следующем году полностью ликвидировать последствия хранения мононитрохлорбензола на Горловском химзаводе.
Авария на шахте «Александр-Запад» — прорыв отходов химического производства в горные выработки шахты «Александр-Запад» (г. Горловка, Донецкая область, Украинская ССР) 2 декабря 1989 года, в результате которого 3 горняка погибли и более 250 получили химические ожоги и отравления.
Предвестники катастрофы давали о себе знать с 1983 года. Тогда ядовитые вещества впервые просочились в недра с промплощадки Горловского химического завода. Шахтеры чувствовали неприятный запах и першение в горле, однажды нескольким из них стало плохо. Такое происходило неоднократно. Профильные институты страны занимались необычной проблемой. Опасные горизонты с мощными пластами прекрасного угля в ущерб производству закрывали, отсекая их ограждающими перемычками. Но со стороны химиков, обещавших принять меры, все ограничивалось деловой перепиской.
В августе 1989 года на заводе произошел очень сильный прорыв на складе легко воспламеняющихся жидкостей — около 35 тонн мононитрохлорбензола. На пятый день аварии с Горловского химзавода поступила телефонограмма об утечке 40 тонн аммиака. Шли также разговоры о бесконтрольной работе АЗС, расположенных над выработками. В шахту попал мононитрохлорбензол, предельно допустимые концентрации вредных веществ в выработках были превышены в 1000 раз, а дальнейшие исследования показали, что в рудничном воздухе находились также шахтный радон и формалин с азотно-тукового завода. В закрытом пространстве различные ингредиенты вступили в химическую реакцию, породившую неизученную гремучую смесь.
2 декабря 1989 года забойщик участка № 165 Олег Демьянцев после второй смены не выехал на поверхность. Горный мастер Игорь Чеботарев спустился вниз, откуда по телефону сообщил о слабой вентиляции. Уточнить обстановку отправился сменный инженер Иван Дорофеев, и все трое не поднялись на поверхность.
Посланные за ними рабочие чувствовали сильный запах. Двигаться от клети к лаве вглубь на 1,5 километра в респираторах было невозможно. Тело Чеботарева с химическими ожогами нашли неподалеку от ствола. На шахту были вызваны отделения ВГСЧ.
Тела Демьянцева и Дорофеева обнаружили в лаве с мощностью пласта всего 40 сантиметров — добраться к ним с громоздким снаряжением было физически невозможно. Это был первый подобный случай в горной промышленности, ни у кого не было ясного представления, с чем пришлось столкнуться. В смертоносную выработку шли только добровольцы, однако достать тела погибших не удалось. После каждой попытки кого-то непременно увозили в больницу.
Сразу после аварии 170 горноспасателей и 70 шахтеров получили различные группы инвалидности. Потом эти цифры увеличивались, многие горняки умерли. Через месяц после аварии с согласия родственников погибших было произведено их «условное захоронение». На поверхности над местом, где остались тела шахтеров, был установлен памятник.
Никто из сотрудников Горловского химического завода не был осужден. В связи с аварией шахта была переведена на режим сухой консервации и возобновила работу по добыче угля лишь в 1995 году. В 2007 году шахта «Александр-Запад» была закрыта.
http://mignews.com.ua/proisshestviya/katastrofy/1206412.html
4.10.2011
Катастрофа на Львовщине: перевернулась фура с "кровяным ядом"
На международной трассе Киев-Чоп в селе Дидилов Камянка-Бугского района Львовской области перевернулась фура, перевозившая высокотоксичное вещество.
Как сообщила депутат Львовского областного совета, председатель комиссии по экологии, природным ресурсам и рекреации Ирина СЕХ, авария произошла около 21.00 13 октября 2011 г. "Грузовик почти въехал в жилой дом, сбил электроопору и перевернулся. Вследствие этого из фуры высыпалось токсичное вещество, по данным специалистов – высокотоксичный мононитрохлорбензол, который относится к первому классу опасности. Водитель грузовика погиб на месте происшествия", – сказала Сех, сообщает УНИАН.
Грузовик перевозил мононитрохлорбензол общим весом 12,36 тонн из Горловки Донецкой области в Польшу. По информации ГУ МинЧС во Львовской области, в результате ДТП деформированы 26 бочек. При этом разгерметизации тары не обнаружено, разлива вещества в окружающую среду не было.
Водитель погиб на месте. Движение на автодороге не приостанавливали. Нейтрализацией и вывозом химического вещества занималась аварийная бригада фирмы "СиБудСистем".
*** |