Главная » 2013»Сентябрь»30 » Обеспечение промышленной безопасности при реализации крупных российских инфраструктурных проектов
Обеспечение промышленной безопасности при реализации крупных российских инфраструктурных проектов
21:41
Планируемые к реализации в России крупные инфраструктурные
проекты не смогут обойтись без масштабного строительства и реконструкции опасных
производственных объектов топливно-энергетического комплекса.
Современное развитие постиндустриальной России предполагает
не только рост энергоэффективности от внедряемых новых технологий, но и
устойчивое содержание в безопасном состоянии всей динамично развивающейся системы
энергообеспечения страны (в первую очередь для новой индустриализации придется перенаправлять сегодняшние экспортные энергопотоки на внутреннее использование). В такие переходные периоды необходимо удержать в
безаварийном состоянии мотор модернизации – сохранить промышленный
энергопотенциал страны (при любом исходе реформ). Именно на начальных стадиях
пуска двигателя индустриальной модернизации России как никогда возможны нештатные
ситуации (так и говорят - «цена модернизации»).
Досадные ошибки и непредвиденные отказы – обычные спутники всегда кропотливого становления нового. Трудного пота от напряженной работы мы не
боимся, а вот большой крови сегодня и особенно завтра нельзя допустить – в этом
принципиальное отличие новой российской модернизации от ее известных исторических
аналогов.
Поэтому так важно здесь не допустить возникновения крупных
промышленных аварий, подрывающих индустриальный потенциал нашей страны, самым
отрицательным образом влияющих на российский инвестиционный климат. Разборчивый
инвестор не станет вкладываться в российскую модернизацию, дестабилизированную
неуправляемыми «взрывами развития» от крупных промышленных аварий. Только
представьте, что в России была бы допущена любая, не то что крупная, авария на
шельфовых опасных производственных объектах – сразу же «зеленые» пираты, не так
давно атаковавшие платформу «Приразломную», превратились бы в благородных
рыцарей, защищающих девственную природу от «нецивилизованной модернизации»
российского ТЭК.
В пределе умело раздутые в информационном пространстве
социально-экономические последствия (даже еще не случившихся) крупных аварий
несут угрозу полного пресечения отечественного промышленного развития, а без
современной индустрий от динамичной модернизации останутся лишь наивные мечты и
пыльные картонные макеты несостоявшегося будущего.
Сегодня государственные органы совместно с деловыми кругами и
научным сообществом, уже принимают активные превентивные законодательные,
исполнительные и надзорные меры по предупреждению опасностей и пресечению угроз
крупных промышленных аварий. И это не только снятие так называемых «отсталых
запретов», как любят твердить отдельные «околопредпринимательские» демагоги.
Ведь всем хорошо известно, что нормы промышленной безопасности не выдумываются
в кабинетах чиновников, а, как говорят, «пишутся кровью», в основном крупных
промышленных аварий. Культура безопасности – не в отсутствии норм (бескультурье,
безнорменность), а в их системной организации в адекватные и действенные
правила промышленной безопасности. Их действенность не в «административно-командных
барьерах» развитию (так любят оправдательно успокаивать себя
бизнес-неудачники), а в ограждении зарождающего роста от технологических угроз
новой индустриализации, о важности которой не раз говорил Президент России.
Если планируем технологическую модернизацию и начинаем
инвестиционный рост крупных инфраструктурных проектов, то не обойтись без
правил безопасного движения по выбранному пути промышленного развития. Из
истории хорошо известно, что любая модернизация – не только приятные вещи, прибыль
и фуршеты с инвесторами. У любого развития всегда есть теневая сторона. И наша общероссийская задача (задача выживания
в постиндустриальном будущем, если хотите), так опережающе модернизировать
действующие требования промышленной безопасности, что бы мрачная тень угроз
крупных промышленных аварий не накрыла своей черной грозовой тучей солнечный
инвестиционный климат российской технологической модернизации.
Нашей стране сегодня нужны не реформы ради реформ (четверть
века вполне достаточно для осмысления их удручающих результатов), а поиск и
реализация путей безопасной технологической модернизации России.