Электроэнергетика России. Мифы и реальность.
Булат Нигматулин
Первый заместитель генерального директора института проблем
естественных монополий, Докт.техн.наук, профессор.
ВЫВОДЫ профессора Нигматулина
1. Реформа электроэнергетики не привела к достижению ожидаемых
результатов ни по одному из основных
параметров. В отношении
надежности энергоснабжения и
безопасности функционирования
энергосистемы мы оказались
свидетелями череды к
крупных аварий, происшедших в
последнее десятилетие.
Не обеспечена доступность подключения мощности. Цена электроэнергии
для промышленных потребителей и населения России по сравнению с США, ЕС и другими
развитыми странами оказалась выше в 1,5—5 раз для промышленных потребителей и в
1—2 раза для населения.
2. Сравнение стоимости электроэнергии и газа для внутреннего
потребления в России и в других странах должно проводиться не по курсу доллара
(евро) ЦБ, а по ППС доллара к ВВП, например: в 2010 г. вместо 30,5 руб./долл по
курсу Центробанка необходимо использовать значение значение ППС доллара, равное
16 руб.
3. В России темп изменения ВВП и темп внутреннего
потребления электроэнергии и газа тесно связаны. В
период роста ВВП
(1999-2008гг.) на 1%
роста ВВП приходилось
0,3% роста потребления
электроэнергии и газа.
4. В России
в целом нет
дефицита электроэнергии. На
душу населения производится
на 10% больше электроэнергии, чем
в «старых» странах ЕС и на 35% больше чем в «новых».
5. Завышение планов
строительства новых генерирующих
мощностей влечет за
собой необоснованный рост тарифов
на электроэнергию. В
Энергостратегии-2009 планы нового строительства в два раза превышают
потребности.
6. В качестве первоочередных мер, способных сбалансировать
тарифы на электроэнергию, можно назвать следующие:
- перевод Росэнергоатома и РусГидро на регулируемые тарифы с
обоснованной рентабельностью;
- пересмотр
Энергостратегии-2009 в части электроэнергетики, сокращение
объемов инвестиций, предусмотренных
до 2020 г., с 11 трлн. до 6 трлн. руб. в ценах 2010г.;
- обеспечение реконструкции
более 44 ГВт действующих газовых ТЭС;
- снятие с эксплуатации старых блоков мощностью 15 ГВт,
построенных до 1960 г.;
- строительство не более 30ГВт генерирующих мощностей
7. Усиление контроля
за издержками на
всех этапах строительства
и эксплуатации объектов электроэнергетики.