Несколько американских стартапов борются за то, чтобы первыми вывести на рынок произведенные в лаборатории бургеры и сосиски, по вкусу не отличающиеся от натуральных мясных продуктов. Компании Memphis Meats, Mosa Meat и Modern Meadow намерены в ближайшие 3–4 года представить на суд потребителей мясо, выращенное в стальных резервуарах из клеток животных.
Стартапы стали активно развивать эту технологию в последние три года после завершения тестовых испытаний по созданию лабораторного бургера (в этот многолетний проект под руководством физиолога Марка Поста сооснователь Google Сергей Брин вложил $330 000). Несмотря на неоднозначные оценки, Пост решил продолжить работу, став сооснователем нидерландской Mosa Meat.
Конечная цель подобных проектов – изменить современное животноводство, которое, по оценкам ООН, использует огромную часть земель и потребляет треть произведенного в мире зерна. Для выращивания мяса с помощью клеток и биореакторов (устройства напоминают те, что используются в пивоварении) нужно совсем немного биоматериала, заверяют представители стартапов. По их словам, в результате такого производства получится гораздо меньше отходов и отпадает необходимость в антибиотиках. Производители мяса понимают: их продукция не отвечает стандартам устойчивого развития, говорит гендиректор Memphis Meats Ума Валети. Через 20 лет большая часть мяса на прилавках магазинов будет искусственно выращенным, уверяет он.
Потенциальный рынок огромен: в 2014 г. среднестатистический американец потратил $186 на мясо и птицу. В феврале Memphis Meats официально представит стратегию развития и расскажет, куда будут направлены $2 млн, полученные от венчурных фондов.
Пока главная задача таких стартапов – увеличить производство, сохранив расходы на низком уровне, заявляют руководители проектов. Искусственно выращенное мясо должно стоить примерно столько же, сколько настоящее, и не отличаться по вкусу. Сейчас производство фунта говяжьего фарша обходится Memphis Meats в $18 000, тогда как на прилавке он стоит около $4, согласно данным минсельхоза США (USDA).
Представители мясной промышленности сомневаются, что потребители, которые предпочитают натуральные продукты без добавок или генетически модифицированных ингредиентов, согласятся покупать мясо, выращенное из клеток. Представители Tyson Foods, Hormel Foods и Perdue Farms отказались от комментариев, заявив, что технология еще слишком нова.
В отличие от производителей венчурные компании и инвесторы Кремниевой долины относятся к новой технологии с энтузиазмом. Соучредитель корпорации Microsoft Билл Гейтс и основатели Twitter Биз Стоун и Эван Уильямс инвестировали в Beyond Meat и Impossible Foods Inc, производящие искусственно выращенное мясо.
Представители Memphis Meats уверяют, что уже обсудили с управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA), как именно управление будет контролировать их продукцию. FDA должно дать заключение относительно культивированного мяса, прежде чем USDA установит контроль за продуктом и его производством, заявил представитель ведомства.
Перевела Анастасия Демидова
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2016/02/02/626396-amerikanskie-startapi-brosayut-vizov-myasnoi-industrii