Экспорт бензина не пострадал от введения заградительной пошлины
Российские компании вывезли в 2012 г. на 17% больше бензина, чем в 2011 г
Ирина КезикVedomosti.ru 17.01.2013
Заградительная экспортная пошлина на бензин в 90% от нефтяной, введенная в мае 2011 г., не привела к падению экспорта, следует из материалов Минэнерго(есть в распоряжении«Ведомостей»). По данным министерства, в 2012 г. российские компании отправили за рубеж 3,59 млн т бензина — на 17,3% больше, чем годом ранее.
Но накануне, после правительственного совещания в Новом Уренгое, замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что нефтяники просят снизить пошлину на бензин, так как им нужно вкладываться в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов. Сейчас готовится коллективное письмо по этой проблеме, говорит источник в одной из нефтяных компаний(их представители отказались от официальных комментариев).
Нефтяники постоянно отправляют подобные просьбы, сказал«Ведомостям» замминистра энергетики Павел Федоров.«Простая отмена» пошлины может привести к единомоментному росту цен из-за увеличения нетбэка, а сохранение статус-кво не создает стимулов для инвестиций в мощности по производству бензинов, что было бы востребовано рынком, говорит он. Поэтому ведется работа над выбором решения, которое позволило бы сбалансировать оба фактора, добавил замминистра.
Но при нынешних ценах на нефть даже при заградительной пошлине на бензин российские нефтяники получают прибыль от экспорта бензина(в большей степени прямогонного) около $10 за баррель, отмечает аналитик Номос-банкаДенис Борисов.
Однако при определении цены на нефтепродукты, производимые на НПЗ, компании учитывают экспортный паритет, напоминает гендиректор НП «Совет по товарным рынкам» Михаил Турукалов. В случае дизтоплива из мировой цены вычитается пошлина в $261,1/т, бензина — $356/т. Таким образом, за счет повышенной пошлины цена бензина получается примерно на $95/т меньше.
Возможен и компромиссный вариант — сохранить заградительную пошлину, но на ближайшие 3-5 лет отказаться от повышения акцизов на бензин, соответствующий нормам«Евро-5», считает Турукалов. Сейчас ставка акциза на бензин«Евро-5» — 5143 руб./т, на 2015 г. планируется повысить ее до 6223 руб./т. Отказ от повышения акцизов менее выгоден для компаний, чем снижение экспортной пошлины, но это станет мощным стимулом для насыщения внутреннего рынка высококачественным бензином, уверен он.