Расовая теория, как она сложилась к началу двадцатого века,
постулировала следующее.
Первое: человечество состоит из больших групп,
различающихся между собой рядом признаков, в том числе уровнем
интеллекта и способностью контролировать свои инстинктивные импульсы.
Эти различия эволюционно обоснованы и не могут быть произвольно
изменены.
Второе: многие проявления культуры и социальные феномены
обусловлены биологически, то есть расово.
Третье: главными расами
являются белая, монголоидная и негроидная (иногда некоторые антропологи
добавляли другие большие расы к этому списку).
Четвертое: внутри этих больших рас существуют другие расы
(использование одного и того же термина для «больших» и «меньших» рас
неизбежно вносило и вносит путаницу). Европейское человечество обычно
делилось на четыре расы: нордическая, средиземноморская, альпийская и
динарская, которые выделялись по ряду признаков, из которых главным была
форма головы — долихокефалы (длинноголовые) и брахикефалы
(короткоголовые). Обычно население той или иной страны определялось как
смесь разных рас и признавалось, что чистое в расовом отношение
население встречается крайне редко.
Пятое: несмотря на такое признание, расы считались реально
существующими и находящимися в состоянии иерархической соподчиненности.
На верхней ступени помещалась нордическая раса как якобы обладающая
наибольшими интеллектуальными способностями и творческим потенциалом и,
таким образом, предопределенная к господству над остальными.
Шестое:
наряду с терминами физической антропологии применялись лингвистические
обозначения, в частности термин «ариец». Этот термин пришел в
европейские языки в восемнадцатом веке из санскрита, в котором он
обозначал народы, говорящие на североиндийских языках, а также из
иранских языков, где он используется для самообозначения их носителей.
Когда лингвисты обнаружили, что большинство народов Европы говорит на
языках, родственных санскриту и иранским языкам, они пришли к выводу,
что это языки одного корня, и назвали этот корень, или праязык,
арийским. Расовая теория предполагала, что представители нордической
расы — это и есть арийцы в самом чистом виде из возможных.
Седьмое:
считалось, что наибольшим интеллектуальным и творческим потенциалом
обладают чистые представители той или иной расы, в особенности, как я
уже сказал, нордической. Наоборот, смешивание рас (бастардизация) ведет к
утрате ими этого потенциала. Поскольку социальные феномены биологически
обусловлены, бастардизация ведет к деградации и вырождению, гибели
цивилизации и торжеству варварства.
В 1899 году Стюарт Хьюстон Чемберлен, английский джентльмен,
переселившийся в Германию, горячим патриотом которой он стал (он примет
немецкое гражданство во время Первой мировой войны), опубликовал книгу
«Основания девятнадцатого столетия». Невероятно, но факт: два
огромных тома претенциозной, но в общем-то плохой прозы, которой автор
излагал наполненную логическими разрывами и противоречиями концепцию,
получили немедленный и оглушительный успех. Они были переведены на все
основные европейские языки и выдержали десятки изданий. Книгу прочитал
кайзер Вильгельм II и вступил в переписку с автором, которая
продолжалась годы. Гитлер тоже прочитал ее и позже встретился с автором,
будучи еще молодым политиком. В 1927 году он присутствовал на похоронах
Чемберлена. Книга Альфреда Розенберга, обычно называемого главным
идеологом Третьего рейха, «Миф двадцатого века» во многом повторяет и
развивает главные идеи Чемберлена.
Чемберлен, который не был профессиональным историком, переписал
историю Европы с точки зрения расовой теории. В сущности, он утверждал,
что античная цивилизация была создана ариями — греками и римлянами, а
причиной падения Римской империи была далеко зашедшая бастардизация,
приведшая к вырождению греков и римлян и засилью евреев (то же, что
«семиты»), которых он определял как особо опасную бастардную группу.
Вторжение германцев влило новую кровь в разлагающуюся расовую мешанину
империи, придав европейской истории новый творческий импульс. Все
последующие события Чемберлен трактовал как проявления борьбы арийского
(или «тевтонского», или «нордического») «духа» с чуждыми ему
«семитскими» и прочими «неарийскими» влияниями. Вполне предсказуемо
Чемберлен утверждал, что этот «дух» нашел самое полное воплощение в
германской империи Гогенцоллернов и в немецкой культуре, в частности в
романтизме и музыке Вагнера. Источник: http://www.expert.ru/expert/2011/01/nauchnyij-rasizm/ «Эксперт» №1 (735) / 27 дек 2010, 00:00
Научный расизм
Солонарь Владимир, Профессор истории Университета Центральной Флориды (США).
|