Государство и экономика: Промышленная политика вернулась Дэни Родрик — профессор политэкономии Школы госуправления им. Кеннеди Гарвардского университета Ведомости 20.04.2010, №70 (2588) ...
Промышленная политика триумфально возвращается.
На самом деле она никогда и не выходила из моды. Экономисты — приверженцы неолиберального вашингтонского консенсуса, возможно, давно списали ее со счетов, но успешные экономики всегда полагаются на такие политические меры, которые стимулируют рост через ускорение структурных изменений.
Яркий пример — Китай. Его феноменальный промышленный рост во многом обязан присутствию государства в новых отраслях. Государственные компании выступают в роли инкубаторов, где оттачиваются технические навыки и менеджерские таланты. Требования локализации производства помогли развить индустрию автомобильных запчастей и электроники. Щедрое стимулирование экспорта привело к тому, что местные компании становятся серьезными игроками на международном рынке.
Другой пример — Чили, которую часто представляют как рыночный рай. На самом деле в этой стране государство сыграло решающую роль в развитии всех отраслей, ставших в последние годы экспортоориентированными. Чилийское вино ворвалось на мировой рынок благодаря государственным инвестициям в НИОКР; лесопереработка развивалась не кем иным, как генералом Пиночетом персонально; а бурно развивающаяся индустрия разведения лососевых рыб — результат деятельности квазигосударственного венчурного фонда Fundación Chile.
Но коли уж речь зашла об индустриальной политике, то лидером тут приходится признать США. Как ни парадоксально, но само словосочетание «промышленная политика» в политических дискуссиях в США — ругательное слово. О нем вспоминают, когда нужно обвинить оппонентов в государственном управлении экономикой и «сталинистских» замашках.
Однако многими инновационными прорывами американцы обязаны господдержке. Как объясняет Джош Лернер в книге «Бульвар несбывшихся надежд» (Boulevard of Broken Dreams), контракты Минобороны сыграли ключевую роль в первые годы развития Кремниевой долины. Даже интернет, возможно самая значительная инновация нашего времени, вырос из проекта, финансировавшегося Пентагоном в 1969 г.
Дело не только в истории. Сегодня федеральное правительство США — крупнейший в мире венчурный капиталист. По данным газеты The Wall Street Journal, министерство энергетики планирует выделить ссуд и грантов более чем на $40 млрд, чтобы подтолкнуть частные фирмы к развитию зеленых технологий, в частности электромобилей, аккумуляторов, ветряных турбин и солнечных батарей. За первые три квартала 2009 г. частные венчурные капиталисты вложили в этот сектор менее $3 млрд, а министерство — $13 млрд.
Новое «открытие» промышленной политики — это лишь признание того, что историки экономического роста знали всегда: развитие новых отраслей промышленности часто требует толчка со стороны государства. Этот толчок может принимать форму субсидий, кредитов, инфраструктуры и другой помощи. Копните историю любой преуспевающей индустрии, и с большой вероятностью вы обнаружите там изначальную поддержку государства. ....
Полностью материал на: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2010/04/20/231785 |