Здесь целесообразно напомнить широко известные и
чрезвычайно показательные фразы Эренбурга из его позднейших
воспоминаний "Люди, годы, жизнь" о времени писательского съезда
1934 года, накануне которого Мандельштам как раз и
был репрессирован: "...мое имя, — констатировал Илья Григорьевич, —
стояло на красной доске, и никто меня не обижал. Время было вообще
хорошее, и мы все (обратим внимание на это "мы все". — В.К.} думали, что в 1937 году, когда должен был по уставу собраться второй съезд писателей, у нас будет рай".
Перед нами по-своему замечательное "саморазоблачение" человека "либерального"
образа мыслей. Можно понять и, как говорится, простить длинную речь
Эренбурга, произнесенную в 1934 году на писательском съезде, — речь, в
которой на все лады восхвалялась, по его определению, "глубокая
человечность нашего социалистического общества"[45], — невзирая ни на
только что завершившуюся трагедию коллективи
... Читать дальше »
В начале 1930-х годов критик О.Бескин, являвшийся,
между прочим, ответственным секретарем редакции "Литературной
энциклопедии", писал о поэзии Клычкова как о
"националистически-шовинистической лирике"[64]. И тогда же некто
С.Розенталь на страницах самой "Правды" (10 августа 1933 года) заявил,
что "от образов Мандельштама пахнет... великодержавным шовинизмом"[65].
Итак, О.Э.Мандельштам — "шовинист", и, разумеется,
дело идет не об еврейском, а о русском "шовинизме". Это обвинение было
выдвинуто "главной" партийной газетой, редактируемой тогда
Л.З.Мехлисом, который, между прочим, до 1918 года был членом сугубо
"национальной" еврейской партии "Поалей Цион" ("Рабочие Сиона")... И
Розенталь и Мехлис были по-своему "правы": ведь "дерзнул" же Осип
Эмильевич опубликовать в советской газете статью (я ее только что
цитировал), в которой, говоря о поэзии Клюева, выразил свое преклонение
перед еще теплившейся тогда "исконной Русью", где, по его определению
... Читать дальше »