В начале 1930-х годов критик О.Бескин, являвшийся,
между прочим, ответственным секретарем редакции "Литературной
энциклопедии", писал о поэзии Клычкова как о
"националистически-шовинистической лирике"[64]. И тогда же некто
С.Розенталь на страницах самой "Правды" (10 августа 1933 года) заявил,
что "от образов Мандельштама пахнет... великодержавным шовинизмом"[65].
Итак, О.Э.Мандельштам — "шовинист", и, разумеется,
дело идет не об еврейском, а о русском "шовинизме". Это обвинение было
выдвинуто "главной" партийной газетой, редактируемой тогда
Л.З.Мехлисом, который, между прочим, до 1918 года был членом сугубо
"национальной" еврейской партии "Поалей Цион" ("Рабочие Сиона")... И
Розенталь и Мехлис были по-своему "правы": ведь "дерзнул" же Осип
Эмильевич опубликовать в советской газете статью (я ее только что
цитировал), в которой, говоря о поэзии Клюева, выразил свое преклонение
перед еще теплившейся тогда "исконной Русью", где, по его определению,
"русский быт и русская мужицкая речь покоится в эллинской важности"...
В те времена (как, кстати сказать, и сегодня) каждый человек, для которого Россия представляла собой безусловную самостоятельную
ценность (а не всего лишь "материал", из коего необходимо нечто
"выработать"), рисковал быть "обвиненным" в "национализме",
"шовинизме", "фашизме" и, разумеется, "антисемитизме". Именно в этих
"преступлениях" были обвинены тогда П.А.Флоренский, А.Ф.Лосев,
С.Ф.Платонов, М.М.Бахтин... Цит. по В. Кожинов. Россия. век ХХ-й, - Эксмо 2008. - с.533
|