Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

... Российская империя,СССР, РСФСР, РФ... [21]
исторический опыт, настоящее и будущее жизнеустройства Нашей Страны
Стратегические ядерные силы (СЯС) [7]
Прошлое, настоящее и будущее СЯС
Безопасность вне промышленности [25]
Защищеность и устойчивость жизнеустройства в нашем Отечестве
Безопасность в промышленности [35]
Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
20 лет без советской власти. Роспромтехносфера 2010+: границы безопасности [7]
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [12]
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 281


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Безопасное жизнеустроение » Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [ Добавить статью ]

Исследование аварий в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности США (Часть II)
(продолжение, Часть I см. здесь>>)

В конце апреля 2013 г. федеральное агентство CSB в соответствии со своими полномочиями приступило к расследованию крупной промышленной аварии на заводе по производству удобрений компании West Fertilizer Company в Уэйко в штате Техас (Massive Explosion and Fire at WEST Fertilizer Plant Near Waco, Texas).

Ранее подобные аварии исследовало только ЕРА. Как подсчитали американские СМИ в нынешнем расследовании аварии WEST‑2013 участвуют 29 государственных и федеральных учреждений, – один из признаков, что «непонятные» аварии рассматриваются в США  на первом этапе как можно широко.

Аварии с аммиачной селитрой достаточно хорошо известны и изучены. Напомним краткие сведения о наиболее известных из них за рубежом:



По прошествии первого шока от смертельной трагедии WEST‑2013, американские СМИ недоумевают, почему известные опасности промышленных опасностей выпали из под контроля государственных надзорных органов. В межаварийное спокойное время «четвертая власть» не может привлечь внимание читателей к вопросам промышленной безопасности – слишком уж редки такие трагические события, в сравнении с той же частотой выхода газет.

Надо отдать должное, американские СМИ быстро оправляются от «информационного шока» и ставят принципиальные вопросы обеспечения безопасности труда в промышленности для всей страны (более взвешенные информационно-аналитические публикации появились примерно через 2-3 недели после аварии WEST‑2013). От того, что раскапывают журналисты, уже невозможно отмахнуться и при официальном расследования, и при научно-техническом исследовании.

Американские СМИ отмечают важные особенности обеспечения безопасного труда в промышленности Техаса. Законодательство в области промышленной и пожарной безопасности в штате сравнивают с «лоскутным одеялом». По меньшей мере семь государственных и федеральных ведомств, ответственных за регулирование деятельности химически опасных производственных объектов, как оказалось, были плохо осведомлены об опасностях аварии подобной WEST‑2013. В данном вопросе госнадзоры полагаются на добросовестность компании, которые должны сами сообщать об уровне опасности эксплуатируемых производств. В отличие от других штатов законодатели и государственные чиновники Техаса уже традиционно ошибаются в вопросах обеспечения промышленной безопасности – в штате самый высокий производственный травматизм в США. Так в 2011 г. в промышленности Техаса погибло 400 человек, а в следующей по списку потерь Калифорнии с вдвое большим населением – 260 погибших.

Ущерб от аварий на более чем 1300 химически опасных производственных объектах Техаса за последние пять лет сопоставим с ущербом от аварий во всех остальных штатах США. Так по сравнению Иллинойсом (второе место в США по числу химических ОПО – более 950), где установлены более жесткие правила пожарной и промышленной безопасности, в «саморегулируемом» Техасе произошло в 3 раза больше аварий, в 4 раза больше несчастных случаев, и причинен в 300 раз больший материальный ущерб.

Действующий губернатор Техаса Рик Перри (Rick Perry) – продолжатель уже во многом традиционной линии на безгосударственное регулирование безопасности в промышленности. В сфере безопасности Рик Перри известен ярким символическим высказыванием об аварии Deepwater Horizon в 2010 г: "an act of God" (стихийное бедствие, Закон Божий), уподобив, как пишут газетчики, «Творца несовершеннолетнему вандалу». Даже после аварии WEST‑2013 в его родном штате губернатор Рик Перри все равно утверждал, что «ужесточение государственного регулирования и увеличение расходов на безопасность, не предотвратили бы одну из самых тяжелых промышленных аварий за последние десятилетия». Губернатору вторит и мэр Веста Томми Муска (Tommy Muska), заявивший, что более жесткие правила градостроительного зонирования (в т.ч. и противопожарные разрывы) не спасли бы его город в апреле 2013.

Тут мало кампанейщины и много искренности. В ночь аварии мэр Веста сам был среди пожарных на месте происшествия во время взрыва, его личный дом разрушен, а пятеро его друзей из добровольной пожарной команды погибли[11].
______________________________
[11] В ликвидации начальной стадии аварии WEST-2013 отмечаеся неосведомленность пожарных-добровольцев об особенностях и опасностях пожаров с аммиачной селитрой. В 2009 г. пожар в г. Брайн (Техас) на заводе минеральных удобрений (El Dorado Chemical Company) со складом по амиачной селитры развивался совсем по другому сценарию, чем WEST-2013. Пожарные г. Брайна знали об опасности взрыва при нагреве аммиачной селитры. Были эвакуаривоны 80 тыс. жителей, а пожару позволили выгореть. Тогда взрыва не произошло.

Губернатор и мэр нисколько не лукавят, ведь избранная ими предопределенность "an act of God" – основа протестантской этики, сформировавшей дух капитализма, наиболее ярко проявляющегося именно в Техасе. Руководители штата делают подобные заявления не только по своим личным пристрастиям, а опираясь на мнение большинства своих избирателей.

Техасцы всегда гордились своей «рыночной осанкой». Это единственный штат США, в котором от компаний не требуются внесения вклада в выплату компенсаций работникам. Зато Техас может похвастаться самой быстрорастущей экономикой в США, и самым крупным городом в стране Хьюстоном, построенном без регламентов градостроительного зонирования. В Хьюстоне не имеется противопожарных общегосударственных норм (state fire code). Для привлечения инвесторов и компаний некоторые районы Техаса в своих рекламных проспектах даже специально указывают на отсутствие местных норм пожарной безопасности. Отставной адвокат Рэймонд Дж. Снокхаус (Raymond J. Snokhous) из Веста, потерявший в аварии WEST‑2013 двух своих двоюродных братьев, которые были пожарными-добровольцыми, сказал: «Никто никогда ранее не говорил, что нужно ужесточать регулирование».

Как долго вызревала авария WEST‑2013 хорошо видно по географическим картам со следами «саморегулирования» в противопожарных разрывах. Фактическое отсутствие обязательных противопожарных требований и надзора за их исполнением сказалось и на отсутствии системы пожаротушения, и на хранении аммиачной селитры рядом с горючими материалами.

Рисунок 1. Расположение площадки завода WFC у поселения West в 1964, 2010 и 2013 гг.
(источники: GeoSearch, Austin, TX; facebook.com/WestExplosion)
Примечание: на первых двух изображениях цветом обозначены радиусы в 500, 1000 и 1500 футов (~ 150, 300 и 460 м)


Как заключают американские СМИ, во многом исторические «ковбойские» социокультурные особенности свободолюбивого Техаса способствовали именно такой характерной «техасской» аварии как WEST‑2013. Техасцы в значительной степени отбросили земное бремя по «защите расстоянием» потенциальных жертв, всецело вверив их судьбу в «защиту временем», которая подобна стихийному бедствию ("an act of God") и почти неподвластна человеку (ну не повезло обитателям дома престарелых около склада WFC, что поделаешь, судьба). Так на общественных слушаниях после аварии WEST-2013 сенатор  штата Донна Кэмпбел (Donna Campbell) заключила «Я думаю, что мы делаем хорошую работу. Просто периодически что-то случается непредсказуемое».

Антирегулирующие рвения в сфере промышленной безопасности – лишь часть более широкого мировоззрения в Техасе, соединяющей население штата в общность техасцев. То, что государство должно уйти из жизни людей – глубокое убеждение большинства жителей на всей территории штата, касающееся и многих других аспектов жизнеустройства, в частности свободы владения оружием. Исторические корни этого явления мифологизированы героическим ковбойским прошлым и эхом рабовладельческого наследия. Ограниченность государственного вмешательства – важнейший маркер идентичности современного техасца, и особенно в сельской местности, где и произошел аварийный взрыв WEST‑2013. Это вовсе не значит, что власть (государства или иных институтов) должна вовсе убраться из Техаса, вверив будущие подобные аварии в руки провидения. Просто власть должна измениться и  стать незаметной, сохранив ответственное исполнение своих обычных функций, в том числе и в сфере обеспечения промышленной безопасности. Что с того, что жители пожелали свободно рисковать и отвергают «отсталые» директивные нормы, это же не повод государству оставить своих граждан в опасности диких свобод индустриальных угроз. Базис необходимых норм все равно исполнять придется, но уже не насильным принуждением, а приятным внушением – в этом суть культивируемого на западе постиндустриального подхода по «управлению рисками». А в новой России, к сожалению, «управление риском» зачастую понимается буквально, как достижение заветных «10-6», дескать, как во всем цивилизованном мире.

Здесь важный неусвоенный урок для российских реформаторов – давно пора прекратить натужные поиски идеального примера для имитации или подражания в «рыночном» регулирования безопасности. Ссылки на «лучшую международную практику из самих США» – беспочвенны, и сразу должны отвергаться как вульгарная демагогия (что именно в сфере промышленной безопасности нужно копировать из США – Техас, Иллинойс, «10-6» или что?). Без знаний о ядре социокультурных особенностей, породивших нормы ведения промышленной деятельности, глупо переписывать и потом натужно удивляться неисполнению «цивилизованных» правил безопасности. Из «инвестиционнопривлекательной» Калужской области «ковбойский» Техас вряд ли получится. На Западе это хорошо известно и досконально изучено. Почему бы российским реформаторам не прочитать любой западный учебник об истории модернизации, прежде чем начинать свои уверованные доморощенные реформы в исковерканной экспериментами  «немытой России». 

Вот известная чеканная формула, озвученная профессором юридического факультета Техасского Университета специалистом по нормативному регулированию Томасом МакГарити (Thomas O. McGarity): «Когда вы даете компании слишком много экономической свободы и не хватает ответственности и подотчетности, то в защите здоровья и безопасности населения вы получаете Дикий Запад (Wild West)». Wild West не только созвучно WEST‑2013. Один из смыслов западного прогресса состоит в окультуривании и одомашнивании «Дикого Запада», а авария WEST‑2013 – очередной барьер на этом долгом, тернистом и трагическом пути.

После техасских уроков WEST‑2013 уместно вспомнить недавние стенания некоторых безответственных российских промышленников, почти угробивших доставшееся в приватизации отечественное хозяйство, как остро им вдруг перестало хватать экономических свобод, – совсем задавили, дескать «избыточные инвестиции в безопасность». Любой профессиональный реформатор должен иметь хотя бы минимальные  представление об объекте реформирования. Если так хочется западных «раскованных» норм в промышленной безопасности, то нельзя забывать, на примере того же Техаса и WEST‑2013, что там внешняя мягкость обязательных требований «к свободе» компенсируется жесткостью внутренних этических норм протестантской этики «для безопасности». Поседевшие российские младореформаторы об отброшенных остатках этических ограничениях помалкивают (вялая пропаганда о социальной отвественности бизнеса быстро заглохла) и искренне верят, что простое снятие неких «административно-командных барьеров» сразу даст счастье экономической свободы, а безопасность как-нибудь сама останется, как воздух.

Тема свободы и безопасности наглядно проявляется во всех глубоких исследованиях промышленных аварий. К сожалению, в последние десятилетия в России серьезно укоренились представления о самостоятельном существовании и необходимости стремления к счастью некой «абсолютной свободы». Эти представления почти моментально вытеснили бытовавшие зеркальные «совковые» установки на «абсолютную безопасность» (по структуре этот было примерно также, когда вчерашние догматические марксисты перевоплотились в страстных рыночников).

Ценности свободы и безопасности не какие-то абсолютные идолы с эталонами, хранящимися в швейцарских банках или в советских ракетных шахтах. И свобода, и безопасность всегда сугубо приземленные понятия, обусловленные сложившейся культурно-исторической системой запретов и разрешений (сильно огрубляя можно заметить, что культура – это нормы и запреты, возделанные человеком). Субъективное ощущение нехватки «экономической» свободы не разменивается на слом «административно-командных барьеров» промышленной безопасности, а лечится поиском, выбором и устройством другой структуры заданных временем объективных несвобод. В промышленной безопасности объективные запреты, очерченные «кровью аварий», упаковываются в субъективные правила их исполнения (культура безопасности).

В Техасе таким механизмом «упаковки» с какого-то момента стало саморегулирование. К нему после аварии WEST-2013 уже выдвинуто множество претензий. Не сомнения, что по результатам расследования WEST-2013 американцы настроят и отрегулируют свою самобытную связку «внутреннее саморегулирование - внешний госнадзор». Для этого в США создан даже специальный исследовательский государственный орган – CSB. Но сможет ли тонкий, изящный и даже изысканный инструмент техасского саморегулирования удержать в непротестантской России исполнение отечественных противоаварийных запретов – это главный вопрос, который младореформаторы должны разъяснить перманентно реформируемым. Искренней веры в чудодейственность инструмента саморегулирования недостаточно, важнее хладнокровное понимание того, кто, как и для чего сможет (ли) им воспользоваться. Иначе возможно, что та предельная свобода, которой так дорожат в нынешней индустриальной России, легко обернется беспредельным взрывом «свободы аварий».

Нередко приходится слышать, что нечего выдумывать «особый путь», а надо взять для новой России только самое лучшее из зарубежного опыта промышленной безопасности, а плохое отбросить, оставить его им там для романтики ковбойского Wild West. Вряд ли это возможно, иначе на прогрессивном Западе давно бы уже наслаждались только свободой экономического роста, а досадные неприятности аварийности и травматизма выкинули бы на свалку истории. В 2011 г. на производствах в США погибли 4693 человек[12], что сопоставимо с гибелью 4484 американских солдат при вторжении в Ирак в 2003 г.
_____________________________________
[12] Для справки: в РФ в 2011 г. на производстве смертельно травмировано 1800 человек, а конце 1980-х, когда советская экономика была второй в мире после США, на производстве в РСФСР погибало более 8 тыс. работников ежегодно (число погибших на производстве в последние десять лет роста советской экономики постоянно снижалось: в 1980 г. в РСФСР было 12349 смертельных несчастных случаев, в 1985 г. – 9819,  а в 1990 г. – 8393). Эти справочные данные нельзя воспринимать без 20-летнего контекста бурного роста экономики США и известных событий в хозяйстве новой России (по данным Росстата и ЦСУ РСФСР в начале 2010-х объемы промышленного производства в РФ находятся на уровне РСФСР начала 1980-х)
 

Американские эксперты утверждают, что ситуация с аварийностью и производственным травматизмом в США вряд ли улучшится без фундаментального изменения нормативных подходов к обеспечению пожарной и промышленной безопасности в стране, которые полагаются на саморегулированием в этой отрасли, с редкими и ничтожными штрафами нарушителей норм безопасности, когда несчастные случаи стали разновидностью обычных бизнес-затрат. Что утверждают некоторые видные российские эксперты тоже на слуху – даешь саморегулирование и управление риском «10-6», главное чтоб как на Западе.

Вспомним совсем недавнюю аварию по линии «саморегулирования» в нефтепереработке США. 6 августа 2012 года в крупном пожаре на нефтеперерабатывающем заводе компании Шеврон в Ричмонде (США, Калифорния) пострадали 19 работников, а 15 тыс. жителей обратились за медицинской помощью. Как установлено уже в предварительном официальном исследовании CSB непосредственной причиной стала аварийная утечка из дефектного трубопровода вследствие коррозии. Согласно выводам CSB благодаря саморегулированию в Шеврон для большинства ремонтных случаев выбрали новаторскую стратегию «управления риском» старения оборудования вместо привычной регламентной замены. Председатель CSB Рафаэль Маури-Эрасо (Rafael Moure-Eraso) подвел предварительный итог этой аварии: «Именно регулирующий режим, в котором работал НПЗ, позволил этому случиться». Многие американские СМИ не преминули отметить, что такое же ошибочное саморегулирование было и на WCF перед аварией WEST-2013.

Американские эксперты по безопасности сразу забили тревогу: аварии последних лет являются уже не сигналом, а доказательством неэффективности сложившейся системы внутреннего и внешнего надзора за обеспечением безопасности на производстве в США. Действующая система нормативного регулирования в области пожарной, промышленной безопасности и охраны труда финансируется недостаточно, а сборы от штрафов незначительны (средний штраф за смертельный несчастный случай составляет 7900$). При этом непосильная ответственность за безопасность через механизмы саморегулирования возложена на компании, у которых нет ни сил, ни средств, ни желания заниматься исследованиями проблем обеспечения безопасности, а им требуются к исполнению каждодневные обоснованные решения по сдерживанию промышленных опасностей.

В отличие от Западной Европы американское нормативное регулирование исходит из презумпции безопасности промышленной компании, а бремя доказательства чрезмерной опасности конкретного производства возлагается на инспекционный госнадзор. По данным Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (AFL-CIO), крупнейшего в США объединения профсоюзов, в OSHA для проверки 8 млн. американских рабочих мест имеется 2178 инспекторов охраны труда, т.е. каждый поднадзорный объект может быть проверен только один раз в 130 лет. Поэтому американские эксперты считают, что от принципа презумпции безопасности компании необходимо отказаться, и возложить на социально-ответственный бизнес обязанность продемонстрировать и доказать достаточность предпринятых мер по обеспечение промышленной безопасности, как непременное условие продолжения производственной деятельности. В России пока очень трудно разжечь сырое мнение о презумпции безопасности отечественного бизнеса, как необходимой основы для принятия решения о снятии ненавистных ему «административно-командных барьеров». И причина здесь не только в якобы коррупционной заинтересованности госнадзоров, как представляют дело одиозные рупоры бизнес-сообщества. Основная причина невозможности принятия обществом, бизнесом и властью в России презумпции безопасности российского бизнеса заключается в его родовой травме (приватизация 1990-х) и подростковых шалостях (экономические кризисы новой России). Без ковбойского героического прошлого трудному подростку глупо грезить о безбарьерном саморегулировании.

Традиционно в рыночных культурах большие надежды в обеспечении безопасности производства возлагаются на замену ценности работника суррогатной «ценой человеческой жизни» (ЦЧЖ). По прецедентам американских судов ЦЧЖ составляет в США примерно 3 млн. $. А ЕРА оценивает ЦЧЖ в 7-10 млн. $, считая, что только после этого порога заработают экономические механизмы, стимулирующие добровольные саморегулируемые инвестиции в безопасность производства. По этим предельно жестким и циничныи оценкам американской ЦПЖ видно, как далеко оторваны от реальности «благие» установки многих российских реформаторов о саморегулировании промышленной безопасности невидимой рукой рынка с далеко допороговой российской ЦПЖ в 0,03-0,07 млн. $.

Без знания прошлого и нынешнего состояния реформируемых социотехнических систем (отечественной промышленности и ее обрегающей сферы промышленной безопасности) даже искреннее применение самое передовых инструментов управления «из лучшей международной практики» вряд ли сдвинет объект реформирования к заветному «как на у них». Овладение лучшим инструментом не снимает задачу ответственного выбора возможных дорог в безопасное постиндустриальное будущее страны. Для этого в первую очередь нужны беспристрастные знания об объекте реформирования. Зная получаешь силу, чтобы спокойно обсуждать и решать, в т.ч. прыгать или нет выше головы, через пропасть в два прыжка и проч.

Уникальным источником новых знаний о социо-технических системах являются крупные промышленные аварии, происходящие из-за незнания или забвения прошлого трагического опыта. Многое приоткрывается на изломе аварии о национальных особенностях индустриальной культуры, о сложившемся устройстве промышленности и ее безопасности. Поэтому такое важное значение уделяется исследованию промышленных аварий во всех индустриальных странах. В России в последние два десятилетия эта необходимая для безопасного развития отечественной промышленности работа заметно ослабла. В годы реформ печальных поводов для исследований было более чем достаточно, тем более аварии происходили небывалые авариии в фазе деиндустриализации. Нет нужды нанимать американский CSB, или копировать их подход. Сами можем справиться, опыт есть, и советский, и российский, и международный. Ясно одно, что без государственной организации работ в этом вопросе не обойтись ни у нас, ни даже в США. Это будет памятью жертвам катастроф, уроком нам и предостережением от промышленных угроз нашим постиндустриальным потомкам.

Источники американских СМИ  

1.     Blast Victims Left Unprotected in Texas Without Emergency Plan// Bloomberg Businessweek. – By Mike Lee on May 10, 2013. – http://www.businessweek.com/news/2013-05-10/blast-victims-left-unprotected-in-texas-without-emergency-plan

2.     West explosion was entirely preventable // Houston Chronicle. – May 12, 2013.  – http://www.houstonchronicle.com/opinion/editorials/article/West-explosion-was-entirely-preventable-4506846.php?t=23ddfdf39af77fec17

3.     Texas dotted with residents vulnerable to fertilizer plant accidents // Houston Chronicle. – May 12, 2013. – http://www.houstonchronicle.com/news/houston-texas/houston/article/Texas-dotted-with-residents-vulnerable-to-4508583.php?cmpid=ael&t=fbcab01fd3a06becac

4.     After Plant Explosion, Texas Remains Wary of Regulation (By IAN URBINA, MANNY FERNANDEZ and JOHN SCHWARTZ) // The New York Times. May 9, 2013. – http://www.nytimes.com/2013/05/10/us/after-plant-explosion-texas-remains-wary-of-regulation.html?hpw&pagewanted=all&_r=0&pagewanted=print

5.     A Neighborhood Nearly Obliterated by a Blast // The New York Times. May 9, 2013. – http://www.nytimes.com/interactive/2013/05/10/us/damage-from-west-texas-explosion.html?ref=us&ref=us

6.     Chemical Depots Fall Under a Patchwork of Rules (By MAURICE CHAMMAH and CHRIS HOOKS) // The New York Times. May 9, 2013. – http://www.nytimes.com/2013/05/10/us/texas-chemical-depots-fall-under-a-jumble-of-regulations.html?pagewanted=2&ref=us&pagewanted=all&pagewanted=print

7.     West, Texas fertilizer plant failed to disclose risks to federal regulators (Brooks Hays) // GIMBY. – Government from the Ground Up. - May 01, 2013. – http://gimby.org/blogs/government-ground/20130501/west-texas-fertilizer-plant-failed-disclose-risks-federal

8.     Workplace accidents, fatalities lead experts to question regulatory status quo (Brooks Hays) // GIMBY. – Government from the Ground Up. - May 06, 2013. – http://gimby.org/blogs/government-ground/20130506/workplace-accidents-fatalities-lead-experts-question-regulatory

9.  Important safeguards missing from West Fertilizer Co (By RANDY LEE LOFTIS) // The Dallas Morning News. – May 11, 2013. – http://www.dallasnews.com/news/west-explosion/headlines/20130511-important-safeguards-missing-from-west-fertilizer-co..ece



СМ. Часть 1 здесь>>

Скачать материал полностью в PDF>>


Источник: https://www.facebook.com/WestExplosion
Категория: Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы | Добавил: safety (18.05.2013) | Автор: WEST-2013
Просмотров: 1504 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]