Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Понятия и толкования [11]
Опасность, безопасность, риск. Что есть что
Близкие общеупотребительные термины [2]
Терминология теории управления и теории надежности
Регламентация в сфере безопасности [34]
Вопросы стандартизации, техрегулирования, критерии опасности
Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) [7]
Cостояние, предупреждение и прогноз КПА - техногенных происшествий на ОПО с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения. (На примерах смертельных аварий в угольной промышленности)
рИсковое общество постиндустриализма (Risikogesellschaft, risk society, "общество риска") [11]
одна из известных попыток определить контуры надвигающегося за индустриализмом будущего на языке опасностей. Термин "risk society" введен в оборот в 1990-е в трудах социологов Энтони Гидденса и Ульриха Бека

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 205


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Опасности и безопасность » Регламентация в сфере безопасности [ Добавить статью ]

Проблемы декларирования пожарной безопасности на опасных производственных объектах (Лисанов, ноябрь 2009)

В соответствии п.6 ст.6 Федерального закона от 2 июля 2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ФЗ-123) расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности. Декларация пожарной безопасности составляется в отношении объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации, а также для зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.1 и предусматривает (статья 64):

1) оценку пожарного риска (если проводится расчет риска);

2) оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (может быть проведена в рамках добровольного страхования ответственности за ущерб третьим лицам от воздействия пожара).

К одной из проблем внедрения декларирования пожарной безопасности для организаций, эксплуатирующих ОПО, следует отнести неопределенность термина «объект защиты», для которого и должна разрабатываться декларация пожарной безопасности. Отсутствие четких критериев этого понятия может внести на практике к неоправданным затратам на оценку риска малоопасных, но многочисленных объектов защиты, к конфликту с надзорными органами и трудностям страхования ответственности. Например, при декларировании морской платформы объектом защиты может быть как сама платформа, регистрируемая Ростехнадзором как отдельный ОПО, так и отдельные помещения, например, отделение сепарации или жилой модуль. В этом случае можно было бы рассчитывать пожарный риск только для производственных участков платформы, где есть горючие вещества, а для остальных составлять отдельную декларацию пожарной безопасности без расчетов. 

Возможно, наиболее простым решением в этом случае было бы считать объект защиты от пожара тождественным соответствующему ОПО (точнее его материальной части) согласно типовому перечню /5/.

Для более полного решения проблем минимизации нагрузки на бизнес при внедрении декларирования пожарной безопасности следует понимать основные ее отличия от декларации промышленной безопасности, которые отражены в таблице.


Анализ показывает, что основной вклад в поражающие факторы аварий на большинстве ОПО нефтегазового комплекса связан с выбросом и воспламенением горючих веществ, поэтому индивидуальный и социальный риск гибели людей от аварий практически совпадает с соответствующими показателями пожарного риска. Некоторые отличия могут быть обусловлены пожарным риском на вспомогательных объектах, административных зданиях, бытовых помещениях, т.е. не связанным непосредственно с производственными процессами и аварийными выбросами горючих веществ. В этом случае для таких ОПО целесообразно проводить сравнение рассчитанных показателей риска аварии с критериям допустимого пожарного риска /1/, о трудностях удовлетворения которым для линейных объектов и объектов, расположенных вблизи селитебной зоны, неоднократно указывалось, например в /6, 7,8/.

В этой связи важен единый методический подход к оценке риска аварий и пожарного риска на опасных производственных объектах. В развитие этого подхода для оценки пожарного риска МЧС России утверждены:

- Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (утв. Приказом МЧС России №404 от 04.07.2009);

- Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (утв. приказом МЧС России №382 от 30.06.2009).

В «Методике определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (далее – Методика) вошли большинство соотношений «Руководства по оценке пожарного риска для промышленных предприятий» (ВНИИПО, 2006 г.), ГОСТ Р 12.3.047-98 и большинство формул РД 03-409-01 для расчета последствий взрыва топливно-воздушных смесей. Кроме того, с выходом этого документа устранены явные противоречия в трактовке показателей пожарного и аварийного риска, которые приведены в соответствие с РД 03-418-01 (остались отдельные различия в алгоритме расчета индивидуального риска для помещений).

Однако эта Методика не распространяется на объекты магистральных трубопроводов (а фактически и на промысловые трубопроводы, буровые и нефтегазодобывающие установки) и не учитывает наиболее опасные сценарии, связанные с дрейфом облаков опасных веществ, а также с разлетом осколков. Как показано участниками 10-го семинара по оценке риска /7/ расчет зон загазованности и массы вещества, участвующего во взрыве, по этой Методике могут приводить к неверным результатам. Очевидно, что сценарии с дрейфом облаков, образующихся при выбросе, например, сжиженных углеводородных газов, следует рассчитывать по РД-03-26-2007.

Литература
1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
2. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года, одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года.
3. Федеральный закон от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании». 
4. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2008 году. 
5. Методические рекомендации по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (Утверждены приказом Ростехнадзора от 5 марта 2008 года N 131).
6. Р.О. Самсонов, А.Б. Скрепнюк, С.В. Овчаров, В.С. Сафонов, Роль и место Декларации промышленной безопасности в решении проблемы технического регулирования./ Безопасность труда в промышленности, №9. 
7. Лисанов М.В. Ошибки нормирования количественных критериев допустимого риска./ Методы оценки соответствия, сентябрь, 2009 – с.41-43. 
8. «Декларирование промышленной и пожарной безопасности. Методы и программные средства оценки риска» 20-21 октября 2009 г./ Безопасность труда в промышленности», №11, 2009 г.




Источник:
Категория: Регламентация в сфере безопасности | Добавил: safety (24.11.2009) | Автор: Лисанов М.В. (ноябрь 2009)
Просмотров: 2215 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]