Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

... Российская империя,СССР, РСФСР, РФ... [21]
исторический опыт, настоящее и будущее жизнеустройства Нашей Страны
Стратегические ядерные силы (СЯС) [7]
Прошлое, настоящее и будущее СЯС
Безопасность вне промышленности [25]
Защищеность и устойчивость жизнеустройства в нашем Отечестве
Безопасность в промышленности [36]
Прошлое, настоящее и будущее: техника безопасности, охрана труда, пожарная, экологическая и промышленная безопасность. Междисциплинарные исследования Техника безопасности - психология, Промышленная безопасность - социология и др.
20 лет без советской власти. Роспромтехносфера 2010+: границы безопасности [7]
Главы брошюры о состоянии и перспективах БЕЗОПАСНОГО развития отечественной промышленности. Итоги и уроки деиндустриализации и техрегулирования сквозь призму промышленной безопасности
Безопасная модернизация постсоветской промтехносферы [12]
-В чем отличия моделей обеспечения промбезопасности на Западе, в СССР и РФ? -Евростандарты промбезопасности заменят ГОСТы и Правила ПБ? -Как на практике работают "теории управления рисками"? -Есть ли альтернатива вестернезации-модернизации в РФ и Украине?

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 39


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Безопасное жизнеустроение » Стратегические ядерные силы (СЯС) [ Добавить статью ]

Стратегические ядерные силы США и России - состав, ядерные доктрины и программы развития (ЧАСТЬ 1)

Виктор Стефанович КОЛТУНОВ
к.т.н., генерал-майор запаса, профессор Академии военных наук

Текст лекции В.С. Колтунова, состоявшейся 1 октября 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"


Виктор Стефанович Колтунов принимал непосредственное участие в выработке договоров по РСМД, СНВ-1, Нью-йоркских договоренностей по ПРО и целого ряда других соглашений. В течение 10 лет, с 1992 по 2002 г., являлся Представителем России в Постоянной консультативной комиссии (ПКК) по Договору по ПРО. Вопросами ядерного оружия начал заниматься с 50-х годов.

Цель лекции - дать общее представление о том, как с момента зарождения ядерных вооружений развивались ядерные доктрины, как шел процесс наращивания этих вооружений, каково нынешнее состояние ядерных арсеналов России и США и каковы - в общих чертах - возможные перспективы их развития.

Исходя из этого, в лекции будут рассмотрены 4 вопроса:

  1. Ядерные доктрины Соединенных Штатов Америки и Советского Союза (России).
  2. Стратегические ядерные вооружения США. Общая характеристика их развития. Нынешнее состояние.
  3. Основные этапы развития отечественных стратегических ядерных сил.
  4. Возможные направления развития ядерных арсеналов США и России.

Сразу хотелось бы отметить два момента:

Первый - вопросы лекции по своему содержанию весьма объемны, их трудно детально изложить в отведенное для лекции время и потому некоторые аспекты рассматриваемых вопросов будут изложены тезисно, на некоторых из них я постараюсь остановиться более подробно.

Второй момент - необходимость рассмотрения вопросов лекции сегодня диктуется не тем, чтобы еще раз заклеймить одну страну как вынашивающую агрессивные, а другую - миролюбивые устремления, а тем, чтобы лучше понять, какой огромный путь пройден человечеством всего за какие-то 50-60 лет к тому состоянию, которое мы имеем в области ядерных вооружений на сегодняшний день.

1. Ядерные доктрины США и России

Прежде всего, что такое "доктрина", в том числе ядерная?

Доктрина - это принятая в государстве система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и ВС и на способы ее ведения. Любая военная доктрина имеет две тесно связанные между собой и взаимообусловленные стороны - социально-политическую и военно-техническую.

Напомню, что в США в 1942г. в Лос-Аламосе был создан ядерный центр, в котором были развернуты работы по созданию атомной бомбы. Общее руководство проектом было поручено Роберту Оппенгеймеру. К лету 1945г. американцам удалось собрать две атомные бомбы, которые в том же году были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Опуская все перепитии этих событий, отметим главное, а оно состояло в том, что создание ядерного оружия в США предопределялось их стремлением к мировому господству. Достижение этой цели виделось через достижение абсолютного военного превосходства, а инструментом реализации этой политики могло стать ядерное оружие. Именно на него делалась ставка военно-политическим руководством США. Достичь мирового господства, как тогда считали в США, можно путем ликвидации СССР в ходе ядерной войны.

Говоря о ядерных доктринах США, уместно сделать два принципиальных замечания:

  1. принятие в США определенных стратегических концепций (доктрин) осуществлялось с учетом вышеуказанных целей и в зависимости от расстановки сил в мире, достижений науки и техники;
  2. развитие американских вооружений ориентировалось на положения той или иной военной доктрины.

Иными словами, политическая сторона военной доктрины, как главенствующая, предопределяла развитие ядерного оружия, но и достижения в области ядерного оружия оказывали влияние на формирование стратегических концепций.

С середины 1945г. и по 1953г. американское военно-политическое руководство США исходило из того, что Соединенные Штаты монопольно владеют ядерным оружием. Исходя из этого и учитывая курс на достижение мирового господства, в США 14 декабря 1945г., была издана директива Объединенного комитета военного планирования № 432/д, в которой ставилась задача на подготовку атомной бомбардировки 20 советских городов - основных политических и промышленных центров. На тот момент США имели уже 196 атомных бомб, их носителями были модернизированные бомбардировщики В-29.

К середине 1948г. в Комитете начальников штабов был составлен план ядерной войны с СССР, получивший кодовое название "Чариотир". Этим планом намечалось в течение первых 30 дней войны сбросить 133 ядерные бомбы на 70 советских городов. Однако, как затем подсчитали американские военные аналитики, этого было недостаточно для достижения быстрой победы. И потому в выводах Комитета предлагалось увеличить ядерный арсенал стратегического авиационного командования (САК), чтобы обеспечить нанесение массированного ядерного удара авиационными средствами.

Сообщение о том, что Советский Союз овладел секретом ядерного оружия (как известно, 29 августа 1949г., в СССР была испытана первая атомная бомба), вызвало в США желание как можно быстрее подготовиться к возможной ядерной войне. Был разработан план "Тройан", в котором предусматривалось начать военные боевые действия 1 января 1950г. На то время США имели 840 стратегических ядерных бомбардировщиков и свыше 300 атомных бомб.

Однако, в ходе проведенных в США штабных учений выяснилось, что США не достигнут поставленных целей и в 1950г. вопрос о превентивной ядерной войне был снят.

Тем не менее, ситуация в мире быстро менялась. И США в 1953г. принимают концепцию "массированного возмездия". Она базировалась на превосходстве США над СССР в ядерных боеприпасах и средствах их доставки. В 1955г. США уже имели 1565 бомбардировщиков и 4750 ядерных бомб мощностью от 50 Кт до 20 Мт. В этом же году на вооружение принимается ТБ В-52.

В то же время военно-политическое руководство США начинает осознавать, что в условиях быстрого наращивания Советским Союзом средств ПВО авиация вряд ли может обеспечить победу в ядерной войне. И тогда в 1958г. на вооружение в США поступают баллистические ракеты средней дальности "Тор" и "Юпитер", развертывание которых ведется в Европе.

Двумя годами позже на боевое дежурство ставятся первые МБР "Атлас-Д", вводится в боевой состав атомная подводная лодка "Дж.Вашингтон" с ракетами "Поларис-А1".

С появлением в составе СЯС баллистических ракет возможности по нанесению ядерного удара в США значительно возрастают. Но к концу 50-х годов СССР создает межконтинентальные носители ядерного оружия (ЯО), способные нанести ответный удар по территории США.

В США стало ясно, что концепция "массированного возмездия" не в полной мере отвечает складывающимся реалиям и требует корректировки.

Здесь необходимо отметить одну важную деталь. До начала 60-х годов каждый вид вооруженных сил США самостоятельно планировал применение ЯО. Но рост числа и видов стратегических носителей требовал создания единого органа для централизованного планирования ядерных операций. Им стал объединенный штаб планирования стратегических целей, подчиненный командующему САК и КНШ ВС США.

В декабре 1960г. был составлен первый единый план ведения ядерной войны, получивший наименование "Единый комплексный оперативный план", сокращенно СИОП.

Этот план, в соответствии с пока остававшейся концепцией "массированного возмездия" предусматривал ведение против СССР только всеобщей ядерной войны с неограниченным применением ЯО.

В 1961г. США принимают стратегию "гибкого реагирования", в которой нашло отражение изменение официальных взглядов на возможный характер войны с СССР. Кроме всеобщей ядерной войны, американские стратеги стали допускать возможность ограниченного применения ядерного оружия и ведение войн обычными средствами поражения непродолжительное время (не более двух недель). Выбор способов и средств ведения войны должен был осуществляться с учетом складывающейся геостратегической ситуации, соотношения сил и наличия ресурсов.

Надо отметить, что принятие этой концепции оказало огромное влияние на бурный количественный рост в США МБР и БРПЛ, их качественное совершенствование.

В середине 1961г. в США был одобрен план СИОП-2, отражавший стратегию "гибкого реагирования". Для него характерным было то, что он предусматривал проведение пяти взаимосвязанных операций: по уничтожению советского ядерного арсенала; подавления системы ПВО; уничтожения органов и пунктов военного и государственного управления; крупных группировок войск и нанесение ударов по городам. Общее количество целей в плане составляло 6 тысяч.

Военно-политическое руководство США исходило тогда из того, что необходимо иметь такой количественный состав СЯС, применение которого обеспечило бы реализацию концепции "гарантированного уничтожения" Советского Союза, как жизнеспособного государства.

Но осенью 1962г. разразился Карибский кризис. Мир оказался на грани ядерной войны. Карибский кризис - это тема для отдельной лекции. Здесь же необходимо особо подчеркнуть, что одним из уроков этого кризиса стало то, что он заставил политиков взглянуть на ЯО с новой стороны. Впервые оно явно сыграло роль сдерживающего фактора.

Руководство США решило, что пришло время несколько скорректировать военно-техническую сторону своей военной доктрины.

В 1971г. в США официально принимается стратегия "реалистического устрашения". В ее основу была заложена идея ядерного превосходства над СССР (и это неслучайно - к тому времени между СССР и США складывалось примерное равенство в области ядерных вооружений). Достижение ядерного превосходства, согласно стратегии "реалистического устрашения", виделось на пути резкого наращивания количества боевых блоков (ББ) на БР при одновременном улучшении их ТТХ. Все это связывалось с развертыванием БР, оснащенных разделяющимися головными частями с ББ индивидуального наведения (РГЧ ИН). За 5 лет, с 1970г. по 1975г., количество ББ в результате оснащения ракет такими ГЧ возросло с 5100 до 8500 ед.

Надо сказать, что курс на резкое наращивание числа ББ нашел свое отражение в очередном плане СИОП (четвертом по счету), принятом в 1971г. Он был разработан с учетом взаимодействия всех компонентов ядерной триады и предусматривал поражение 16 тысяч целей на территории Советского Союза.

Количественное и качественное наращивание боевых возможностей американских СЯС позволило США перейти к новой концепции - концепции "выбора целей", предусматривающей многовариантность действий - от ограниченного ядерного удара несколькими ракетами до массированного удара по всему комплексу намеченных объектов поражения. (Общее число объектов поражения на территории СССР и других стран Варшавского Договора по плану СИОП-5, принятом в 1975г., составляло уже 25 тысяч).

Соответственно администрация тогдашнего президента США Джимми Картера выделила огромные средства на разработку и производство высокоэффективной системы морского базирования "Трайдент". Было принято также решение о разработке самой современной МБР "МХ".

С приходом к власти Рональда Рейгана на свет появилась "доктрина неоглобализма". Ее сущностью было "отбрасывание коммунизма", как говорил сам Рейган. В соответствии с этим была скорректирована и военно-техническая сторона доктрины. Задача ставилась так: "США должны одержать верх и иметь возможность принудить СССР в короткие сроки прекратить военные действия на условиях США". СЯС Соединенных Штатов должны иметь такое количество ББ и их носителей, чтобы обеспечивалось "устрашение" Советского Союза.

В марте 1980г. президент США утверждает план СИОП-5Д. В нем предусматривается возможность нанесения трех вариантов ядерных ударов: превентивного, ответно-встречного и ответного. Количество объектов поражения - 40 тысяч, куда в частности, вошли 900 городов с населением свыше 250 тыс. в каждом, 15 тыс. промышленных и экономических объектов, 3500 военных целей на территории СССР, стран Варшавского Договора, КНР, Вьетнама и Кубы.

В октябре 1981г. Р.Рейган объявил свою стратегическую программу на 80-е годы, содержащую "установки на дальнейшее наращивание стратегического ядерного потенциала", а в марте 1983г. - программу СОИ - "Стратегической оборонной инициативы" или как ее правильнее назвали - программу "Звездных войн".

К концу 80-х годов США и СССР накопили такие огромные ядерные арсеналы, которые давно переросли всякие разумные пределы. Стало все больше укрепляться понимание того, что бесконечное наращивание ядерных вооружений безопасность государств не укрепляет, что развязывание ядерной войны будет гибелью для обеих государств.

Положение усугублялось и тем, что в США значительная часть МБР находилась в эксплуатации 20 и более лет.

В этих условиях стороны пошли на переговоры и после подписания в 1987г. Договора по РСМД, в 1991г. был подписан Договор СНВ-1. Еще ранее были выработаны Договор ОСВ-1 и ОСВ-2 (но один из них не предусматривал сокращений СНВ, а другой не был ратифицирован).

В 1995г. в США в условиях резкого изменения международной ситуации (в результате роспуска Организации Варшавского Договора, распада Советского Союза) появился доклад "Национальная военная стратегия". В нем излагались положения новой военной доктрины, в основе которой лежала "стратегия гибкой и избирательной вовлеченности". Но ставка оставалась прежней - ставка на силу. В докладе говорилось, что Вооруженные силы должны готовиться к ведению войны и достижению "победы в любых войнах, где и когда они бы ни возникали". Значительное место было уделено роли и способам действия СНС в ядерной войне. Подчеркивалось, что цели в ядерной войне могут быть достигнуты в результате многократных и разнесенных по времени ядерных ударов по объектам военного и экономического потенциала, административного и политического управления. По времени - это могут быть как упреждающие, так и ответно-встречные действия.

Новой доктриной предусматриваются следующие виды ядерных ударов: выборочные (для поражения различных органов управления); ограниченные или региональные (например, по группировкам войск противника) и массированные.

Разумеется, указанные положения военной доктрины требовали совершенствования военной структуры. И надо сказать, администрация Дж. Буша-младшего приступила к ее реорганизации. Пересмотренная ядерная доктрина США была обнародована в начала 2002г. Не останавливаясь на всех аспектах, скажу лишь об одном - в США введено понятие новой "триады", состоящей из:

  • ударных наступательных систем (как ядерных, так и неядерных)
  • оборонительных систем вооружения (как активных, так и пассивных)
  • обновленной инфраструктуры

Все это, как утверждается, позволит снизить зависимость США от ядерного оружия и нарастить потенциал сдерживания.

Теперь что касается военной доктрины России, то центральным ее положением являлось осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе и с применением ЯО против России и ее союзников.

Наши СЯС всегда ориентировались на ответные действия. Это принципиальная установка отражалась в заявлениях Советского Союза о неприменении ядерного оружия первым. В современных условиях, как об этом говорится в военной доктрине, утвержденной Президентом Российской Федерации 21 апреля 2000г., Россия исходит из необходимости обладать ядерным потенциалом, способным гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому агрессору в любых условиях.

Наше ЯО рассматривается как фактор сдерживания агрессии, обеспечения военной безопасности России и ее союзников, поддержания международной стабильности и мира.

Россия, говорится в этом документе, оставляет за собой право на применение ЯО в ответ на использование против нее и/или ее союзников ядерного и других видов ОМУ, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.

Россия не применит ЯО против государств-участников ДНЯО, не обладающих ЯО, кроме как в случае нападения на Российскую Федерацию, Вооруженные Силы РФ или другие войска, ее союзников или на государство, с которым она имеет обязательства в отношении безопасности, осуществляемого или поддерживаемого таким государством, не обладающим ядерным оружием, совместно или при наличии союзнических обязательств с государством, обладающим ядерным оружием.




Источник: http://www.armscontrol.ru/course/lectures03b/vsk031001.htm
Категория: Стратегические ядерные силы (СЯС) | Добавил: safety (28.05.2009) | Автор: Виктор Стефанович КОЛТУНОВ
Просмотров: 1637 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]