Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Понятия и толкования [11]
Опасность, безопасность, риск. Что есть что
Близкие общеупотребительные термины [2]
Терминология теории управления и теории надежности
Регламентация в сфере безопасности [34]
Вопросы стандартизации, техрегулирования, критерии опасности
Современные опасности крупных промышленных аварий (от углепрома в постиндустрию) [7]
Cостояние, предупреждение и прогноз КПА - техногенных происшествий на ОПО с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения. (На примерах смертельных аварий в угольной промышленности)
рИсковое общество постиндустриализма (Risikogesellschaft, risk society, "общество риска") [11]
одна из известных попыток определить контуры надвигающегося за индустриализмом будущего на языке опасностей. Термин "risk society" введен в оборот в 1990-е в трудах социологов Энтони Гидденса и Ульриха Бека

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 46


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » Опасности и безопасность » Понятия и толкования [ Добавить статью ]

Крупная промышленная авария (2011)

Авария крупная промышленнаяавария  (техногенное происшествие) на опасном производственном объекте с последствиями или угрозой последствий катастрофического характера, непоправимых для самого объекта или/и его окружения, и связанных с гибелью людей, причинением материального ущерба или/и вреда окружающей среде. 

Такие аварии, как правило, происходили и происходят в наиболее энерговооруженных отраслях промышленности, опасные производственные объекты которых попадают в сферу государственного надзора за безопасным ведением работ:

 

  • ОПО ведения горных работ угольной промышленности, горнорудной и нерудной промышленности, объекты подземного строительства;
  • ОПО нефтегазодобывающей промышленности;
  • ОПО нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и объекты нефтепродуктообеспечения;
  • ОПО магистрального трубопроводного транспорта и подземного хранения газа;
  • ОПО металлургических и коксохимических производств;
  • ОПО газораспределения и газопотребления;
  • Взрывоопасные и химически опасные производства и объекты спецхимии;
  • ОПО производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • ОПО транспортирования опасных веществ;
  •  Врывоопасные объекты хранения и переработки растительного сырья;
  •  ОПО, на которых используется оборудование, работающее под давлением;
  • ОПО, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения.

 

Обычно тяжелые аварии в электроэнергетике и на транспорте рассматриваются отдельно от крупных промышленных аварий (см., например, аварии в энергосистемах, аварии на ГТС, радиационные и ядерные аварии, транспортные катастрофы, в т.ч., кораблекрушения, авиапроисшествия, железнодорожные катастрофы, ДТП и проч.). 

 

Крупные промышленные аварии выступают источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Исторически в отдельную подгруппу крупных промышленных аварий за рубежом выделяют аварии на шахтах и рудниках (Mining disasters). 

 

Существуют и международные толкования понятия о крупных промышленных авариях. Согласно определению Международной Организации Труда (МОТ) в Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий (C174 Prevention of Major Industrial Accidents Convention, 1993 Part I - Scope and definitions)

 

 

термин «крупная авария» означает внезапное техногенное происшествие на опасном производственном объекте (крупный выброс опасных веществ, пожар или взрыв, по отдельности или в сочетании), приводящее к серьезной опасности для персонала, населения или окружающей среды, будь то немедленно или долгосрочно. 

the term major accident means a sudden occurrence - such as a major emission, fire or explosion - in the course of an activity within a major hazard installation, involving one or more hazardous substances and leading to a serious danger to workers, the public or the environment, whether immediate or delayed; 

См. дословный перевод здесь

термин «крупная авария» означает внезапное происшествие – такое как крупный выброс, пожар или взрыв – в ходе эксплуатации объекта повышенной опасности, вызываемое одним или несколькими опасными веществами и приводящее к серьезной как немедленной, так и отложенной опасности для трудящихся, населения или окружающей среды

В целом определение термина «крупная авария» от МОТ не утратило своей актуальности, за исключением изначальной расплывчатости ключевого критерия «серьезные опасности». Степень «серьезности» бедствия изменчива во времени и пространстве различных культур, имеет ярко выраженную ценностную природу (к примеру, на Западе опирается на общечеловеческие ценности). 

По формальным критериям к учитываемым «серьезным» бедствиям (согласно The World Bank, The International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies, World Health Organization, CRED Emergency Events Database и др.) обычно относят локальные события, в которых

  1. погибли более 10, или
  2. пострадали более 100 человек, или
  3. введено чрезвычайное положение, или
  4. объявлен призыв к международной помощи.

При этом не учитываются военные конфликты и связанные с ними голод, заболевания и эпидемии. 

Более жесткие критерии применяются к подземным авариям в шахтах и рудниках. Согласно типовому определению американской Mine Safety and Health Administration (MSHA) –термин «Mine disaster» исторически применяется к авариям, в которых погибли 5 и более человек. (аналогично объясняет термин «mine disaster» и USMRA – United States Mine Rescue Association) 

В Западной Европе накопленные технические и социальные знания о предупреждении крупных промышленных аварий были формализованы в директивах Севезо I (1982 г.) и Севезо II (1996 г.), а в Российской Федерации – в ФЗ-116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.).

Краткая история и современное состояние проблемы крупных промышленных аварий

 

Опасности крупных промышленных аварий зародились в колыбели индустриализации – горнодобывающей промышленности. К первым из известных подземных катастроф относятся обрушение в германском руднике «Rammelsberg» около г. Гослар в 1376 г. (погибло более 100 чел.), затопление австрийского рудника «Heilig-Kreuz-Stollen» около г. Швац в 1448 г. (погибло до 260 чел.) и обвал 1565 г. в германском руднике «Der Goldene Esel» в Силезии у современного польского г. Злоты-Сток (погибло до 95 чел.) (источник). 

Исторически первые крупные промышленные аварии проявились в период промышленной революции XVIII–XX вв. Ископаемый уголь стал основной энергетической базой индустриализации, а угледобыча – источником первых крупных промышленных аварий. Типичными промышленными бедствиями стали аварии в шахтах и рудниках – Mining disasters. Одно из наиболее ранних упоминаний о групповой гибели шахтеров относится к 3 октября 1705 г., когда при взрыве в шахте «Gateshead (Stony Flatt)» в графстве Дарем на севере Англии погибли 30 человек. В том же районе при взрыве в шахте «Fatfield» 18 августа 1708 г. погибли 69 шахтеров.. Из ранних так же известна авария в английской угольной копи Felling близ г. Гейтсхед, в которой 25 мая 1812 года погибло 92 шахтера, причем 30 их них были дети и подростки в возрасте от 8 до 16 лет. 

Начиная с 1835 года в угольных копях Великобритании, Германии, США, Чехии и Канады начат отсчет крупных промышленных аварий с гибелью более 100 человек:

 

В конце XIX-го в начале ХХ-го веков впервые в угледобыче Нового времени произошли особо крупные промышленные аварии с групповой гибелью более 200, 250, 300, 400 и 1000 человек:

Более ста лет в XIX-ХХ веках крупные угольные катастрофы с гибелью свыше 100 человек сопровождали индустриально развитые страны Западной Европы, Северной Америки и Японию, начиная с аварии в английской шахте «Wallsend» в Нортумберленд (18.01.1835 г., погибло 102 человека) и заканчивая разрушением дамбы хвостохранилища американской угольной компании Pittston в Буфало Грик Западной Виржинии (26.02.1972 г., погибло 125 человек). Всего таких аварий было 105, а погибло в них 22 231 человек. 

Самыми масштабными авариями промышленного XIX-го века стали взрывы в английской угольной копи Окс в Барнсли 12 декабря 1866 г. (погиб 361 человек), пожар в чешском железном руднике Святая Мария в Пршибраме 31 мая 1892 г. (погибли 319 человек) и оползень отвала японского медного рудника Сумитомо Бесши у города Ниихама на о-ве Сикоку 28 августа 1899 г. (погибли 512 человек). 

В ХХ-ом веке смертельные угольные аварии достигли своего пика. Самые крупные из них произошли в оккупированной Японией Манчжурии (шахта «Honkeiko», 1942 г., 1549 погибших), во Франции (шахта «Courrières», 1906 г., 1100 погибших), в Японии (шахта «Mitsubishi Hojo», 1914 г., 687 погибших) и в Китае (шахта «Laobaidong», 1960 г., 682 погибших). Самая смертельная авария в отечественном углепроме произошла 18.06.1908 г. в Малороссии Российской Империи – тогда в аварии на шахте № 4-4 бис Макарьевского (Рыковского) рудника в Юзовке погиб 271 рабочий. 

Начиная с середины ХХ-го века крупные промышленные аварии из подземелья шахт и рудников все более перемещались на поверхность промышленных площадок новых энергонасыщенных производств. С развитием СМИ промышленные аварии проникли и на поверхность информационного пространства. 

С новой «информационной» остротой встал вопрос обеспечения промышленной безопасности больших производственных технико-социальных систем (промышленности, транспорта, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, агропрома, леспрома, связи и др.). Тогда же в больших технических культурах высокоразвитых индустриальных стран сложились оригинальные способы обеспечения промышленной безопасности, внедрялись свои подходы предупреждения опасностей и парирования угроз крупных промышленных аварий.

 

В 70-80-е годы XX века сложность и энергоемкость опасных производственных объектов перерастает бытовавшие инструменты обеспечения надежности отдельных технических устройств. Сначала на Западе, а потом и в незападных странах происходят крупные промышленности аварии, например 

− Стейтен Исланд (США, 1973 г., пожар с участием СПГ, погибло 40 чел.),

− Потчефструм (ЮАР, 1973 г., утечка аммиака, погибло 18 чел.),

− Фликсборо (Великобритания, 1974 г., взрыв циклогексана, погибло 28 и травмировано 89 чел.),

− Декейтор (Иллинойс, США, 1974 г., взрыв пропана, погибло 7 и травмировано 152 чел.),

− Беек (Нидерланды, 1975 г., взрыв пропилена, погибло 14 и травмировано 107 чел.),

− Севезо (Италия, 1976 г., токсическое заражение от выброса диоксина, пострадало 30 чел., переселены 220 тыс. чел.),

− Уэстуэго, Галвестон и др. (США, декабрь 1977 г., 5 взрывов пыли за 8 дней на разных элеваторах, погибло 59 и 48 чел. ранены),

− Сан-Карлос (Испания, 1978 г, взрыв пропилена, погибло 215 чел.),

− Санта Круз (Мексика, 1978 г., пожар с участием метана, погибло 52 чел.),

− Ортуэлла (Испания, 1980 г., от взрыва пропана погиб 51 чел.),

− Бхопал (Индия, 1984 г., выброс метилизоцианата, погибло более 2 тыс. чел, стали инвалидами более 200 тыс. чел),

− Сан-Хуан-Иксуатепек (Мехико-Сити, Мексика, 1984 г., взрывы сжиженного нефтяного газа, погибло 644 чел., 7087 чел. травмированы),

− Арзамас (СССР, 1988 г., взрыв гексогена, погиб 91 чел., пострадали 1500 чел.),

− Piper Alpha (Северное море, 1988, взрыв газа на морской нефтедобывающей платформе, погибло 167 из 226 чел.),

− Уфа (СССР, 1989 г., взрыв ШФЛУ, погибли 575, ранены более 600 чел.).

 

 

 

 

Более подробные перечни известных промышленных аварий см. в Википедии здесь и здесь, или в специальной литературе, например, в Kletz, Trevor A. Learning from accidents. – 3rd ed. – Gulf Professional Publishing. – 2001. – ISBN 0 7506 4883 X

Достаточно быстро выяснилось (См., например, Lagadec P. Major Technological Risk. An Assessment of Industrial Disasters. – 1st ed – Pergamon Press. – 1982. – ISBN 0-08-028913-4), что техногенная опасность крупных промышленных аварий порождает в массовом сознании промаварийные страхи, подобные хорошо известному и изученному феномену радиофобии или «западного ядерного страха». В контроле промаварийных страхов доминируют манипулятивные приемы массовым сознанием с образами крупных промышленных аварий, по сравнению с традиционными  организационно-техническими мерами обеспечения промышленной безопасности.

Поэтому сегодня вопрос о критериях отнесения промышленной аварии к крупной определяется не только абсолютным размером людских, материальных и природных потерь, сколько масштабностью образа бедствия, конструируемого средствами массовой коммуникации. Например, мировые СМИ умело создали образ крупной промышленной аварии с угрозой гибели и последовавшим воскрешением 33 горняков на чилийской меднорудной шахте Сан-Хосе 5 августа 2010 года, хотя подобные аварии не редкость. Вот лишь несколько известных примеров последних лет: 
23 октября 2003 г. произошел прорыв вод подземного озера в главный скиповый ствол шахты «Западная-Капитальная» в Новошахтинске Ростовской области, когда под землей находилась смена из 61 человека. В первые минуты затопления погибли два человека, 15 горняков успели выбраться на поверхность. Выход для 44 шахтеров оказался отрезанными потоками воды. Для предотвращения массового затопления производилась засыпка закладочным материалом 680-метрового скипового ствола шахты. Через двое суток были обнаружены и подняты через клетевой ствол 33 шахтера. Уже через сутки после начала аварии начата проходка 61-метровой поисково-спасательной сбойки с транспортного штрека соседней шахты «Комсомольская правда» на конвейерный штрек шахты «Западная-Капитальная».  По завершению сбойки на поверхность были подняты оставшиеся 11 шахтеров, которые в ожидание спасения провели в затопляемой шахте больше пяти дней. (Источники: Информационный бюллетень Госгортехнадзора России №4(13). – 2004. – с.18-24 и Википедия) 
1 августа 2007 года были спасены все 69 китайских шахтеров, заблокированные 27 июля 2008 г.в результате затопления шахты Чжицзянь провинции Хэнань. В ожидании спасения горняки провели в затопляемой шахте более трех дней. (Источник: http://www.gazeta.ru/news/lenta/2007/08/01/n_1099791.shtml  ) 
8 июня 2008 года на востоке Украины произошло обрушение в угольной шахте «Им. Карла Маркса» в г. Енакиево Донецкой области. Обрушение было вызвано взрывом на глубине около 533 метров. В момент обрушения 37 шахтеров оказались заблокированы под землей на глубине 1006 метров. 13 человек погибли. В результате поисково-спасательной операции 24 человека удалось спасти, причем 22 шахтера ожидали помощи более 30 часов (Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Обрушение_угольной_шахты_на_Украине_(2008)  и UA_Википедия). 
28 марта 2010 в провинции Шаньси Китайской Народной Республики произошло частичное затопление угольной шахты «Wangjialing», когда в ней находился 261 горняк, из них 108 сразу успели выбраться на поверхность, а 153 человека оказались отрезанными от выхода в девяти различных частях шахты. Спасательная операция завершилась 5 апреля 2010, когда были спасены 115 человек (Источник: http://en.wikipedia.org/wiki/Wangjialing_coal_mine_flood  ) 
21 ноября 2010 года произошло затопление на шахте «Batian Coal Mine» в уезде Вэйюань китайской провинции Сычуань. 13 шахтеров смогли самостоятельно выбраться на поверхность, а 29 оказались заблокированными в затопляемой шахте. Через сутки все они были спасены. (Источник: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/china/8150617/China-rescues-29-miners-trapped-in-a-flash-flood.html)

 

В современной России проблема крупных промышленных аварий открывается в новом измерении, не свойственном странам первого и третьего мира. Высокоразвитые страны Запада входят в период гипериндустриализма, когда опасные производства с возможными крупными промышленными авариями вытесняются в зону быстро растущего индустриализма (развивающие страны «Большого Дальнего Востока» – Китай, Индия, Вьетнам и др.), где мощный научно-технический потенциал активно ищет способы предупреждения опасностей крупных промышленных аварий. [Так уровень смертельного травматизма  китайской угледобыче сократился за 2000-2009 гг. с 5,86 до 0,863 смертей на 1 млн. тонн добычи (см. Гражданкин А.И., Печеркин А.С., Иофис М.А. Промышленная безопасность отечественной и мировой угледобычи/ Безопасность труда в промышленности. - №9. - 2010. - с.36-43)]

 

Для современной России, прошедшей в 1990-е годы обширную деиндустриализацию, постановка и решение проблемы предупреждения крупных промышленных аварий не имеет исторических аналогов в отечественной и зарубежной практике. По этическим и экономическим причинам России вряд ли удастся сбросить свои производственные издержки обеспечения безопасности на страны третьего мира.

 

Крупные российские техногенные катастрофы последних лет (Ульяновская-2007, СаяноШушенская-2009, Распадская-2010), обозначив текущее состояние утрат и перспективы регресса отечественной технической культуры, ставят новую общественную и научную задачу по предупреждению социальных и техногенных опасностей крупных промышленных аварий. Успешность решения российской проблемы крупных промышленных аварий впрямую определяет безопасность промышленного будущего современной России.  

RiskProm.RU © 2011


см. на РискПром.рф еще: Введение в понятие о крупной промышленной аварии (КПА)



Источник:
Категория: Понятия и толкования | Добавил: safety (05.04.2011) | Автор: Гражданкин А.И.
Просмотров: 5820 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]