Примерно с середины 2000-х гг. слова «безопасность», «опасность» и «риск» становятся в промышленной сфере ключевыми «смысловыми наполнителями» технических норм и правил, тогда как в целом в российском нормотворчестве эти слова господствуют в основном в правовых актах.
Общее количество российских нормативных правовых и нормативно-технических документов, в которых употребляются слова «безопасность», «опасность» и «риск»
Технические нормы и правила более подвижны (под тем же воздействием изменений техники и технологии), а правовые, как правило, более поджаты гнетом господствующих идеологем («несвободны»). В последнее время наблюдается и противоположная тенденция – быстрее «штампуются» нормативные правовые акты. Однако такие структурно сложные и многослойные понятия, называемые словами «безопасность», «опасность» и «риск», не могут быть раз и навсегда, четко и однозначно определены с юридической чистотой и точностью. Ведь по природе своей все опасные явления носят пороговый, пограничный характер, - для области «обеспеченной безопасности» необходима постоянная «демаркация границ» из сдерживающих опасности ограничительных норм и правил. Другими словами понятия «безопасность», «опасность» и «риск» требуют постоянного наполнения современным содержанием, это вопрос договоренностей (терминологических конвенций), а не правовых откровений «лучшей международной практики».
Например, в реформу технического регулирования юридической силой правового акта атаковали накопленные в отечественной технической культуре знания о безопасности – ср. родовые признаки в определениях терминов «безопасность» в традиционном ФЗ-116 и инновационном ФЗ-184: «защищенность» и «отсутствие».
В первом случае необходимо изучать вполне конкретные «темные стороны» российской постиндустриальной техносферы, а во втором – «темную историю» западной правой системы постмодерна. Обе эти задачи важны и не отрицают друг друга. Но в методическом плане и отечественном ракурсе реформ продуктивнее решать проблему современных трактовок ключевых понятий безопасности начиная с анализа техногенных опасностей в российской промышленности, и даже более предметно – в сфере промышленной безопасности.
Подробнее о проведенном контент-анализе и его результатах см. на РискПром.рф здесь>> |