Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Наш опрос

Опыт крупных промышленных аварии в РФ (СШГЭС-09, Распадская-10, Кольская-11, Воркутинская-13)
Всего ответов: 292

читальный Дневник

Главная » 2011 » Декабрь » 19 » 18/12/2011 утром в Охотском море перевернулась и затонула самоподъемная буровая платформа "Кольская"
18/12/2011 утром в Охотском море перевернулась и затонула самоподъемная буровая платформа "Кольская"
10:07

18/12/2011 утром в Охотском море перевернулась и затонула самоподъемная буровая платформа "Кольская", принадлежащая ОАО "Арктикморнефтегаз-разведка". Из находившихся на ней 67 человек спасти удалось лишь 14. По предварительным данным, погибли главным образом не моряки, а бурильщики, которые на платформе в момент транспортировки вообще не должны были находиться: их взяли, поскольку организаторы рейда по каким-то причинам не стали арендовать дополнительное пассажирское судно


Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/1841650

Вчера утром в Охотском море перевернулась и затонула самоподъемная буровая платформа "Кольская", принадлежащая ОАО "Арктикморнефтегаз-разведка". Из находившихся на ней 67 человек спасти удалось лишь 14. По предварительным данным, погибли главным образом не моряки, а бурильщики, которые на платформе в момент транспортировки вообще не должны были находиться: их взяли, поскольку организаторы рейда по каким-то причинам не стали арендовать дополнительное пассажирское судно.

Сигнал SOS с находившейся в 200 км от побережья Сахалина платформы "Кольская", как сообщили в Росморречфлоте, поступил в 9:24. На место тут же вылетели несколько вертолетов Ми-8 и самолет Ил-38 Тихоокеанского флота. К месту происшествия они добрались довольно быстро, но практически с первого взгляда стало ясно, что спасать уже некого. Сама платформа к этому времени затонула (она находится на глубине более километра), а на поверхности воды держались лишь надувные плоты и несколько тел в гидрокостюмах.

Связавшись с экипажами ледокола "Магадан" и транспортно-буксирного судна "Нефтегаз-55", которые вели платформу через Охотское море, спасатели выяснили, что тем удалось поднять на борт только 14 человек из 67 находившихся на "Кольской". В основном это были моряки, которые в момент аварии несли вахту и находились на палубе. Все они сумели самостоятельно по веревкам и лестницам подняться на относительно низкий борт буксира. Спустить же с судов шлюпки в тот момент не представлялось возможным, поскольку на море бушевал шторм — скорость ветра достигала 25 м/с, били снежные заряды, а высота волн составляла около 5-6 м. За весь вчерашний день погода так и не позволила достать из воды тела погибших и спасти раненых.

Тем не менее спасатели пытались высадиться на воду весь световой день — воздушные и морские суда непрерывно барражировали в месте катастрофы. Ближе к вечеру в ближайший порт Корсаков отправили буксир "Нефтегаз-55", поскольку у него образовалась течь в районе машинного отделения и запущенные гидронасосы с трудом успевали откачивать воду. С наступлением сумерек спасательные работы были временно фактически прекращены: на месте остался только ледокол. К утру на помощь должны прибыть еще три судна. Впрочем, спасатели уцелевших буровиков найти практически не надеются: при температуре воздуха -7°С в ледяной воде даже в гидрокостюме человек может продержаться лишь несколько часов.

Как рассказали "Ъ" в ОАО "Арктикморнефтегазразведка", в августе этого года "Кольская" завершила затяжной рейд через три океана — Атлантический, Индийский и Тихий — из Мурманска в Магадан. Переход, как говорят моряки, был "сухим": установку перевозили на специальном судне "Трансшельф". В магаданском порту "Кольскую" поставили на воду и уже буксирами доставили к шельфу Охотского моря. Там "Кольская" в течение трех с половиной месяцев бурила скважину "Первоочередная" глубиной 3,5 км на Западно-Камчатском участке Охотского нефтегазового шельфа. Заказчиком была "дочка" "Газпрома" компания "Газфлот".

Самоподъемная буровая установка (СПБУ) "Кольская" представляет собой плавучий понтон, на котором размещена буровая вышка, вспомогательное оборудование, многоэтажная рубка с каютами для экипажа и рабочих, электростанция и склады. По углам понтона установлены три опорные колонны. С помощью зубчатых реек колонны перемещаются вверх-вниз относительно понтона. При транспортировке понтон располагается в нижней части колонн (до 0,3-0,4 их высоты от низа, что позволяет улучшить остойчивость на переходе). На месте бурения колонны опускаются на дно, а платформа поднимается над водой с учетом вероятных высот волн и приливов.

После завершения работ "Кольскую" должны были направить во Вьетнам для выполнения работ по заказу совместного российско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро". Там установка должна была бурить скважину на шельфе Южно-Китайского моря в районе месторождения Белый Тигр. По данным источников "Ъ", во Вьетнам "Кольскую" планировалось доставить также "сухим" способом, но перед этим ее было решено отбуксировать в один из Сахалинских портов для планового осмотра и ремонта.

По факту катастрофы "Кольской" следственный комитет России возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц). В СКР говорят, что среди версий рассматриваются нарушение правил безопасности при проведении буксировки, а также пренебрежение погодными условиями. Следственные органы также отметили, что в ближайшее время будет проверена вся техническая документация на "Кольскую" с целью определения ее состояния на момент аварии, будет дана юридическая оценка действиям капитанов ледокола, буксира и самой установки, а также должностных лиц, разработавших план доставки "Кольской" на Сахалин.

О возможных причинах аварии все заинтересованные стороны говорят пока очень осторожно. В Росморречфлоте источники "Ъ" считают, что буровая установка могла просто не выдержать очень сильной волны. По версии чиновников, волны снесли так называемые газоотводящие трубки танков, в которых временно хранится выкачанная из скважин нефть, а также выбили иллюминаторы в столовой. Поступившая в образовавшиеся отверстия вода заполнила танки и помещения для экипажа, в результате "Кольская" получила крен и в течение 20 минут затонула.

В свою очередь, источники, осведомленные о ходе расследования, сообщили "Ъ", что "разбитые иллюминаторы и трубки, диаметр которых составляет всего лишь шесть-восемь сантиметров, здесь ни при чем". По предположению экспертов, причиной трагедии стало интенсивное раскачивание буровой установки на волнах, на величину которых она даже по проекту не рассчитана. "Пока установка шла в связке с ледоколом, она еще держалась на плаву, но когда из-за качки оборвался один из буксировочных тросов, "Кольская" попросту зачерпнула бортом воду и перевернулась",— пояснил собеседник "Ъ". Он также отметил, что такого большого количества жертв быть не должно было. "Примерно половина из общего числа находившихся на установке людей не имела к перегону "Кольской" никакого отношения,— сказал он.— Это были операторы буровых установок, их помощники, крановщики и т. п.". Между тем, согласно пункту 2.10 инструкции по безопасности морских буксировок от 8 июля 1996 года Федеральной службы морского флота России, "для обеспечения безопасности буксируемого судна на его борту может находиться квалифицированный экипаж или его минимально необходимая часть, возглавляемая капитаном. Буксировка судна с пассажирами на борту запрещается". Собеседник "Ъ" предположил, что капитаны ледокола и буксира отказались взять бурильщиков на борт из-за отсутствия нужного количества спасательных средств на борту. А арендовать еще одно судно для перевозки пассажиров организаторы по каким-то причинам не стали. Эксперт отметил, что спасти удалось только моряков, которые несли вахту, находились на палубе и по случаю шторма были одеты в гидрокостюмы и спасательные жилеты.

Сергей Машкин http://www.kommersant.ru/doc/1841650 


http://www.vedomosti.ru/companies/news/1456490/kolskaya_na_dne 

Плавучая буровая установка(ПБУ)«Кольская»(принадлежала«дочке»«Зарубежнефти» —«Арктикморнефтегазразведке», АМНГР) следовала от западного побережья Камчатки, где использовалась на подряде у«Газпрома», на базу в бухту Зырянская(Сахалин), сообщил«Ведомостям» представитель АМНГР. Ее сопровождали ледокол«Магадан»(принадлежит ДВМП) и буксир«Нефтегаз-55»(принадлежит АМНГР).

Утром караван попал в шторм в Охотском море. Скорость ветра составляла 15-20 м/с с порывами до 25 м/с, высота волн — до 6 м. У буровой выбило иллюминаторы, вода стала поступать во внутренние емкости. В 9.24 по местному времени(2.24 МСК) экипаж установки подал сигнал SOS. Спустя три с половиной часа в 200 км от Сахалина буровая перевернулась и затонула.

По данным МЧС, на«Кольской» было 67 человек. По состоянию на 20.00 МСК спасены 14 человек, четверо без признаков жизни обнаружены в воде, но из-за шторма не подняты на борт, судьба остальных не известна. Под вопросом была и судьба буксира«Нефтегаз-55». Его корпус треснул, но к вечеру пробоина была заделана.

Ространснадзор создал комиссию по расследованию причин аварии. Следственный комитет России рассматривает версию с нарушением правил буксировки. Представитель ДВМП от комментариев отказался.

ПБУ«Кольская» была построена на финской верфи Rauma Repola в 1985 г., тогда же передана АМНГР. Флот компании насчитывает 25 судов(среди них буровое судно«Валентин Шашин» и еще одна самоподъемная буровая установка —«Мурманская»). Весь флот АМНГР построен в конце 1980-х гг.«26 лет для буровой не возраст», — считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов. Однако все зависит от технического состояния и условий ее эксплуатации, отмечает он. Последний раз«Кольская» ремонтировалась весной 2010 г. В модернизацию платформы компания вложила несколько сотен миллионов рублей, говорил ее гендиректор Юрий Мелехов. Платформа была застрахована, отмечает представитель АМНГР, но не раскрывает ни сумму страхового покрытия, ни страховщика.

Из-за отсутствия госзаказов АМНГР долгое время была на грани банкротства, а буровое оборудование сдавала в аренду. В апреле президент Дмитрий Медведев подписал указ о преобразовании ФГУП АМНГР в ОАО и передаче его«Зарубежнефти». Последняя в этом же году получила право работать на российском шельфе.

Представитель Минэнерго отказался комментировать, как может отразиться авария на компании. Сотрудник министерства сообщил«Ведомостям», что проблем с допуском«Зарубежнефти» к освоению шельфа не будет. Аналитик БКС Андрей Полищук отмечает, что«Зарубежнефть» может столкнуться с техническими сложностями — придется заменить затонувшую платформу другой, ее можно либо арендовать, либо строить. По подсчетам Фролова, строительство новой буровой может обойтись«Зарубежнефти» в несколько десятков миллионов долларов.

Эта публикация основана на статье ««Кольская» на дне» из газеты «Ведомости» от 19.12.2011, №239 (3005)

Просмотров: 1286 | Добавил: safety

Форма входа

Календарь

«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0