Еще в 2006 году на
стадии подготовки закона «Об обязательном страховании гражданской
ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате
аварии на опасном объекте» (далее – Закон) по заказу Национального союза
страховщиков ответственности (НССО), объединяющего около 30 крупнейших страховщиков,
специалисты группы компаний «Промышленная безопасность» разработали ряд
методик, которые не утратили своей актуальности и могут после доработки использоваться
страховщиками в повседневной работе.
Согласно Закону страховые суммы,
а также коэффициенты к страховым тарифам зависят от максимально возможного
количества потерпевших (МВКП) в результате аварии, от специфики и уровня
безопасности страхуемых опасных объектов.
Оценка случайной величины МВКП – существенная
часть более общей трудоемкой процедуры анализа опасностей и количественной
оценки риска аварий на опасных объектах, выполняемой, например, при
декларировании промышленной безопасности.
Опасные объекты относят к большим
и сложным технико-социальным системам. Большинство их измеримых параметров и
показателей (например, МВКП) имеют стохастическую природу и объективно высокий
разброс значений. Абсолютно точное предстраховое определение МВКП недостижимо,
и чем оно точнее, тем затратнее. Свой вклад в неопределенности вносят выбор исходных
данных, используемых методов и привлекаемых исполнителей. Многосторонние споры
о достоверности предстрахового определения МВКП неизбежны. Смягчить накал противоречий
вполне возможно:
А) Для всех опасных объектов
проводить полную предстраховую количественную оценку риска (КОР). Гибкостью и
разнообразием методов КОР можно, в пределе, удовлетворить почти всех несогласных
с «достоверностью». Но подобный консенсус имеет серьезное ограничение: затраты
на КОР слишком высоки – сравнимы или превышают размер страховой премии.
Появятся несогласные со страхованием.
Б) Для декларируемых объектов – заимствовать
результаты КОР из уже разработанных деклараций. Для остальных объектов – разработать
и использовать упрощенную методику экспресс-оценки МВКП. Затраты на такую
разработку немалы, но все же существенно ниже суммарных трудозатрат по варианту
А. Несогласные с результатами экспресс-оценки могут прибегнуть к известным
методам КОР, разработав, например, декларацию безопасности на недекларируемый
объект.
Для реализации варианта Б разработан
пилотный проект Руководства по экспресс-оценке последствий аварий и МВКП,
связанных с выбросом опасных веществ (далее – Руководство). В основу Руководства
положены признанные зарубежные и отечественные методики по анализу опасностей и
количественной оценке риска промышленных аварий, основные из них:
- Manual for the Classification and
Prioritization of Risks due to Major Accidents in Process and Related
Industries, - IAEA, Vienna, 1996, - IAEA-Tecdoc-727 (Rev. 1)
- Techniques for Assessing Industrial
Hazards. A Manual, - World Bank Technical Paper Number 55 – WTP55, -
Technica, Ltd, - 1988.
- РД 03-418-01 «Методические
указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов»
(утв. Госгортехнадзором России 10.07.01 №30);
- Методическое руководство
по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах (утв. ОАО
«АК «Транснефть» 30.12.99);
- Методические указания по
проведению анализа риска для опасных производственных объектов
газотранспортных предприятий ОАО «Газпром» (СТО РД Газпром
39-1.10-084-2003);
- РД 03-409-01 «Методика
оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей» (утв.
Госгортехнадзором России 26.06.01);
- РД-03-26-2007.
«Методические указания по оценке последствий аварийных выбросов опасных
веществ» (утв. Ростехнадзором от 14.12.2007 г. № 859).
С помощью Руководства могут быть определены максимальные
размеры зон поражения (МЗП) для большинства опасных производственных объектов в
соответствии с Перечнем типовых опасных производственных объектов для
регистрации в государственном реестре. Некоторые примеры определения МВКП в результате аварии на опасном объекте
приведены в таблице.
В случае наличия на
опасном объекте декларации промышленной безопасности (ДПБ) владельцу опасного
объекта целесообразно направить в соответствующую страховую компанию (или, при
необходимости, в специализированную организацию) выписку из ДПБ, содержащую
результаты анализа условий возникновения и развития аварий на опасном объекте.
На основе этих данных из ДПБ может быть определена величина МВКП, включая
погибших работников и иных физических, а также юридических лиц, имуществу
которых причинен вред в результате реализации наиболее опасного по последствиям
сценария аварий на опасном производственном объекте.
Для типовых опасных
объектов без обращающихся опасных веществ – например, на которых используется
оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа или при
температуре нагрева воды более 115 С, а так же на которых эксплуатируются
стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги
и фуникулеры, МВКП может быть оценена без детального определения площади зоны
поражения.
Для опасных объектов
с обращающимися опасными веществами МВКП рассчитывается, в
зависимости от типа опасного объекта, перемножением площади максимальной зоны поражения (МЗП) и плотности
распределения потерпевших. В разработанном проекте Руководства площадь и форма МЗП определяются по стандартизированным
консервативным моделям. Плотность распределения потерпевших в районе расположения
опасного объекта находится по данным органов местного самоуправления или по
информации единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Наиболее сложный для
практики и нормативного регулирования — вопрос об определении страховых
тарифов. Согласно п. 1 статьи 7 Закона размер страховой премии (нетто-ставка) R (руб.) выражается как произведение
страхового тарифа T (%) и страховой суммы S (руб.).
Значения базовых
ставок напрямую связаны с вероятностью страхового случая, которая в общем
случае не совпадает с вероятностью аварии. Но в любом случае выбор страхового тарифа
должен:
1) Учитывать полимодальность
распределения случайной величины возможного количества пострадавших. Мелкие
аварии случаются гораздо чаще крупных, но в крупных несоизмеримо больше
пострадавших. Классическое среднее (матожидание ) плохо характеризует
случайности аварийности и малопригодно для обоснования страхового тарифа. Средняя
«температура по больнице» не устроит ни страховщиков, ни страхователей – никто
из них не желает ни жара, ни остывания.
2) Компенсировать
допущения, упрощения и обобщения, сделанные на этапе оценки МВКП (и по КОР, и
по экспресс-методике Руководства).
Указанные проблемы определения страховых тарифов и
премии имеют ключевое значение для практики страхования и требует более
детального и гласного обсуждения.
См. далее и полностью здесь:
Гражданкин А.И., Кручинина И.А. Формат зоны
поражения //Страхование промышленных и коммерческих предприятий № 1-2. – 2011 –
с.24-28
Источник: http://safety.moy.su/DXfile/pdf_publikacii/2011/StrhProm_1-2_2011_ZonaPorazh.pdf |