Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Категории каталога

Опасности и безопасность [65]
Методические вопросы
Новые публикации [40]
Последние статьи сотрудников НТЦ "Промышленная безопасность" и АНО "Агентство исследований промышленных рисков"
Риск аварии [74]
Риск как мера техногенной опасности. Что есть что.
Наши отзывы и ответы [23]
на документы, статьи, отчеты, заключения и др.
Материалы семинаров [39]
Научные и тематические семинары, конференции в области анализа риска
Оценка последствий [10]
Оценка последствий аварий и других техногенных происшествий на ОПО
Безопасное жизнеустроение [108]
Безопасность как показатель жизнестойкости человека между добром и злом
Белая книга России: сер. XX - нач. XXI вв. [90]
Временные ряды примерно трехсот важнейших показателей главных сторон жизни нашей страны с середины прошлого века

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 47


Поиск

Заходим на  РискПром.рф

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Тематические подборки статей и материалов

Главная » Статьи » » Новые публикации [ Добавить статью ]

Предотвращение аварий и техногенных катастроф (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010))

Опасность требует, чтобы ей платили удовольствиями
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)

 

Техника – непреложный искусственный элемент современных форм жизнедеятельности сообществ людей. Пронизывающая плотность технических устройств, окружающих повседневного человека, ввела в обиход представления о техносфере и сопряженных с ней техногенных опасностях.

Техносфера – важнейшая часть материальной технической культуры индустриальной цивилизации. Она не столько механизм трансформации природы в потребительские блага, сколько сама окружающая среда, преобразованная человеком в техно-природный территориальный комплекс.

Из-за резко выраженной неравномерности освоения человеком земной поверхности техносферу корректнее понимать как совокупность техноландшафтов, т.е. частей географических ландшафтов, измененных хозяйственной деятельностью человека и насыщенных техническими объектами (на языке статистики – основными фондами). Иными словами, техноландшафт - пространственно-временная геосреда существования сложных технико-социальных систем, включающих самые разнообразные человеко-машинные подсистемы.

В индустриальную эпоху освоенная трудом через технику энергия принесла человеку не только заслуженный отдых, тепло и жизненный уют, но и нарастающий ком «непонятных» техногенных потерь. Беспокоящее ожидание их возникновения «в ненужное время, в ненужном месте» стали называть техногенными опасностями. Если же по каким-то причинам хронологические и пространственные рамки проявления опасностей сужаются до вполне различимых границ, то говорят об угрозах. Другими словами опасность – потенциал потерь, а угроза – актуализированная опасность (вот‑вот можем там и то потерять). В обычной жизни таких представлений о техногенных опасностях и угрозах вполне достаточно. Здесь само название техногенных потерь указывает на технику как основной источник опасности. Примем как житейский постулат – техника без опасности (неопасная техника) невозможна. Однако на безопасную технику запрета пока нет.

Для планомерного освоения и развития безопасных техноландшафтов понадобились специальные знания о происхождении техногенных опасностей, принципах и способах обеспечения безопасного состояния, оценки его адекватности и достаточности.

Природа техногенных производственных опасностей наглядно иллюстрируется энергетическим происхождением[1]. Производственная деятельность человека связана с выработкой, хранением, преобразованием различных видов энергии. Управляемое уменьшение накопленных в технических устройствах энергетических потенциалов сопровождается совершением полезной для человека работы. Неуправляемое высвобождение накопленной энергии, обусловленное ее диссипативными свойствами, приводит к «бессмысленным» потерям. В физическом смысле работа совершается и в последнем случае, однако ее созидательная полезность сомнительна.

Современный взгляд на техногенные опасности и обеспечение безопасности в техносфере использует познавательные возможности системного подхода. В публикациях такой специальный метод научного исследования называют по-разному. Чтобы не будить ненужные споры о первенстве сошлемся на известный западный перевод – системная инженерия безопасности. 

Исследования начинали с рассмотрения человеко-машинной системы и моделирования возникновения в ней техногенных происшествий. Считалось, что техногенные опасности энергетической природы сосредоточены в элементе «машина» и высвобождаются преимущественно из-за обрывов и нарушений связей с элементом «человек». В обиходе эту причину стали кратко называть «человеческий фактор». Так как одним из элементов человеко-машинной  системы был человек, то широко использовались знания из психологии. Выросло и окрепло целое научное направление – психология труда (в СССР большую известность приобрели исследования М.А. Котика). Этические ограничения оставляли в арсенале системных исследователей в основном априорное моделирование аварийных процессов и апостериорный анализ трагичных последствий.

Накопленный опыт аварийности и травматизма привнес в модель человеко-машинной системы существенные уточнения. В качестве элемента в нее включили в рассмотрение ближайшее окружение рабочей среды, а в качестве связей – технологию работ (приемы использования техники). Человеко-машинные модели со своей задачей в целом справились. Накопленные с их помощью знания сегодня вполне успешно применяются в охране труда и технике безопасности.

Со временем техника интенсивно усложнялась и экстенсивно расширялась. Сразу возник закономерный барьер между теорией и практикой. В реальности имели дело не с абстрактными человеко-машинными моделями, а с техническими системами более высокой степени сложности – например, опасными производственными объектами, другими технически сложными сооружениями, объединенными в большие целевые системы (ГТС, ж/д танспорт, ЖКХ и др.).

Для решения проблем безопасности сегодня активно осуществляется переход от рассмотрения человеко-машинных к исследованию технико-социальных систем и даже их объединений в техноландшафты (образно говорят о техносфере, но пока техника в отличие от воздуха еще не покрыла все землю). В таких системах появились опасности нового типа – социальные, которые часто служат запалом проявления опасностей техногенных.

Структурная сложность технико-социальных систем не оставляет надежд на прямое заимствование хорошо разработанного и апробированного аппарата исследования надежности и безопасности человеко-машинных систем – мешает «проклятие размерности».

Одной только техники безопасности слишком мало для безопасности техносферы. Об этом свидетельствует опыт крупных уникальных аварий, в которых причудливым образом переплетаются технические, природные и социальные причины. Только чудес здесь немного. Современный человек живет в мире природы, техники и людей (поэтому обычно выделяют естественные, технические и гуманитарные науки). Неизбежные жизненные проблемы преодолеваются силой знания. В культурном арсенале у человека не только наука, но и сила до- и вненаучного знания – традиционного, религиозного, художественного, интуитивного, здравого смысла, этики, идеологии. Сила наших знаний сначала об обществе, а теперь и о технике дала слабину, и вслед произошел срыв с траектории общественного и научно-технического развития.

Если в стране сменяется жизнеустройство, расщепляется ее интеллектуальный, производственный и экономический базис, видоизменяется структура хозяйственных и технологических укладов[2], то с некоторым опозданием следует ожидать постлиберальных перемен и в такой социально чувствительно сфере, как обеспечение безопасности в техносфере и составляющих ее техноландшафтах.

Состояние техносферы определяет карту текущих опасностей и угроз техногенного характера. Негативные проявления аварийности и травматизма в производственной части техноландшафтов носят выраженный случайный характер, как впрочем, и идущие вслед смягчение и ликвидация последствий техногенных происшествий[3].

Напротив, превентивные меры обеспечения безопасности (предупреждение и готовность к происшествию) действенно полезны лишь при планомерной реализации. Затраты с сиюминутной прибыльностью перемещаются в невещественную идеологическую область обеспечения безопасности, где пышно расцвели обывательские словеса о долгожданных инвестициях в производство, маниловских планах об инновационной вестернизации, «управлении риском», техническом регулировании, «аудите безопасности», независимой экспертизе и прочей шелухе из «лучшей мировой практики».

Последним писком прогресса в обеспечении безопасности периферийного производства стало «управление риском». Масштабы этого явления уже далеко выходят за рамки чисто научного, академичного интереса.

...

Читать далее и полностью здесь >>

Гражданкин А.И. Предотвращение аварий и техногенных катастроф/ в моногр. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией В.А. Акимова / МЧС России. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. – с. 47-73.



[1] Подробнее об энерго-энтопийной концепции природы опасностей см. в Белов П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. - Москва: ГНТП "Безопасность”, МИБ СТС. - 1996. - 424 с.

[2] В привычных терминах марксизма эти уклады соответствует производственным отношениям и производительным силам.

[3] Российское законодательство понимает под техногенными происшествиями аварии, несчастные случаи, пожары, сверхнормативные загрязнения окружающей среды, аварийные разливы нефти и нефтепродуктов и проч.)



Источник: http://safety.moy.su/_ld/2/237_1_4________20.pdf
Категория: Новые публикации | Добавил: safety (02.12.2010) | Автор: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.
Просмотров: 6426 | Комментарии: 0 | Рейтинг: / |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]