Опасность требует, чтобы ей платили
удовольствиями
Фрэнсис Бэкон (1561—1626)
Техника – непреложный искусственный элемент
современных форм жизнедеятельности сообществ людей. Пронизывающая плотность
технических устройств, окружающих повседневного человека, ввела в обиход
представления о техносфере и сопряженных с ней техногенных опасностях.
Техносфера – важнейшая часть материальной технической
культуры индустриальной цивилизации. Она не столько механизм трансформации
природы в потребительские блага, сколько сама окружающая среда, преобразованная
человеком в техно-природный территориальный комплекс.
Из-за резко выраженной неравномерности освоения
человеком земной поверхности техносферу корректнее понимать как совокупность
техноландшафтов, т.е. частей географических ландшафтов, измененных
хозяйственной деятельностью человека и насыщенных техническими объектами (на
языке статистики – основными фондами). Иными словами, техноландшафт -
пространственно-временная геосреда существования сложных технико-социальных
систем, включающих самые разнообразные человеко-машинные подсистемы.
В индустриальную эпоху освоенная трудом через технику
энергия принесла человеку не только заслуженный отдых, тепло и жизненный уют,
но и нарастающий ком «непонятных» техногенных потерь. Беспокоящее ожидание их
возникновения «в ненужное время, в ненужном месте» стали называть техногенными
опасностями. Если же по каким-то причинам хронологические и пространственные
рамки проявления опасностей сужаются до вполне различимых границ, то говорят об
угрозах. Другими словами опасность – потенциал потерь, а угроза –
актуализированная опасность (вот‑вот можем там и то потерять). В обычной жизни
таких представлений о техногенных опасностях и угрозах вполне достаточно. Здесь
само название техногенных потерь указывает на технику как основной источник
опасности. Примем как житейский постулат – техника без опасности (неопасная
техника) невозможна. Однако на безопасную технику запрета пока нет.
Для планомерного освоения и развития безопасных
техноландшафтов понадобились специальные знания о происхождении техногенных
опасностей, принципах и способах обеспечения безопасного состояния, оценки его
адекватности и достаточности.
Природа техногенных производственных опасностей
наглядно иллюстрируется энергетическим происхождением.
Производственная деятельность человека связана с выработкой, хранением,
преобразованием различных видов энергии. Управляемое уменьшение накопленных в
технических устройствах энергетических потенциалов сопровождается совершением
полезной для человека работы. Неуправляемое высвобождение накопленной энергии,
обусловленное ее диссипативными свойствами, приводит к «бессмысленным» потерям.
В физическом смысле работа совершается и в последнем случае, однако ее
созидательная полезность сомнительна.
Современный взгляд на техногенные опасности и
обеспечение безопасности в техносфере использует познавательные возможности
системного подхода. В публикациях такой специальный метод научного исследования
называют по-разному. Чтобы не будить ненужные споры о первенстве сошлемся на
известный западный перевод – системная инженерия безопасности.
Исследования начинали с рассмотрения человеко-машинной
системы и моделирования возникновения в ней техногенных происшествий.
Считалось, что техногенные опасности энергетической природы сосредоточены в
элементе «машина» и высвобождаются преимущественно из-за обрывов и нарушений
связей с элементом «человек». В обиходе эту причину стали кратко называть
«человеческий фактор». Так как одним из элементов человеко-машинной системы был человек, то широко использовались
знания из психологии. Выросло и окрепло целое научное направление – психология
труда (в СССР большую известность приобрели исследования М.А. Котика). Этические ограничения оставляли в арсенале
системных исследователей в основном априорное моделирование аварийных процессов
и апостериорный анализ трагичных последствий.
Накопленный опыт аварийности и травматизма привнес в
модель человеко-машинной системы существенные уточнения. В качестве элемента в
нее включили в рассмотрение ближайшее окружение рабочей среды, а в качестве
связей – технологию работ (приемы использования техники). Человеко-машинные
модели со своей задачей в целом справились. Накопленные с их помощью знания
сегодня вполне успешно применяются в охране труда и технике безопасности.
Со временем техника интенсивно усложнялась и
экстенсивно расширялась. Сразу возник закономерный барьер между теорией и
практикой. В реальности имели дело не с абстрактными человеко-машинными
моделями, а с техническими системами более высокой степени сложности –
например, опасными производственными объектами, другими технически сложными
сооружениями, объединенными в большие целевые системы (ГТС, ж/д танспорт, ЖКХ и
др.).
Для решения проблем безопасности сегодня активно
осуществляется переход от рассмотрения человеко-машинных к исследованию
технико-социальных систем и даже их объединений в техноландшафты (образно
говорят о техносфере, но пока техника в отличие от воздуха еще не покрыла все
землю). В таких системах появились опасности нового типа – социальные, которые
часто служат запалом проявления опасностей техногенных.
Структурная сложность технико-социальных систем не
оставляет надежд на прямое заимствование хорошо разработанного и
апробированного аппарата исследования надежности и безопасности
человеко-машинных систем – мешает «проклятие размерности».
Одной только техники безопасности слишком мало для
безопасности техносферы. Об этом свидетельствует опыт крупных уникальных
аварий, в которых причудливым образом переплетаются технические, природные и
социальные причины. Только чудес здесь немного. Современный человек живет в
мире природы, техники и людей (поэтому обычно выделяют естественные,
технические и гуманитарные науки). Неизбежные жизненные проблемы преодолеваются
силой знания. В культурном арсенале у человека не только наука, но и сила до- и
вненаучного знания – традиционного, религиозного, художественного,
интуитивного, здравого смысла, этики, идеологии. Сила наших знаний сначала об
обществе, а теперь и о технике дала слабину, и вслед произошел срыв с
траектории общественного и научно-технического развития.
Если в стране сменяется жизнеустройство, расщепляется
ее интеллектуальный, производственный и экономический базис, видоизменяется
структура хозяйственных и технологических укладов[2], то с
некоторым опозданием следует ожидать постлиберальных перемен и в такой
социально чувствительно сфере, как обеспечение безопасности в техносфере и
составляющих ее техноландшафтах.
Состояние техносферы определяет карту текущих
опасностей и угроз техногенного характера. Негативные проявления аварийности и
травматизма в производственной части техноландшафтов носят выраженный случайный
характер, как впрочем, и идущие вслед смягчение и ликвидация последствий
техногенных происшествий.
Напротив, превентивные меры обеспечения безопасности
(предупреждение и готовность к происшествию) действенно полезны лишь при
планомерной реализации. Затраты с сиюминутной прибыльностью перемещаются в
невещественную идеологическую область обеспечения безопасности, где пышно
расцвели обывательские словеса о долгожданных инвестициях в производство,
маниловских планах об инновационной вестернизации, «управлении риском»,
техническом регулировании, «аудите безопасности», независимой экспертизе и
прочей шелухе из «лучшей мировой практики».
Последним писком прогресса в обеспечении безопасности периферийного
производства стало «управление риском». Масштабы этого явления уже далеко
выходят за рамки чисто научного, академичного интереса. ...
Читать далее и полностью здесь >>
Гражданкин А.И. Предотвращение аварий и техногенных катастроф/ в моногр. Актуальные вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Под общей редакцией В.А. Акимова / МЧС России. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. – с. 47-73.
Источник: http://safety.moy.su/_ld/2/237_1_4________20.pdf |