Континентальный шельф Российской Федерации является самым крупным в мире по площади. Его территория превышает 6.2 млн. км2, из них 4 млн. км2 являются перспективными на добычу нефти и газа. Извлекаемые ресурсы углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации оцениваются в 100 млрд.т, в том числе более 13,5 млрд. т. нефти и около 73 трлн.м3 газа.
На шельфе России выявлено более 20 крупных перспективных нефтегазоносных бассейнов, открыто 36 месторождений, в том числе уникальные газовые месторождения (Штокмановское, Русановское, Ленинградское) в Западной Арктике и несколько крупных месторождений нефти на северо-восточном шельфе Сахалина.
В настоящее время идет разработка нефтегазовых месторождений в Охотском море в рамках проектов Сахалин 1,2. Уже ведется добыча с платформ «Моликпак», «Пильтун-Астохская-Б», «Лунская-А», «Орлан». Протяженность уже построенных морских трубопроводов составляет порядка 300 км.
По расчетам «Роснефти» до 2020 года потребность только для уже запущенных шельфовых проектов включает необходимость функционирования как минимум 49 добывающих платформ.
В рамках реализации Стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации на период до 2020 года [1] продолжается активное освоение новых районов нефтяных и газовых месторождений.
Аварийность на морских нефтегазодобывающих платформах
Разведка и разработка нефтяных и газовых месторождений относится к сфере производственной деятельности повышенной опасности.
Отличительными особенностями аварий на морских площадочных объектах являются скоротечность развития аварийных процессов, связанных с выбросом углеводородов и их горением в условиях плотного размещения оборудования.
В мировую историю освоения континентального шельфа вписан ряд аварий с катастрофическими последствиями, которые возникли вследствие недостаточного внимания к мерам по выявлению и смягчению угроз безопасности. Наиболее крупные аварии на буровых судах и платформах различного типа (полупогружных, погружных, передвижных, стационарных) за период 1979 - 2005 гг. приведены в табл.1.
Таблица 1: Перечень наиболее крупных аварий на морских буровых судах и платформах
Как видно из вышеприведенных данных, аварии на морских буровых платформах могут сопровождаться большими человеческими жертвами, вследствие уязвимости персонала к термическому воздействию пожара и токсическому воздействию продуктов горения в силу ограниченности территории платформы и трудностей эвакуации.
Некоторые аварии и инциденты, произошедшие на морских буровых судах и платформах за последние годы, приведены в табл. 2.
Таблица 2: Перечень аварий на морских буровых судах и платформах, произошедших в 2007- 2009 годах
Обзор аварийности на нефтегазодобывающих платформах указывает снижение количества аварий с катастрофическими последствиями (гибель значительного количества людей, масштабное экологическое загрязнение, крупный материальный ущерб) за последние годы, что может быть связано с технологическими и конструктивными усовершенствованиями платформ, применением современных систем обеспечения безопасности.
Обобщение и анализ сведений об авариях, происшедших на морских буровых сооружениях различного типа, позволяет объединить аварии по нескольким укрупненным и взаимосвязанным группам причин (рис. 1):
- неконтролируемый выброс нефти и/или газа из скважин;
- нарушение целостности несущих (или опорных) конструкций, а также отказы (или неполадки) оборудования;
- ошибки персонала;
- внешние воздействия техногенного характера (столкновение с морскими судами, падение вертолета, диверсии);
- нерасчетные природные воздействия.
Рис. 1 – Причины аварийности на нефтегазодобывающих платформах
Нефтегазодобывающие платформы характеризуются относительно высокой аварийностью при бурении скважин. Кроме того, аварийное фонтанирование скважины при ее бурении или эксплуатации по тяжести последствий и воздействию на персонал является одной из наиболее опасных аварийных ситуаций на буровых установках.
По данным WOAD (Всемирный банк данных об авариях на буровых судах и платформах) за период 1970-1997 гг. произошло 15 аварий, приведших к гибели морских стационарных платформ, причиной которых было открытое фонтанирование [2]. В качестве примеров аварийных ситуаций, связанных с выбросами продукции скважин можно привести следующие случаи. В 1985 г. произошли выбросы, сопровождающиеся пожарами на самоподъёмной платформе Zapata Enterprize и полупогружной платформе Vest Vanguar. В первом случае никто не пострадал, а во втором один человек погиб в огне. В 1989 г. в результате газового выброса и последовавшего пожара на самоподъёмной буровой платформе Sedko-252 ранено 54 человека. Одна из наиболее известных аварий, связанных с выбросом, произошла в 1988 г. с полупогружной платформой «Ocean Odyssey». При пожаре один человек погиб и 66 человек ранено. В таблице 3 приведены данные по оценке вероятности выбросов, полученные на основе данных E&P Forum.
Таблица 3 - Данные по вероятности выбросов на скважинах
Основными физическими проявлениями аварий и сопровождающими их поражающими факторами на нефтегазодобывающих платформах являются:
- газопроявления при бурении, обустройстве или при капитальном ремонте скважин, утечки газа на этапе эксплуатации скважин, фонтанирование, в том числе с воспламенением газа и образованием вертикальной, наклонной или настильной струи пламени;
- разрыв трубопровода неразделенной продукции или технологического газопровода, разрушение емкости, аппарата, установки с природным газом под давлением с выбросом, в том числе с воспламенением газа и образованием струевых пламен или пожара в загроможденном пространстве, или с образованием зоны загазованности и последующим задержанным воспламенением и дефлаграционным сгоранием газовоздушной смеси;
- утечка природного газа внутри помещения с образованием взрывоопасной газовоздушной смеси, воспламенением смеси и ее взрывное превращение по дефлаграционному типу с образованием волны сжатия и пожара колонного типа в загроможденном пространстве;
- взрыв топливно-воздушной смеси в емкостях с газовым конденсатом, метанолом, дизельным топливом с последующим разливом и воспламенением горючих жидкостей и горением в виде пожара пролива с распространением вблизи места аварии поражающих факторов: осколков емкостей, воздушной волны сжатия, прямого воздействия пламени и теплового излучения от пламени;
- утечка горючей жидкости (дизельного топлива, турбинного масла, метанола) из емкости, резервуара, технологического трубопровода с образованием лужи пролива и испарением жидкости с поверхности разлива; воспламенение топливно-воздушной смеси от какого-либо источника зажигания, находящегося вблизи лужи пролива с возникновением воздушной волны сжатия, образующейся при взрывном сгорании смеси, прямого воздействия пламени при сгорании облака ТВС и теплового излучения от пламени пожара пролива.
Источник: |