Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Наш опрос

Отступление от требований безопасности - это:
Всего ответов: 47

читальный Дневник

Главная » 2015 » Июль » 14 » Вопреки запрету и бездействию руководства, утром 18 декабря 2011 года капитан «Кольской» подал сигнал SOS
Вопреки запрету и бездействию руководства, утром 18 декабря 2011 года капитан «Кольской» подал сигнал SOS
16:59

http://kommersant.ru/Doc/2684821

«Кольская» утонула из-за экономии // Завершено расследование катастрофы, в которой погибли 53 человека

Николай Сергеев

Поронайский городской суд Сахалинской области рассмотрит уголовное дело о катастрофе самоподъемной плавучей буровой установки «Кольская», в результате которой погибли 53 человека. Следственный комитет России (СКР) считает, что в трагедии виновны сотрудники «Арктикморнефтегазразведки», владевшей «Кольской». По версии следствия, они не помешали каравану, в котором находилась платформа, обогнать шторм и, когда судно оказалось в сложных метеоусловиях, слишком поздно приняли меры для повышения его устойчивости. А предвидя неизбежность затопления платформы и гибели людей, обвиняемые, считает следствие, решили сэкономить средства общества на спасательной операции.

Следственными органами Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего исполняющего обязанности заместителя генерального директора по безопасности мореплавания ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (судовладельца «Кольской») Бориса Лихвана и исполняющего обязанности главного инженера общества Леонида Бордзиловского. Им инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта лицом, в силу занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

По данным следствия, в апреле 2011 года между ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР) и ООО «Газфлот» был заключен контракт на строительство поисковой скважины «Первоочередная-1». В соответствии с ним с августа по декабрь 2011 года СПБУ «Кольская» производила работы по бурению скважины на Западном участке шельфа полуострова Камчатка. По завершении работ между ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и АМНГР было заключено соглашение о буксировке «Кольской» с точки бурения в порт Корсаков Сахалинской области. В качестве буксиров для этого были привлечены ледокол «Магадан» и транспортно-буксирное судно «Нефтегаз-55».

По условиям соглашения маршрут движения буксирного каравана пролегал вдоль западного берега полуострова Камчатка и Курильских островов. Протяженность буксировки составляла 917 миль. В соответствии с требованиями «Руководства по безопасной буксировке» максимальная скорость буксировки не должна превышать 3,2 узла, а при высоте волны более 4 м и скорости ветра более 17,1 м/с необходимо опустить опорные колонны на два пролета (примерно на 13,12 м ниже основной палубы) и приступить к дрейфу.

11 декабря 2011 года началась буксировка установки с указанной точки к острову Сахалин. На борту «Кольской» находились 67 членов экипажа. Исполняющий обязанности главного инженера Бордзиловский, проигнорировав неоднократные требования начальника СПБУ о вывозе с «Кольской» 28 человек, не задействованных в буксировке, устным распоряжением запретил организовывать вывоз персонала.

В течение пяти суток буксировка проходила в штатном режиме. Затем произошло резкое ухудшение погодных условий. Ответственный за буксировку, как считает следствие, решив обогнать надвигающийся циклон, принял решение об увеличении скорости движения до 4,8 узла, о чем доложил Борису Лихвану Леониду Бордзиловскому, которые указаний о снижении скорости до разрешенных пределов не дали. В результате превышения скорости буксировки наружная обшивка корпуса была деформирована, образовались трещины, через которые непрерывно стала поступать вода. Спустя некоторое время образовался крен носовой части СПБУ. По спутниковой связи обвиняемые неоднократно были проинформированы о необходимости спуска опорных колонн на СПБУ для улучшения остойчивости и перехода в режим дрейфования. Однако, подчеркнули в СКР, «самонадеянно рассчитывая на благоприятный исход событий», они игнорировали поступающую информацию и никаких мер по их спуску своевременно не приняли.

По спутниковой связи обвиняемые неоднократно были проинформированы о необходимости спуска опорных колонн «Кольской» для улучшения остойчивости судна и перехода в режим дрейфования. Однако, считают в СКР, «самонадеянно рассчитывая на благоприятный исход событий», они проигнорировали поступающую информацию

Под воздействием шквалистого ветра, достигавшего 25 м/с, и волн высотой до 4–5 м на СПБУ сорвало обтекатель носовой опоры. В результате повреждения обшивки корпуса произошло затопление балластных цистерн и образование дифферента платформы. Герметичность водонепроницаемых закрытий на верхней палубе была нарушена. Поступление воды в машинное отделение в количестве, превышающем производительность осушительных насосов, привело «к дальнейшему увеличению осадки и дифферента и последующему прогрессирующему затоплению неповрежденных отсеков буровой установки».

Практически спустя сутки фигурантами дела было дано запоздалое указание опустить опорные колонны, однако из-за уже образовавшегося крена они не вышли.

В критической ситуации, понимая, что крен на СПБУ постоянно увеличивается, и предвидя неизбежность затопления платформы и гибели людей, обвиняемые, считает следствие, в целях экономии средств АМНГР никаких мер к организации спасательной операции не приняли, рекомендации дежурного морского спасательного подцентра «Южно-Сахалинск» по организации своевременной подачи сигнала SOS игнорировали, вылет вертолетов спасательных служб и иных организаций в район бедствия СПБУ своевременно не организовали. Вопреки запрету и бездействию руководства, утром 18 декабря 2011 года капитан «Кольской» подал сигнал SOS. К сожалению, заметили в комитете, он оказался сильно запоздавшим.

В этот же день в 12 часов 46 минут СПБУ «Кольская» опрокинулась и затонула в Охотском море на глубине более 1 тыс. м, что привело к гибели 53 членов экипажа.

В рамках расследования уголовного дела проведено уникальное подводное обследование затонувшей буровой установки с применением глубоководного аппарата Triton. Допрошено около 200 свидетелей, потерпевших и должностных лиц различных государственных структур, произведены многочисленные обыски, выемки, осмотры документации, фотовидеоматериалов, свидетельствующих о техническом состоянии СПБУ «Кольская». Также проведено более 60 судебных экспертиз. В их числе сложная комплексная технико-эксплуатационная экспертиза, многочисленные судебно-медицинские и ситуационные судебные экспертизы. Объем материалов уголовного дела составляет 28 томов.

Прокуратура утвердила обвинительное заключение, направив дело для рассмотрения по существу в Поронайский городской суд Сахалинской области.


"Кольская" может утянуть многих // Следствие проверит данные о давлении судовладельцев на утонувший экипаж

Евгения Сычева, Михаил Буланов, Хабаровск; Максим Пилотов, Мурманск

Следствие по делу о катастрофе в Охотском море буровой платформы "Кольская", жертвами которой стали 53 человека, собирается установить, оказывали ли судовладельцы давление на экипаж при буксировке, которая по правилам не должна была осуществляться поздней осенью и в условиях штормовой погоды. Тем временем родственники погибших моряков проводят собственное расследование. Ими уже установлено, что "Кольская" до катастрофы имела серьезные повреждения, которые могли спровоцировать трагедию.

Вчера руководитель Дальневосточного следственного управления на транспорте следственного комитета России (СКР) Алексей Устинов заявил, что в декабре, когда на Охотском море велика вероятность сильных штормов, такие платформы, как "Кольская", вообще не должны транспортироваться, а тем более на значительные расстояния. "Допрашивая членов экипажа "Кольской", буксира "Нефтегаз-55" и ледокола "Магадан", буксировавших платформу, а также изучая изъятую по делу документацию, мы восстанавливаем всю цепочку событий",— отметил господин Устинов. В частности, проверяются данные спасшихся моряков о том, что со стороны владельцев буровой, ОАО "Арктикморнефтегазразведка" (АМНГР), на них могло оказываться давление с тем, чтобы они вышли в море. "Нам предстоит дать юридическую оценку, если оно (давление.— "Ъ") было",— сказал руководитель управления. По его словам, уже установлено, что конвой, в составе которого находилась "Кольская", "изменил направление движения и вышел в широты, в которых не должен был находиться в это время".

Напомним, трагедия произошла 18 декабря 2011 года в Охотском море, в 200 км от Сахалина. В условиях сильного шторма "Кольская" перевернулась и в считанные минуты затонула. Из находившихся на ней 67 человек экипажа и буровиков в первые минуты спасти удалось лишь 14, а за неделю спасательной операции были найдены тела еще 17 человек.

По факту катастрофы платформы в СКР возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц). В СКР говорят, что среди версий кораблекрушения рассматриваются нарушение правил безопасности при проведении буксировки, а также пренебрежение погодными условиями.

 

Как дали понять следователи, из-за особой сложности дела и невозможности поднять и обследовать затонувшую платформу первые выводы о причинах катастрофы буровой СКР сможет обнародовать не ранее, чем через полгода.

Между тем дочь погибшего капитана "Кольской" Михаила Терсина Наталья Дмитриева считает, что причиной трагедии могли стать трещины в носовой части буровой. По словам госпожи Дмитриевой, в бумагах отца она нашла письмо страховой компании в адрес руководства АМНГР. В нем страховщики сообщали о трещинах в танках N30 и N31, практически опоясывающих нос буровой. О том, что "Кольская" начала тонуть именно с носовой части, свидетельствуют фотографии и показания очевидцев. "Флешку с электронным архивом моего отца я передала в ФСБ",— сказала "Ъ" Наталья Дмитриева.

Официальный представитель АМНГР Андрей Бобров, отрицая вину предприятия, заявил, что трещины были заделаны за полгода до трагедии, однако предположение о том, что они могли не выдержать шторма, комментировать отказался.

В свою очередь, родственники погибших уверены, что судовладельцы знали о неисправностях "Кольской", тем не менее вопреки правилам не арендовали пассажирское судно для перевозки буровиков и экипажа отдельно от "Кольской", чтобы сэкономить деньги.

http://kommersant.ru/doc/1856461

Просмотров: 1244 | Добавил: safety

Форма входа

Календарь

«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0