Крупнейший германский перестраховщик Munich Re закрывает представительство в России, об этом компания объявила российским партнерам 2 июля, рассказали два топ-менеджера страховщиков, встречавшихся с представителями Munich Re. 9 июля Munich Re сообщила на сайте, что продолжит обслуживать российских клиентов напрямую из Мюнхена: это решение позволит повысить эффективность российского бизнеса и обеспечит его будущую прибыльность.
«Munich Re объявила, что с 2016 г. выйдет из всех российских облигаторов (программы перестрахования рисков) по перестрахованию имущественных и строительно-монтажных рисков (СМР) и будет страховать их только факультативно, по-прежнему будет перестраховывать лишь морские риски (перевозка грузов, суда, морское каско)», – рассказывает топ-менеджер страховщика, присутствовавший на встрече с Munich Re, и подтверждают два топ-менеджера других страховых компаний. Перестраховщик заявил, что исключений не будет ни для каких российских компаний, говорят все трое.
Munich Re – один из четырех крупнейших мировых перестраховщиков, держащих почти все крупные российские риски. Остальные – Swiss Re (Швейцария), Gannover Re (Германия) и Scor Re (Франция).
Munich Re объясняет уход совокупностью факторов, говорит один из участников встречи: Россия – маленький по международным меркам рынок с плохой экономикой и низким качеством рисков.
Россия постоянно приносит проблемы, продолжает участник встречи с представителем Munich Re, – компания не увидела перспектив улучшить показатели. Свои результаты в России перестраховщик не обнародует.
«Munich Re была не очень удачлива на российском рынке и все время попадала на крупные и скандальные убытки, среди них авария на Саяно-Шушенской ГЭС», – вспоминает топ-менеджер крупного страховщика. Последний серьезные убыток, перестраховщиком-лидером которого была Munich Re, – подтопление Загорской ГАЭС-2 в сентябре 2013 г., этот случай испортил отношения компании с «Ингосстрахом». До сих пор «Ингосстрах», Munich Re и «Русгидро» спорят, следует ли считать этот случай страховым и сколько по нему нужно платить, знает человек, близкий к одной из компаний. Существует спор и в трактовке условий договора перестрахования СМР Загорской ГАЭС, продолжает он: один убыток «Ингосстрах» без предупреждения Munich Re перестраховал два года подряд, теперь выплаты Munich Re по этому случаю могут доходить до $30 млн, что может угробить весь результат работы в России за многие годы. По его мнению, это была последняя капля.
«Мы прямо спросили, повлияло ли на решение об уходе подтопление Загорской ГАЭС-2, – рассказывает другой собеседник «Ведомостей», – и высокопоставленное лицо Munich Re ответило: «Да, повлияло».
Munich Re подтвердила, что будет работать с Россией факультативно, сообщает один из крупных российских страховщиков, но предложение Munich Re обычно дороже и жестче, чем у других лидеров рынка, поэтому он сомневается, что этот перестраховщик часто теперь будет партнером российских компаний. Уход Munich Re – негативное событие, так как снижает конкуренцию на рынке перестрахования, сетует он.
В последние 10 лет значительно ухудшилась ситуации в российском индустриальном секторе, риски которого часто перестраховывала Munich Re, – много крупных событий, мошенничества, непонятных схем, констатирует гендиректор СК «Эрго» Александр Май: «Если раньше это был сугубо прибыльный сегмент, то сейчас убыточный. Это аналитика текущего портфеля». Представительство в России Munich Re нет необходимости держать, уверен Май: «Клиентская база уже сформирована, можно было бы работать из Мюнхена».
Уход Munich Re – не катастрофа, она перестраховывала несанкционный бизнес и эти риски удастся переразместить, претенденты есть, заверяет один из российских партнеров Munich Re. Наверное, у каких-то российских компаний, например у «Ингосстраха», могут возникнуть проблемы, если будет рыночное реноме, что Munich Re ушла из-за ситуации с «Ингосстрахом», желающих перестраховывать их риски поубавится, полагает он.
«Мы понимаем, что Munich Re – наш стратегический партнер на мировом рынке перестрахования, и считаем, что выстроенные десятилетиями отношения позволят продлить наши перестраховочные программы в том числе с Munich Re, несмотря на их решение о закрытии представительства в России и выходе из программ», – говорит вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин.
Munich Re не ответила на запрос «Ведомостей».