http://www.vedomosti.ru/finance/news/36288001/strahovschiki-sokratili-dtp
В январе — сентябре страховщики продали полисов ОСАГО на 7% больше, чем за три квартала 2013 г., выплаты выросли на 12%, подвел итоги Российский союз автостраховщиков (РСА). Впервые в истории ОСАГО зафиксировано снижение числа заявленных страховщиками убытков: за 9 месяцев 2013 г. из 2,04 млн заявленных убытков они урегулировали 2 млн, а в этом году — на 10% меньше: 1,84 млн из 1,85 млн.
«Число ДТП по стране за год сократилось лишь на 1,8%, и в этом уравнении нет неизвестных, — категоричен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. — Сокращение числа убытков на 145 000 можно при существенном росте портфеля договоров и сборов объяснить лишь одним образом — страховщики научились отваживать клиентов с их обращениями от центров урегулирования». Эту версию, по его словам, подтверждает перенос центров урегулирования убытков рядом компаний (см. врез).
«Некоторое снижение количества заявленных и урегулированных убытков связано в первую очередь с кризисными явлениями на рынке, которые привели в том числе к минимизации некоторыми компаниями регионального бизнеса», — говорит представитель РСА.
«Динамика числа урегулированных убытков является одним из важнейших показателей, характеризующих выплатную политику страховщика», — говорит представитель ЦБ, отмечая, что при общем снижении числа заявленных страховых случаев у 72% компаний их стало больше. «Значительное влияние на совокупные показатели рынка оказывают результаты нескольких крупных страховщиков», — говорит представитель ЦБ, но регулятор «не комментирует действующие страховые компании».
Это прежде всего три из пяти крупнейших игроков, следует из статистики РСА (см. таблицу): у «» обращений стало меньше на 23%, у «Ингосстраха» — на 47%, у ВСК — на 24%. Доля обращавшихся за выплатой сократилась с 6,5% купивших полис до 5,7%. У «Росгосстраха» их доля — 4% против 7% год назад, у «Ингосстраха» — сократилась с 9 до 7,6%, у ВСК — с 7,4 до 6,2%.
Директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев объясняет сокращение числа убытков снижением числа застрахованных автомобилей в региональной сети в 2,7 раза. «Ингосстрах» еще год назад заявлял о «чистке» портфеля и сокращении убытков.
За год компания заключила на 38% договоров ОСАГО меньше, чем за аналогичный период, а сборы — на 32%. Центры урегулирования убытков «Ингосстрах» не переносил, уверяет Княгиничев.
ВСК не комментирует убытки по ОСАГО, но из статистики ЦБ видно, что она, как и «Ингосстрах», сократила заключение договоров (на 10%), сумев удержать сборы на прошлогоднем уровне.
У «Росгосстраха» обратная ситуация. За год он увеличил долю рынка по числу договоров с 28,7% (9 млн полисов) до 38% (12,3 млн), сократив долю в убытках с 31 до 26%. Пресс-служба «Росгосстраха» отказалась комментировать этот феномен. Может, их клиенты стали водить в два раза лучше, иронизирует менеджер компании-конкурента.
Возможно, дело в том, что «Росгосстрах» в прошлом году сильно сократил портфель договоров, рассуждает руководитель управления методологии обязательных видов «Альфастрахования» Денис Макаров: за три квартала 2013 г. число договоров уменьшилось почти на 40%. «Разумеется, это нашло отражение в количестве страховых случаев, урегулированных в этом году», — объясняет он. А рост продаж этого года отразится на выплатах следующего.
«Нас не радует перенос центров урегулирования убытков в регионах», — заявил на днях руководитель департамента страхового надзора ЦБ Игорь Жук, добавив: «Как только мы [страховщики] придумываем что-то в ответ на экономические условия, мошенники и автоюристы все равно дают нам на это достойный ответ». По его словам, пример «Ингосстраха» по селекции автопортфеля показывает, что «успехов на рынке автострахования достигать можно». Количество заявленных и урегулированных убытков у большинства компаний близки. «Мы стараемся не доводить до суда», — объясняет Княгиничев. |