Из стенограммы Заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
27 мая 2014 года, 15:20 Москва, Кремль
Выступает главный психиатр-нарколог Минздрава России, директор Московского научно-практического центра наркологии. Доктор медицинских наук (с 2007 года), профессор (с 2008 года), зав. кафедрой наркологии РМАПО Минздравсоцразвития России, член Общественной Палаты Российской Федерации с 2011 года (комиссия по здоровью нации, развитию спорта и туризма).
" ...В.ПУТИН: Пожалуйста, Брюн Евгений Алексеевич.
Е.БРЮН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемая Валентина Ивановна! Коллеги!
Владимир Владимирович, в соответствии с Вашим поручением от 7 мая 2012 года завершить к 1 января 2016 года модернизацию наркологической службы страны Министерство здравоохранения России, субъекты Федерации и наркологическое сообщество, все вместе, проводят работу по совершенствованию технологий и профилактики наркологических заболеваний и снижению спроса на психоактивные вещества. Укрепляется материально-техническая база, развивается реабилитационное звено в наркологии и так далее.
В одном из своих выступлений Вы, Владимир Владимирович, говорили о необходимости развития персонифицированной медицины, и так нас ориентирует наш Министр Вероника Игоревна. В связи с этим в Москве мы в нашем центре организовали первую генетическую лабораторию, которая позволяет уже в ранние годы жизни ребёнка определять риски по зависимому поведению, информировать родителей, воспитателей и учителей о генетических особенностях детей и необходимых педагогических и коррекционных мероприятиях. Таким образом, перекидывается мостик от персонифицированной медицины к персонифицированной педагогике, если возможно вообще такое утверждение. Думаю, что да.
Кроме того, выявление генетических особенностей позволяет экономично проводить лечебные и реабилитационные мероприятия больных наркологического профиля. Так удачливо сложилось, что именно сегодня мы начали пилотный проект по этой лаборатории, и думаю, что до конца года мы уже предложим Министерству утвердить эти методики для распространения в стране.
В то же время есть системная проблема реализации профилактических программ в детской среде. Мы уже осуществляем тестирование учащихся в соответствии с Федеральным законом № 120 (а в Москве мы это делаем вообще 14 лет уже) и достаточно активно этим занимаемся. И в связи с этим, Вероника Игоревна уже говорила, растёт число выявленных детей и подростков – потребителей психоактивных веществ и накапливается число тех ребят, с которыми мы работаем. Но чтобы организовать эту лечебную, реабилитационную программу, нужны ещё дополнительные технологии. Мы знаем, как это делать и в каком порядке.
Вот для того, чтобы выйти на детей, выйти на специфические обследования, нам иногда такого закона № 120 по тестированию учащихся не всегда бывает достаточно. Нам нужно выйти на семью, на родителей, на старшее поколение, и мы видим два пути решения этой проблемы. И прежде всего это работа с трудовыми коллективами.
У нас достаточно серьёзная проблема связана с тем, что работодатели и профсоюзы абсолютно выключены из профилактической работы, хотя в мужских рабочих коллективах до 20 процентов – это все наши больные. Прихожу на один большой завод, 30 тысяч сотрудников, говорю администрации: «Давайте мы у вас поработаем, облегчим вашу ситуацию». Говорят: «Нам не надо». – «А что вы с ними делаете?» – «Увольняем». – «А на их место кого берёте? Таких же?» – «Таких же». – «Что вы с ними делаете?» – «Увольняем». Вот такая ситуация. И нас это очень беспокоит. А за ними – семьи, за ними дети. Это одна история.
Другая история – нефтеперерабатывающий завод. Наркоман греет на открытом огне у крекинговой колонки ложку с героином. По счастливой случайности ничего не произошло. И тогда они нас сами пригласили, и мы заключили договоры и поработали с этим коллективом. Вот есть проблема. И через этих сотрудников выход на семью, выход на детей, на проблемы семьи. Мне кажется, это было бы одним из таких хороших ходов.
Теоретически сейчас есть возможность по законодательству о социальном партнёрстве наладить эту работу. Но, к сожалению, она очень сложная, и нам не всегда удаётся договориться с администрацией и с профсоюзами.
И второе направление, которое мне бы хотелось сегодня озвучить, Владимир Владимирович, это работа со СМИ. Мы продолжаем с ними бороться – безуспешно. Вот один фильм. Наверное, все видели или слышали: есть такой (две серии) «Самый лучший фильм – 1», «Самый лучший фильм – 2», прямая пропаганда наркотического удовольствия, наркотического путешествия. Регулярно показывается если не по всем каналам, то по многим.
Есть какие-то другие фильмы, которые напрямую пропагандируют. И одного такого фильма достаточно для того, чтобы всю нашу работу по профилактике свести на нет практически. Поэтому я не ратую за цензуру, но что-то с этим надо делать. Но хотя бы уравновесить такое потребительское отношение к жизни, и уравновесить его нашими передачами, мы должны учить родителей, как воспитывать детей, какие риски есть, и опять переход к персонифицированной педагогике.
Надо научить молодых родителей заложить основу следующего поколения, чтобы могли родителям объяснить не только о генетических рисках, но и о культурных, субкультурных рисках, социальных, психологических и так далее. Всё это такая достаточно сложная, но вполне возможная работа. И вот у нас всё время идёт реклама, вы знаете, всё время ловлю себя на мысли: «А добавь себе ещё немножко лишнего, пусти себе дополнительно адреналина в кровь». И мы всё время готовим наших детей к тому, чтобы они получали удовольствие.
Так что есть проблема, у нас есть такие предложения и просьбы дать соответствующее поручение, чтобы мы могли все активнее выполнять нашу уже работу.
Спасибо.
В.ПУТИН: Благодарю Вас.
..."
источник http://kremlin.ru/news/21101 |