У «Транснефтепродукта»
можно воровать сотни тонн топлива ежегодно, выяснили ревизоры
«Транснефти». А все потому, что в компании практически отсутствует
система контроля и учета движения нефтепродуктов Оксана Гавшина Vedomosti.ru 26.12.2011
«»
не раз жаловалась, что из-за хищений нефти из своей трубы ежегодно
теряет порядка 0,01% от общего объема прокачки. Сумму ущерба монополия
оценивает в десятки миллионов долларов. А вот потери от махинаций
с нефтепродуктами компания никогда не раскрывала. В распоряжении «Ведомостей» оказались результаты внутреннего аудита специализированной «дочки» монополии — «Транснефтепродукта» (ТНП; подлинность документов подтвердили три источника, близких к «Транснефти»).
Практически полное отсутствие системы учета и контроля за движением
топлива позволяет с легкостью украсть из трубы сотни тонн
нефтепродуктов, следует из документов. Трудности аудита Проверка ТНП прошла в 2010 г. Заказа «сверху» на аудит не было, говорит один из источников «Ведомостей», с инициативой выступила сама ревизорская служба монополии. Проверить надлежало девять «дочек»: «Мостранснефтепродукт», «Балттранснефтепродукт» (включая его «дочку» «Балттранссервис»), «Уралтранснефтепродукт», «Средне-Волжский транснефтепродукт», «Петербургтранснефтепродукт», «Сибтранснефтепродукт», «Рязаньтранснефтепродукт» и «Юго-Запад транснефтепродукт». В сентябре 2010 г. результаты аудита были представлены президенту «Транснефти» Николаю Токареву:
в общей сложности ревизоры выявили нарушений на 4,4 млрд руб., говорят
источники. По первым пяти компаниям общая сумма нарушений составила
3,5 млрд руб., следует из имеющихся у «Ведомостей» документов. Цифра
нерелевантна, говорит один из источников: получить доступ ко всем
документам аудиторам не удалось, поэтому проверку нельзя считать полной.
Например, на «Петербургтранснефтепродукте» все документы о движении топлива были уничтожены незадолго до проверки в связи с «ненадобностью».
Именно эта формулировка значилась в едином акте об уничтожении бумаг,
предъявленном аудиторам представителями компании, говорит источник. «А на "Уралтранснефтепродукте” требовать документы было не с кого — генеральный директор подал заявление об увольнении в день приезда комиссии», — рассказывает он. Оценить объем «выпавших» нарушений ни один из собеседников «Ведомостей» не смог. Как украсть миллиард Из выявленных нарушений самые крупные приходятся на операции с нефтепродуктами (более
1 млрд руб.). Основа большинства махинаций — формирование неучтенных
излишков топлива, говорят источники. Сделать это нетрудно: на всех
предприятиях ТНП практически отсутствует автоматизированная система
контроля и учета за движением нефтепродуктов. «Если
нет точных данных, сколько топлива поступило в систему и сколько ушло,
то выявить, сколько украли, невозможно», — поясняет один из собеседников «Ведомостей». В большинстве
случаев измерения делаются по старинке, рассказывает он: на резервуар
забирается сотрудник ТНП, опускает внутрь рулетку и на глаз определяет,
на сколько сантиметров заполнена емкость. А потом, исходя из нормативных
показателей плотности и температур, вычисляет, сколько топлива
в резервуаре. «Погрешность таких расчетов колоссальная! Ведь каждый миллиметр — это около 5000 т нефтепродукта!» — сетует собеседник «Ведомостей». Основываясь
на таких топорных расчетах, работники предприятия часто занижают данные
об остатках топлива в системе, а вымышленные недостачи списывают
на негерметичность задвижек, рассказывает источник. Так было, например,
на «Уралтранснефтепродукте»,
где за 2009 г. было списано 5458 т нефтепродуктов на сумму 4,7 млн
руб., следует из документов. При проверке «Балттранснефтепродукта»
аудиторы выявили 9950 т недостачи на сумму 165,2 млн руб. По словам
сотрудников, излишки скрывались по прямому указанию руководства ТНП,
пишут аудиторы. Представитель ТНП это не комментирует. Еще одна
схема — завышение фактической плотности нефтепродукта, что позволяет
недоливать топливо получателям. Аудиторы выявили, что таким образом «Мостранснефтепродукт» только в III квартале 2009 г. и I квартале 2010 г. недопоставил ТЗК «Шереметьево» 231,6 т авиакеросина, следует из отчета. Современные системы учета на предприятиях есть, говорит собеседник «Ведомостей»,
но часто они игнорируются. Например, при проверке Средне-Волжского ТНП
выяснилось, что оборудование стоимостью 85,9 млн руб. предприятием
не используется, а учет ведется на основании данных поставщика — НПЗ «ТАИФ-НК» (владелец — «»). При сопоставлении данных обнаружилось, что только за год (с июня
2009 г. по июнь 2010 г.) с НПЗ было перекачано 8900 т неучтенного
топлива на сумму 134,4 млн руб., говорится в отчете аудиторов. Это 7,5%
от всего объема нефтепродуктов, находящихся в системе Средне-Волжского
ТНП на момент проверки, отмечают ревизоры. Правда, инвентаризации,
проводимые самой «дочкой», никаких излишков топлива в трубе не зафиксировали. «Слить неучтенное топливо несложно, — говорит один из источников "Ведомостей”. — На ГПС "Альметьевск” есть не оборудованный средствами учета отвод и 12 технологических разрывов на отводах к нефтебазам». Засекреченные нарушения Токарев
потребовал провести служебные расследования, наказать виновных,
возместить ущерб и даже направить материалы в МВД для возбуждения
уголовных дел, следует из резолюций на документах. «Нужно привести ОАО в адекватное состояние, — писал Токарев президенту ТНП Владимиру Шимановичу. — Не сделаете это сами — будем делать мы». Проконтролировать устранение нарушений должны были ревизоры «Транснефти». Но работа шла со скрипом, говорит один из источников «Ведомостей». «Пример
одного из нарушений — около 0,5 млн руб. было передано за услуги
организации, гендиректор которой числился в местном дурдоме. Налицо
схема с фирмой-однодневкой. Отчет ТНП: данное нарушение устранению
не подлежит», — рассказывает он. А через месяц все документы о проверке
были изъяты и засекречены службой безопасности «Транснефти», а ревизорская служба упразднена. Причины произошедшего представитель «Транснефти» не комментирует, но отмечает, что работа по устранению нарушений в ТНП ведется. Опубликовано по адресу: www.vedomosti.ru/newsline/news/1462806/beshoznyj_benzin
|