Число детско-юношеских спортивных школ в РСФСР и РФ
А вот что говорилось 13 марта 2013 г. на Встрече по вопросам развития в России системы физического воспитания детей и детско-юношеского спорта
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Здесь
сегодня на нашей встрече присутствуют руководители различных
федеральных ведомств, образовательных учреждений, представители
общественности. И в таком широком составе поговорим о развитии массового
спорта. Вопрос чрезвычайно важный, касающийся практически каждой
российской семьи. Поговорим о физическом воспитании детей, о развитии
детского и юношеского спорта. В
последние годы мы уделяем серьёзное внимание этой проблеме. Спорт по
праву вернулся в число приоритетов государственной политики. Это уже
можно сказать определённо. Но этого, к сожалению, ещё недостаточно. Как
раз об этом и предлагаю поговорить сегодня. Развивается,
конечно, инфраструктура, открываются региональные и муниципальные
центры спортивной подготовки, серьёзные усилия направляются на
продвижение ценностей здорового образа жизни. В
то же время, и нужно признать это, сказать об этом прямо, ситуация с
массовым, особенно детским спортом всё ещё кардинально не изменилась. В
этой сфере мы серьёзно отстаём от очень многих стран, наших соседей. Физическая
культура по-прежнему остаётся на обочине образовательного и
воспитательного процессов, проигрывает в конкуренции за досуг детей и
подростков, уступает место телевизору, компьютеру и так называемому
«сидячему образу жизни». Но мы с вами хорошо знаем, уважаемые коллеги,
что именно в юности закладывается отношение к своему здоровью,
привязанность к спорту. И, что самое главное, сейчас мы с коллегами об
этом достаточно активно дискутировали, закладывается гораздо более
важная вещь – образ поведения, который, в конечном счёте, определяет
качество жизни и жизненного успеха каждого человека. Сегодня
мы сталкиваемся с крайне тревожными тенденциями. Как отмечают
специалисты, физическое воспитание российских детей значительно хуже,
чем было несколько десятилетий тому назад. Вот
несколько цифр и фактов, в целом они известны, но я позволю себе их
воспроизвести. В 14 лет две трети детей в России уже имеют хронические
заболевания. Две трети. У половины школьников отмечаются отклонения в
развитии опорно-двигательного аппарата, у 30 процентов – нарушения в
сердечно-сосудистой и дыхательной системах. До 40 процентов призывников
не в состоянии выполнить минимальные нормативы физподготовки
военнослужащих. Очевидно,
что причин такой ситуации много. Это и социальные проблемы (и,
наверное, прежде всего и в первую очередь социальные проблемы), и
состояние здравоохранения, и положение дел в семьях. И конечно, мы,
решая те задачи, ради обсуждения которых мы сегодня собрались, должны
решать все эти проблемы последовательно. В том числе необходимо
пересмотреть подходы к физическому воспитанию, выстроить его как
комплексную, эффективную и современную систему. Начинать нужно с ключевых участников этого процесса – руководителей
образовательных учреждений и органов управления образованием,
предусмотреть для них меры поощрения и в то же самое время
ответственности, обязательно учитывать результаты подготовки при оценке
эффективности работы учебных заведений. Тогда директора детских садов,
школ будут беспокоиться о том, чтобы каждый ребёнок занимался спортом. Конечно,
для этого у руководителей общеобразовательных учреждений должны быть
соответствующие возможности, это само собой разумеется. Нам нужно
ликвидировать кадровый дефицит, обновить методическую базу, решить
проблемы материально-технического обеспечения. Сейчас
только 83 процента общеобразовательных учреждений имеют спортивные
залы. Из них более 42 процентов нуждаются в усовершенствовании и
реконструкции. Современный, оснащённый спортивный зал, между тем, должен
быть в каждом учебном заведении. Решить эту задачу нужно в ближайшее
время. Ещё
один важный момент. У нас не должно быть детей, которые, как говорится,
отсиживаются на скамейке во время уроков физкультуры. Заниматься должны
все, все без исключения. Конечно, есть ограничения по здоровью, но в
данных случаях, а их, как я сказал, у нас немало, нужно не освобождать
детей от занятий вообще, а нужно разрабатывать специальные
корректирующие программы, привлекать для этого специалистов и так далее. И,
наконец, думаю, что вполне уместно вспомнить позитивный опыт прошлых
десятилетий, когда в нашей стране действовал так называемый комплекс ГТО
– «Готов к труду и обороне». Его нормативы сдавали люди самых разных
возрастов. Это был реальный, работающий механизм. Да, в значительной
степени «затёрся» в своё время и стал достаточно формальным, но всё-таки
он работал и обеспечивал единую, общедоступную систему объективной
оценки физического развития, задавал так называемый стандарт физического
воспитания, физической подготовки, что чрезвычайно важно – ориентиры
важны. Возрождение
этой системы в новом, конечно, современном формате может принести
большую пользу. Назвать его можно по-разному. Здесь меньше всего
хотелось бы пользоваться какими-то бюрократическими аббревиатурами.
Может быть, мы здесь с вами и не придумаем этого названия, но, по сути,
эту систему надо бы возродить, и можно было бы попросить людей
включиться в поиск названия, чтобы и оно было привлекательным. Прошу
Минобрнауки и Минспорт предметно заняться этим вопросом. В такую работу
должен быть включён и Совет по развитию физической культуры и спорта.
На одном из его заседаний подробно рассмотрим подготовленные
предложения. В том числе поступившие от граждан и общественных
организаций. Более
того, считаю, что оценка уровня физической подготовки школьника,
сдавшего нормативы по комплексу, о котором я только что сказал,
обязательно должна быть отражена и в документе об образовании,
учитываться при поступлении в высшие учебные заведения. Затрону
ещё одну тему. Для привлечения детей и молодёжи к активным занятиям
физкультурой у нас всегда действовал целый календарь спортивных
мероприятий, спортивных соревнований. Они действительно носили массовый
характер, помогали найти таланты, формировать резерв для спорта высоких
достижений. Сейчас эту задачу призваны решать соревнования, проходящие
под эгидой Президентских состязаний и Президентских спортивных игр.
Нужно проанализировать, насколько они эффективны, где какие есть
проблемы, внести предложения по их совершенствованию, включая опыт
проведения школьных турниров, таких, как «Золотая шайба», «Кожаный мяч»,
«Белая ладья» и всесоюзных спартакиад. В целом они организованы
неплохо, даже, я бы сказал, хорошо, ребят привлекается много для этих
соревнований. Нужно весь позитивный опыт собрать и двигаться дальше. Для
успешного развития детского спорта важна эффективная организация,
управленческая модель хорошая. Однако дело обстоит так, что сегодня в
Минобрнауки нет, к сожалению, структур, которые отвечают за физическое
воспитание и студенческий спорт, а это, как мы понимаем, огромный пласт
работы. И,
наконец, нужно совершенствовать механизмы финансирования физической
культуры и массового спорта, в первую очередь в части увеличения
выделяемых бюджетных средств и контроля за их эффективным
использованием. Конечно,
в соответствии с действующим законодательством эта работа отнесена на
уровень субъектов Российской Федерации, но нужно создавать инструменты,
которые позволят расширить материальную базу массового спорта,
предусмотреть соответствующие мероприятия в госпрограмме «Развитие
физической культуры и спорта». Поддержка
детского спорта и физической культуры, безусловно, важная сфера для
приложения благотворительных усилий, для граждан, организаций. Нужно
поощрять бизнес к такого рода деятельности. Прошу Правительство
предусмотреть соответствующие меры стимулирования. Все
эти шаги должны быть направлены на достижение главной цели – сохранения
здоровья нации, гармоничного развития человека. Дети должны стать
сильными, должны быть здоровыми, любить спорт и иметь возможность им
заниматься, уметь постоять за себя, за своих близких, за свою семью. В
конечном итоге, быть в состоянии постоять за Отечество. Наш долг –
обеспечить для этого все необходимые условия. Давайте мы обсудим все эти вопросы. Слово Дмитрию Викторовичу Ливанову. Пожалуйста, Дмитрий Викторович. Д.ЛИВАНОВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Я
в своём докладе буду говорить не столько о проблемах, потому что они
действительно понятны, они известны, мы все их ощущаем, смотря и на
своих детей, и на детей своих друзей, товарищей, но и о тех идеях, о тех
предложениях, которые у нас есть, для того чтобы улучшить, изменить к
лучшему эту ситуацию. Действительно, у нас сейчас достаточно развитая
сеть учреждений, которые занимаются физическим воспитанием детей –
десятки тысяч, а если к ним добавить ещё школы и детские сады, то есть
дошкольные образовательные учреждения, то это больше ста тысяч. И, в
общем-то, достаточно много детей, естественно, занимаются физкультурой
на уроках, почти все, и 30 процентов детей охвачены дополнительным
спортивным образованием. Какие
основные задачи, как мне кажется, нам предстоит решить в течение
ближайших лет, не затягивая, естественно, их решение на более длительный
промежуток времени. Первое
– это существенно расширить охват детей, увеличить количество детей,
которые постоянно занимаются во внеурочное время физкультурой и спортом.
Как я уже сказал, сегодня это 30 процентов, 3,5 миллиона школьников.
Если мы посмотрим на аналогичные показатели, которые были 30 лет назад,
например, в Советском Союзе, то это примерно в два раза меньше – тогда
было 70 процентов. Нашими программными документами, а именно Стратегией
развития физической культуры и спорта до 2020 года, в качестве одного из
основных ориентиров определено увеличение доли этих школьников до 80
процентов к 2000 году, то есть мы фактически выйдем на тот уровень,
который был в Советском Союзе. Думаю, что, в общем, можно это сделать и
быстрее, сейчас я скажу, как. Очень
важно, чтобы эта работа вовлекала в себя как можно больше людей, потому
что, конечно, невозможно это делать из федерального центра. Очень
трудно даже это делать, если привлечь сюда органы управления образования
или спортивные органы, которые имеются в регионах. Поэтому мы считаем
принципиально важным вести эту работу путём использования того
положительного опыта, который уже был у нас, а именно путём создания и
развития большой общественной всероссийской организации, которая бы
занималась проблемами детского спорта, естественно, при полной поддержке
органов государственной власти. Здесь
в качестве основных целей, задач, которые мы перед этой организацией
поставим, – и организационно-методическое обеспечение развития культуры и
спорта в системе образования, через региональные отделения, и
реализация сводного плана, календаря спортивных соревнований, который
должен быть существенно дополнен по отношению к тому, который имеется
сегодня. Кстати, о Президентских спортивных играх могу сказать, что
действительно это очень хорошее спортивное соревнование. Оно вовлекает в
себя 70 процентов школьников. В чём там есть действительно серьёзная
проблема – оно устроено по принципу пирамиды, то есть на школьном уровне
участвуют очень много школьников, но потом команды, которые
проигрывают, перестают участвовать. И до самого верха доходят на самом
деле единицы. Именно это означает, что дети не вовлекаются в
систематические занятия спортом: они проиграли, и они вышли из этой
системы. Очень важно нам сделать такой спортивный календарь, чтобы у
каждого школьника была возможность постоянно, систематически участвовать
в спортивных состязаниях. Безусловно, эта общественная организация
будет призвана заниматься и информационной деятельностью: распространять
информацию о влиянии спорта, положительном влиянии спорта на здоровье и
на социальное развитие детей. Вторая
важная задача, которую нам предстоит решить, – это совершенствование
технологий и методик преподавания физической культуры в школах. Мы
действительно сегодня имеем очень неплохой ресурс: это три урока в
неделю во всех классах школы. Нам этот ресурс нужно научиться
использовать максимально эффективно, сделать так, чтобы уроки
физкультуры в школе были интересны для детей; чтобы они не пытались
избежать этих уроков или отсидеться, действительно, на скамейке, чтобы
они активно вовлекались в занятия физкультурой. Это требует
использования современных методик, современных технологий. И у нас есть
несколько очень интересных авторских методик по разным видам спорта,
начиная с гимнастики и заканчивая футболом. Нам нужно сделать всё, чтобы
эти методики максимально распространялись, чтобы их авторы получали
существенную поддержку и имели возможность распространить свои методики
на как можно большее количество школ. Очень
важная тема – это дошкольное образование, потому что формирование
ребёнка начинается, естественно, в возрасте до семи лет. И этот возраст,
от трёх до семи лет, когда развивается личность ребёнка, очень важен. И
современная педагогическая наука говорит нам о том, что именно в этом
возрасте закладываются очень важные, фундаментальные тренды развития
детей, которые в дальнейшем определяют их жизнь ещё на десятилетия
вперёд. Поэтому в стандарте дошкольного образования, который мы сегодня
разрабатываем, мы обязательно закладываем вопросы, связанные с
физическим развитием детей именно в этом возрасте, от трёх до семи лет. Те
федеральные образовательные стандарты общего образования, которые
сегодня приняты и поэтапно внедряются, также предполагают расширение
затрат времени, ресурсов и в целом внимания к проблеме физической
подготовленности. Как я уже сказал, три урока в неделю – это
обязательный стандарт в школе. Но хочу ещё обратить внимание, что кроме
этого есть 10 часов в неделю дополнительных обязательных внеурочных
занятий, из них, мы считаем, минимум два часа должны быть связаны с
физическим развитием детей. И вот это та тема и тот ресурс, который
также нам даст возможность добиться цели существенного расширения
вовлечения детей в систематические занятия спортом. Нам, безусловно,
нужно будет и методически, и организационно, возможно, финансово на
федеральном уровне поддержать те регионы, те школы, которые будут
активно использовать возможности, которые предоставляются современными
федеральными образовательными стандартами. И
очень важная тема – это подготовка и переподготовка педагогов, учителей
физкультуры. Их нужно тоже готовить в соответствии с современными
технологиями, надо, чтобы они владели методиками преподавания физической
культуры. В целом мы перед собой эту задачу ставим. И
третья тема, очень важная, – это развитие инфраструктуры, всё, что
связано со строительством спортзалов в тех школах, где их нет сегодня, а
это 8,5 тысячи школ, с дооснащением тех залов, которые существуют, но
сегодня не удовлетворяют требованиям федерального стандарта, а это ещё
больше 21 тысячи спортзалов. Это всё задачи, которые требуют решения. И
то, что Вы уже сказали, – это единый стандарт физической
подготовленности детей. Мы его обязательно вместе с коллегами из
Минспорта разработаем. Он действительно должен быть внедрён, и он должен
стать составной частью индивидуальной карты ребёнка, где будет вся
существенная информация о его развитии, о том, как он учится в школе,
чем он занимается, интересуется вне школы. Мы и в целом эту задачу будем
решать и, естественно, отразим в ней и вот этот единый стандарт
физической подготовленности. И, кстати говоря, примеры этого уже есть.
Например, в Москве есть стандарт «Спортсмен Москвы», который, в
принципе, удовлетворяет всем требованиям, которые сегодня к таким
системам предъявляются во всём мире. Спасибо за внимание. В.ПУТИН: Спасибо. Мы
заслушаем сообщения наших коллег, а потом уже в свободном режиме, если
будет у кого-то желание высказаться дополнительно, что-то обсудить, мы
это, безусловно, сделаем. Мы
находимся в известном спортивно-образовательном учреждении «Самбо-70» с
хорошей историей. Власти Москвы много сделали для того, чтобы у этого
учреждения возникла новое, достойное помещение, оснащенное по последнему
слову техники для занятий спортом. Хочу
еще раз, Сергей Семенович, Вас поблагодарить, потому что мэрия Москвы
внесла как раз в эту работу решающий вклад, и хочу предоставить Вам
слово. Пожалуйста. С.СОБЯНИН: Спасибо, Владимир Владимирович. Мы
за последнее время ввели 15 крупных объектов и в этом году собираемся
ввести еще 9 спортивных объектов. Мы, конечно, не достигли еще тех
результатов, которые ставит перед нами Министерство образования, когда
бы 80 процентов детей регулярно занимались спортом, но мы достаточно
серьезно продвинулись в этом направлении. Сегодня 67 процентов
московских школьников регулярно занимаются спортом. За
счет чего мы добились этих результатов. Продвижение было достаточно
серьезное. В два раза мы увеличили финансирование, направленное на
текущее содержание и на укрепление материально-технической базы: это
текущий, капитальный ремонты, оборудование наших спортивных объектов и
так далее. Но, пожалуй, самое главное, что придало массовость занятиям
спортом, – это общедоступный уличный спорт, который в Москве мало
культивировался и, вообще, мало культивируется в стране. Считают, что у
нас зимняя страна, холодная, поэтому можно этим не заниматься. На самом
деле это, конечно, огромный потенциал. Мы
за последние годы отремонтировали все спортивные площадки, 500 площадок
дополнительно создали заново. Причем это комплексные площадки, это не
просто какие-то брусья, но и силовые тренажеры, баскетбольные,
волейбольные площадки и так далее. Создали по инициативе молодежных
групп 80 площадок так называемого воркаута. Это металлические силовые
тренажеры, которые особых тоже затрат не требуют, но вовлекают тысячи
молодых людей в занятие физическим спортом. Сегодня уже занимаются 11
тысяч подростков и молодежи этим направлением уличного силового спорта. В
прошлом году мы провели Кубок нации, это международное соревнование по
воркауту, и в этом году будем проводить Кубок Москвы. Массовый спорт
достаточно, демократичный очень и не требующий, как я уже сказал,
каких-то серьезных затрат. Помимо
этого, мы оборудовали 200 с лишним лыжных трасс, треть из которых
оборудованы (освещены, создан прокат, раздевалки и так далее). В Москве
создано 1,5 тысячи катков, из них 120 с искусственным льдом. Чтобы
понять, каков охват москвичей этими катками, приведу пример. У нас
только в нескольких парках города, где мы сделали такие катки (там, где
есть пропускной режим, мы видим, сколько людей приходит туда), за зимний
период катки посетили 4 миллиона человек. Но это всего десяток катков, а
я сказал, что мы таких 120 создали с искусственным покрытием. Они,
может, не такие масштабные, но их много, они в каждом районе Москвы были
созданы. Вы
знаете проблему со школьными стадионами, они в большинстве случаев
напоминают пустыри, достаточно запущенные, после того, как строители
один раз построили его, больше к ним никто не прикасается. Мы
отремонтировали все школьные стадионы, некоторые из них заново
переоснастили и разрешили в вечернее время и в выходной пользоваться не
только школьникам, но и всем, кто проживает в этом микрорайоне. Это,
конечно, уже придало желание заниматься спортом. Результаты
сложно оценивать, но тем не менее за два года у нас преступность среди
подростков снизилась на 18 процентов. Это, конечно, не только за счет
этих мероприятий, за счет комплекса мероприятий. Но тем не менее занятия
спортом в этом отношении играют одну из ключевых ролей. И на 4 процента
возросла годность призывников к военной службе – тоже такой внятный
показатель, который фиксируется медицинскими комиссиями. Что
касается опыта ГТО, в Москве действительно мы два года занимаемся этой
проблемой: разработали соответствующий спортивный комплекс, определили
нормативы, возрастные группы. И за два года, в порядке эксперимента,
через этот комплекс прошло 400 тысяч человек. Самое интересное, что там
участвуют не только дети, но и люди старшего возраста и даже пожилого. У
нас 10 тысяч человек старше 60 лет приняли участие в этом комплексе. Коллеги
уже показывали: эти значки – для молодежной группы, это – для
возрастной группы, а это – для пенсионеров 60 лет и выше, тоже
достаточно серьезный норматив, чтобы сдать. Но желающих много. И на это
удостоверение электронное записывается вся информация о сданных
нормативах. И это, по сути дела, является уже документом в электронном
виде, в котором можно посмотреть, насколько подготовлен молодой человек. Я
считаю, что это неплохое направление, потому что мы сейчас можем
реально оценивать работу школ по физическому воспитанию подростков не
просто какими-то абстрактными терминами или показателями, а абсолютно
конкретными, выраженными в тех показателях нормативами, которые сдают
школьники. Так что мы эту систему будем и дальше поддерживать. Владимир Владимирович, если можно, Вам такое же удостоверение. Вы, может быть, тоже сдадите нормативы. Продолжение следует.
13 марта 2013 года, 18:15 Москва http://kremlin.ru/news/17667 |