Налогообложение нефтяной отрасли угрожает РФ лишним дизтопливом
Существующая чуть более года система налогообложения нефтяной отрасли
"60-66" помогла модернизации НПЗ, но не смогла убить неэффективную
первичную переработку, утверждают в энергетическом центре бизнес-школы
"Сколково". По мнению авторов исследования, не предусмотренное
изначально повышение экспортной пошлины на бензин может привести к его
нехватке, а огромные лишние объемы дизельного топлива сложно будет
реализовать в Европе. Аналитики центра предлагают изменить систему,
снижая пошлину на нефть до пошлины на светлые нефтепродукты. Потери
бюджета в таком случае могут быть компенсированы повышением ставки НДПИ.
Подробнее: http://kommersant.ru/doc/2122370Налоговая реформа с введением формулы "60-66"
должна была повысить доходы нефтекомпаний от экспорта нефти и заставить
их повышать глубину переработки. Рост пошлины на темные нефтепродукты
должен был подорвать экономику небольших неэффективных НПЗ ("самовары"),
поставляющих мазут на экспорт. В ходе реформы экспортная пошлина на
нефть была несколько понижена, а пошлина на темные нефтепродукты выросла
до уровня 66% от нефтяной. Перераспределение должно было способствовать
росту добычи нефти, не затронув доходы бюджета. Правительство обещало
также с 2015 года уравнять пошлины на темные нефтепродукты и на нефть.
Именно последний фактор, по мнению аналитиков
энергетического центра, является главным достоянием системы "60-66" и
дает серьезный стимул для модернизации НПЗ. Кроме того, введение
повышенной пошлины на мазут при текущих темпах индексации газовых
тарифов может привести к межтопливной конкуренции в электро- и
теплоснабжении, что может благоприятно сказаться на уровне тарифов.
Оценить эффект снижения нефтяных пошлин на рост добычи авторы
исследования считают невозможным: рентабельность некоторых проектов
улучшилась, но ни один новый не начался только из-за этого изменения.
Однако "60-66" по-прежнему стимулирует
первичную переработку. "На сегодня объявлено о строительстве мощностей
по первичной переработке на 76 млн тонн, причем часть этих проектов уже
реализуется. Это совершенно не нужно, в России и так избыток
мощностей",— считает директор центра Григорий Выгон. Впрочем, по
подсчетам авторов исследования, после уравнивания пошлин на нефть и
мазут строительство новых простых НПЗ сможет окупиться, только если они
расположены не далее 500 км от границы. С другой стороны, повышенная
экспортная пошлина на бензин стимулирует нефтяные компании в ходе
модернизации НПЗ наращивать выпуск дизельного топлива. Риск заключается в
том, что строительство заявленных мощностей и выполнение программы
модернизации НПЗ вызовет проблемы с реализацией "лишних" дизеля и
бензина — а также недозагрузку экспортных нефтепроводов.
Авторы исследования полагают, что систему
"60-66" нужно корректировать, постепенно сближая пошлины на нефть и
светлые нефтепродукты (кроме нафты). "Это позволит, с одной стороны,
стимулировать добычные проекты, а с другой — уберет излишнюю маржу у
простой переработки",— считает Григорий Выгон. Из-за обязательств перед
ВТО выравнивание на практике может проходить только за счет снижения
пошлины на нефть — а это приведет к выпадению доходов бюджета. Аналитики
центра предлагают компенсировать эти доходы за счет роста ставки НДПИ.
"Даже в таком случае изменения все равно будут выгодны добывающим
компаниям, поскольку добыча в России более чем в два раза больше
экспорта. Особенно выиграют те компании, которые уже сейчас имеют льготы
по НДПИ для отдельных месторождений",— заключает господин Выгон.