Искусство и ответственность
М.М.Бахтин
Целое называется механическим, если отдельные элементы егo соединены только
в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством
смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом,
но в себе они чужды друг другу. Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство
только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может
стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек
наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек
уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья,
звуков сладких и молитв". Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно,
слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за
таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то, - искусство,
а у нас житейская проза".
Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства
и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.
Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности.
За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы
все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью
связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство,
но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата
его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата
его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна
стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом
во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье".
Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье,
а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении
искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том,
что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность,
ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.
Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности. http://philosophy.ru/library/bahtin/otv.html
|