Так получилось, что наши предприятия металлургические нас здорово подвели в этом году. Мы уже в этом году должны были получать рельсы нового стандарта для скоростного и высокоскоростного движения, но не способны были наши металлурги выполнить этого обязательства«, — заявил вчера президент РЖДВладимир Якунин во время общения с работниками компании(цитата по«Прайму»).«Пришлось идти на рынок и покупать с рынка дорогостоящую японскую продукцию. Надеюсь, что в следующем году это будет уже завершено», — добавил президент РЖД.
Российские производители в этом году не запустили производство 100-метровых рельсов, объяснил«Ведомостям» представитель РЖД; в итоге компания закупила их у японских и австрийских производителей в объеме примерно 220000 т. Сколько компании пришлось потратить на их покупку, он не уточняет. Прогнозная потребность в 100-метровых рельсах на 2013 г. составляет 660000 т, добавляет он.
Запустить производство 100-метровых рельсов в этом году собирались«» и Evraz.«Мечел» — летом на Челябинском металлургическом комбинате(ЧМК, мощность — 1,1 млн т, учитывая фасонный прокат, используемый в строительстве). Проект в завершающей стадии: заканчивается монтаж оборудования и ведутся пусконаладочные работы, сказал представитель«Мечела». Когда начнется выпуск 100-метровых рельсов, он не уточнил, с чем связана задержка — тоже. Но между РЖД и ЧМК заключен контракт до 2030 г., предусматривающий поставку не менее чем 400000 т рельсов в год(после выхода стана на проектную мощность). Evraz запустит после модернизации новый цех на Западно-Сибирском меткомбинате, где собирается производить 100-метровые рельсы, в конце 2012 г., сообщил представитель группы, но когда начнется выпуск рельсов, он не уточняет. Срок запуска проекта не менялся. В итоге российские мощности Evraz по производству рельсов увеличатся в 1,5 раза до 1,5 млн т в год.
Но мощностей металлургов не хватит даже на удовлетворение общих потребностей РЖД. В 2012 г. РЖД может увеличить закупку рельсов на 43% по сравнению с 2011 г. до 910000 т, сказал представитель компании. Около 700000 т будет приобретено у группы Evraz(это пока единственный производитель в России), остальное — у иностранных производителей, поясняет он. Уже закуплено 670000 т рельсов, из них 450000 т — у Evraz. И дефицит будет расти, прогнозирует РЖД. До 2014 г. монополии нужно будет купить около 82000 т более дорогих импортных рельсов — примерно за 2,7 млрд руб., чтобы обеспечить модернизацию путей, создание сезонного резерва и проч., пишет«Интерфакс» со ссылкой на материалы компании. Спрос на длинные рельсы будет расти, прогнозирует представитель РЖД: в планах монополии строительство высокоскоростных магистралей, а в будущем — полный переход с 25-метровых на 100-метровые рельсы.
«Конечно, странная ситуация: Россия — один из крупнейших производителей стали в мире, а часть рельсов импортируется», — соглашается аналитик«ВТБ капитала» Елена Сахнова. Но можно понять и осторожность металлургов, замечает она: сейчас у РЖД высокая потребность в рельсах благодаря реализации крупных проектов, но через семь лет объемы заказов сократятся. К тому же сталевары в этом году переживают самое сильное со времени кризиса 2008-2009 гг. падение спроса и цен на свою продукцию, поэтому вынуждены быть осторожными в реализации крупномасштабных инвестпроектов, подчеркивает аналитик«Инвесткафе» Андрей Шенк. В этой ситуации нужно совместными усилиями РЖД, металлургов и властей определить оптимальные мощности для выпуска рельсов в стране, считает Сахнова. К тому же проекты высокоскоростного движения в России — между Москвой и Санкт-Петербургом и Москвой и Екатеринбургом — до сих пор не утверждены правительством, напоминает Сахнова.