Анализ Опасностей и Оценка техногенного Риска

Наш опрос

Управление риском - это:
Всего ответов: 206

читальный Дневник

Главная » 2012 » Октябрь » 17 » Уроки недавних крупных промышленных аварий в России забыты. Бизнес сэкономит на промбезопасности 20 млрд руб. в год. Аварии примет Россия
Уроки недавних крупных промышленных аварий в России забыты. Бизнес сэкономит на промбезопасности 20 млрд руб. в год. Аварии примет Россия
09:58

Газета "Коммерсантъ",
№195 (4980), 17.10.2012
http://kommersant.ru/doc/2046348

Правительство поощряет корпоративную экономию НА БЕЗОПАСНОСТИ
Промышленная безопасность обойдется компаниям на 20 млрд руб. в год дешевле

Первый опыт "Открытого правительства" по согласованию законодательства в области промышленной безопасности, поддержанный премьер-министром Дмитрием Медведевым, решено развивать дальше. Вчера премьер-министр не только одобрил предложения по экономии компаниям на компромиссе в вопросах промбезопасности до 20 млрд руб. в год, но и поощрил предложения бизнеса продолжить экономить на расходах, связанных с госрегулированием. К пересмотру предложены надзорные функцииГлавгосэкспертизы, строительные и санитарно-защитные нормы, а также закон о закупках госкомпаний.

Новый вариант законопроекта "О внесении изменений в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО)"" был представлен Дмитрию Медведеву на совещании с экспертами "Открытого правительства". Декорациями к совещанию послужили цеха московского "Электрозавода". По оценке премьер-министра, не хватало "только Николы Теслы, для того чтобы перемещаться в пространстве после разряда".

Проблема госрегулирования ОПО обсуждается правительством и бизнесом с начала 2000-х годов. Дмитрий Медведев в очередной раз ставил задачу модернизировать законодательство в январе 2012 года, еще находясь в должности президента. Главная задача — сравняться в конкурентных преимуществах с ЕС хотя бы в этой сфере. В ЕС регулируются только опасные вещества. В России распространено более широкое понятие опасного объекта: законодательство по ОПО регулирует оборудование, грузоподъемные механизмы, расплавы металлов, горные работы и обогащение полезных ископаемых. К ОПО отнесены даже элеваторы. В результате затраты на регулирование в ЕС распространяются только на 10 тыс. предприятий, а в России — на 330 тыс. предприятий. По оценке Минэкономики, выполнение нормативных актов, доставшихся в наследство еще от СССР, по сумме издержек должно оцениваться в 55-60 млрд руб. в год.

Весной Ростехнадзор предложил вариант, который не устроил ни РСПП, ни "обычное" правительство РФ, ни Минэкономики. Принимая во внимание требуемую проектом модернизацию предприятий, рост издержек с учетом предложения Ростехнадзора Минэкономики оценило в 1,2 трлн руб. в год. Прохождение законопроекта через правительство было заблокировано ведомством на основании негативной оценки регулирующего воздействия в мае 2012 года. В качестве эксперимента документ был передан на совместную доработку экспертам "Открытого правительства" и Ростехнадзора.

Новый вариант по-прежнему несопоставим с нормами ЕС, но уже признан представителями бизнеса "компромиссным". Расплывчатые нормы действующего законодательства по ОПО предлагается заменить исчерпывающей классификацией по восьми признакам. Но по сравнению с первоначальным вариантом классы опасности смягчены лишь для двух групп — грузоподъемных механизмов и оборудования, используемого под избыточным давлением. Главными достоинствами компромисса экспертами признаны лишение Ростехнадзора функции по выдаче разрешений на применение технических устройств и возможность опытного применения технических устройств при их создании или модификации без дополнительных экспертиз.

Несмотря на то что представители бизнеса просили вчера Дмитрия Медведева после вступления закона в силу в 2014 году и перерегистрации предприятий с ОПО провести дополнительную экспертизу правоприменительной практики, в существенной экономии средств от новой версии регулирования они не сомневались. Глава департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы Алексей Комиссаров на встрече с господином Медведевым сообщил, что новый вариант позволит Москве уменьшить количество предприятий, относящихся к ОПО: сегодня их 24 тыс., а реально опасными правительство Москвы считает только 117. В свою очередь, гендиректор ОАО "Газпром нефть" Александр Дюков сообщил, что последний вариант закона позволит его компании избежать избыточных инвестиций порядка 100 млрд руб. Вся нефтепереработка, по его мнению, сможет сэкономить более 600 млрд руб. Впрочем, эти расчеты господин Дюков делал до 2020 года. Годовая экономия всех нынешних компаний с ОПО, по оценке гендиректора ООО "УГМК-Холдинг" Андрея Козицына, составит не более 20 млрд руб.

Надо отметить, что вчера представители компаний восторгались не столько ожидаемой эффективностью нового закона, сколько появившейся возможностью инициировать новый этап административной реформы, пусть и в рамках "Открытого правительства". Глава РСПП Александр Шохин предложил по той же процедуре согласовывать снижение обязательных страховых тарифов для предприятий ОПО. Совладелец НЛМК Владимир Лисин предложил сокращать надзорные функции Главгосэкспертизы, скорректировать строительные и санитарно-защитные нормы, а также пересмотреть закон о закупках госкомпаний. И эти предложения Дмитрий Медведев одобрил с тем же энтузиазмом, что и новый законопроект об ОПО. Отдельное поручение получил вице-премьер Аркадий Дворкович: ему поручено изыскать бюджетные средства на пересмотр нормативной базы.

Петр Нетреба
http://kommersant.ru/doc/2046348


Правительство смягчает надзор за промышленностью
Реформа промышленной безопасности сэкономит бизнесу до 30% от стоимости инвестпроектов

Филипп Стеркин
Ксения Докукина
Vedomosti.ru 17.10.2012
http://www.vedomosti.ru/politics/news/5088821/288598_raznyh_opasnostej

Новый закон о промышленной безопасности правительство рассмотрит на одном из ближайших заседаний, пообещал вчера премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с членами экспертного совета при правительстве. Нужно освободить бизнес от чрезмерной нагрузки, призвал он:«Где-то необходим режим строгого беспрерывного наблюдения, а где-то достаточно плановых проверок»(цитаты по«Интерфаксу»).

Сейчас в России существует 288598 особо опасных объектов, это почти в 30 раз больше, чем в ЕС(данные из презентаций Ростехнадзора и гендиректора«УГМК-холдинга» Андрея Козицына). По действующему с 1997 г. закону одинаковые требования распространяются на все предприятия — от атомных станций до складов.

Подготовленный Ростехнадзором с участием бизнеса проект закона делит опасные объекты на четыре категории(см. врез). В первую войдет только 1298 предприятий(экспертная оценка) — на них будут распространяться действующие правила.«Они достаточно жесткие», — подчеркнул министр по координации работы«открытого правительства» Михаил Абызов. Во вторую — 7500 объектов, в третью — 93000, остальные — в четвертую.

Жесткость надзора, в том числе количество проверок, будет зависеть от категории объекта. Для первых трех сохранится лицензирование(для химически опасных, а также где есть угроза пожара или взрыва), для последней плановые проверки будут проводиться раз в три года. Предприятиям четвертой категории придется лишь страховать гражданскую ответственность и отчитываться в электронной форме о производственном контроле, запуск производства будет носить уведомительный характер.

Ростехнадзор по проекту лишается права выдавать разрешения на применение технических устройств на особо опасных объектах, будет сокращен перечень работ, подлежащих экспертизе(например, за счет документации капитального ремонта). Ожидается, что закон заработает весной 2013 г., перерегистрировать предприятия для присвоения им одной из категорий нужно будет до 2015 г.

Сейчас прямые расходы бизнеса на одни экспертизы составляют 60 млрд руб. в год, из них можно сэкономить 18 млрд, говорится в презентации Козицына, а косвенные — значительно выше. Устаревшие требования к промышленной безопасности обходятся бизнесу в сумму до 30% от стоимости инвестиционных проектов, утверждается в презентации, при промышленных инвестициях примерно в 4 трлн руб. в год — т.е. более 1 трлн. По его мнению, только в первый год можно сэкономить 100 млрд руб. Расходы могут быть даже выше: приходится использовать специальные технологии, учитывать требования при размещении объекта, а если он не соответствует нормативам, то нужно выработать специальные технические условия, процесс может занять до 1,5 года, рассказывает представитель НЛМКАнтон Базулев.

Нормативная база в системе промышленной безопасности действительно сильно устарела, согласен представитель«Лукойла»: ряд нормативов были приняты еще во времена СССР, но сейчас изменились материалы и оборудование. Современный НПЗ в Западной Европе занимает площадь в несколько гектаров, а аналогичное производство по мощности и выпуску продукции в России — в десятки гектаров именно из-за требований по промбезопасности, привел он пример.

Подготовленный проект решает часть проблем, но систему можно совершенствовать и дальше, сокращая число объектов, относящихся к опасным, считает Базулев: работа подавляющего большинства объектов должна регулироваться техническими стандартами и внутренними процедурами предприятия.«Изменения пойдут не в ущерб безопасности, а скорее ее повысят, как произошло в Европе», — заключает он.

http://www.vedomosti.ru/politics/news/5088821/288598_raznyh_opasnostej

Просмотров: 2611 | Добавил: safety

Форма входа

Календарь

«  Октябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0