Кандидаты от либерал-демократической партии Фландрии
В воскресенье в Бельгии состоятся региональные выборы в 589 административных районах —«коммунах». На должность мэров и местных депутатов претендует более 50 000 кандидатов. Среди них — победительницы конкурсов красоты, бывшие спортсмены-велосипедисты, хоккеисты, звезды телесериалов и даже профессиональный танцор в стиле брейк-данс.
Главное — не затеряться в такой толпе. В ход идет все, от брейк-данса до рэпа.«Раньше я думал: политика? Какого черта?» — рассказывает Александр Дзири. Его коллектив уже 10 лет представляет Бельгию и Европу на международных соревнованиях по уличным танцам. Политикой он занялся по просьбе мэрии.«В идеальном обществе [в органах власти] должны быть представлены все группы населения, но, сами понимаете, это невозможно», — рассуждает Дзири, кандидат в мэры Антверпена от Социалистической партии. Он стал политическим рупором городских окраин — брейк-дансеров, граффитчиков и слэммеров.
Дзири хорошо подготовлен к политическим дебатам: брейк-данс, по сути, тот же поединок, только на языке танца.«Вы выступаете, делитесь своими идеями, пытаетесь передать толпе ваше видение… и лишить уверенности оппонента».
Еще один колоритный персонаж — Пьер Этьен, более известный как Кинг Ли. Он знаменитый рэпер, участник группы Starflam, выпустившей платиновый диск. В списках он проходит под номером семь — как кандидат от леворадикальной партии PTB+ в Льеже.«Меня всегда интересовала политика. Когда мне было 17 лет, я носил значки с портретом Ленина», — признается музыкант. В новом альбоме группы есть песня его сочинения — Le Candidat.
Голосование в Бельгии — гражданский долг. Уклоняющихся штрафуют, так что высокая явка обеспечена. По законам Евросоюза, в местных выборах могут участвовать иностранцы — жители любой из 27 стран, входящих в Европейское сообщество. Надо только зарегистрироваться. Кандидаты в Бельгии баллотируются по партийным спискам, но избиратели могут просто указать имя понравившегося им политика. Поэтому на выборах соревнуются не только и не столько партии, сколько конкретные личности — которые прибегают к самым невероятным стратегиям.
33-летний юрист Джонатан Бирман припарковал свой видавший виды автофургон в Уккле, элитном районе Брюсселя, и стал раздавать прохожим листовки с призывом голосовать за правоцентристскую партию, членом которой он является, десятую в списке. Недавно Бирман пригласил на обед в свой фургончик министра иностранных дел Бельгии Дидье Рейнердса и угостил его деликатесами: свой дом на колесах он припарковал рядом с дорогим рестораном.
Фургон служит Бирману главным орудием агитации и пропаганды. Одну стенку он снес, снаружи раскрасил его в цвета партийного флага, а интерьер оформил знакомый художник. Теперь Бирман каждый день колесит по Уккле, зазывая прохожих. Далеко не все поддерживают его инициативу.«Прекрасный способ занять сразу несколько мест на парковке в час пик», — прокомментировал кто-то на странице Бирмана в Facebook. Тот пригласил недовольного обсудить проблему в реале.
Бельгийцы активно участвуют в политической жизни страны. Бельгией управляют шесть ассамблей, в которых заседает столько же законодателей, сколько во всем конгрессе США, хотя население Бельгии составляет всего 11 млн человек, а ее территория не превышает площадь штата Мэриленд. При формировании партий бельгийцам приходится учитывать культурные и языковые различия: Фландрия говорит по-голландски, Валлония — по-французски, Брюссель — на обоих языках. Кроме того, в стране есть территория немецкоязычного сообщества.
В Бельгии более 30 политических партий, от маоистов до ультраправых. В парламент попали только 14.
«Они рекламируют себя, как стиральный порошок. Главное — устроить побольше шума, и результаты порой смехотворны», — говорит о кандидатах ученый-политолог из Свободного университета Брюсселя Паскаль Дельвит.
Правоцентристы Давид Вейцман и Флоренс Фрелинкс решили сняться в ролике под модную песенку минувшего лета — Call Me Maybe. Кандидаты предстают на фоне известных достопримечательностей Брюсселя. Ролик вышел довольно сносным — в отличие от продукции других политиков. Пользователи интернета развлекаются тем, что обсуждают несовпадение звука с видеорядом, орфографические ошибки и явные следы Photoshop в предвыборных роликах.
Перевела Анна Разинцева