Девизом интернет-пропаганды можно считать древнекитайскую поговорку«И три человека рождают тигра». Суть ее сводится к тому, что рассказ одного человека о разгуливающем по городу хищнике вас убедит едва ли, а вот свидетельства троих могут изменить ваше мнение.
Именно в этих понятиях можно объяснить сетевой феномен 5 декабря прошлого года, когда ощущение мирной революции с головой накрыло всех пользователей интернета в Москве. Родившись ситуативно, мем«за честные выборы» не имел автора, но размножался с поразительной скоростью. Механическое количество постов и твитов, переполняя френд-ленты, почти немедленно переходило в качество — внезапную для стороннего наблюдателя активизацию прежде равнодушных к политике обывателей.
Разумеется, интернет-технологии ничего не организовывали, как не может, например, молоток инспирировать размещение картины на стене. Здесь они оказались высокоэффективными посредниками, mediа, между нравственным порывом(жаждой правды в обществе лжи) и практикой ивент-менеджмента.
Органичный массовый протест, как показал опыт 5-10 декабря, рождается, когда это взаимодействие идет от эмоций к словам, а не в обратном направлении. Словом, чем больше оргкомитетов, тем больше фальши.
Редакционные колонки, видеообращения известных людей, популярные записи в социальных сетях — все чаще после декабря они оказывались лишь имитацией декабрьского духа времени. Крики«мы не можем не пойти» стремительно обесценили заработанный тогда нравственный капитал. И мне, как человеку в чем-то причастному к этому, жаль понимать это теперь.
Это и чересчур категоричное позиционирование каждой следующей, даже малокалиберной акции как решающей битвы добра и зла не могли не вызвать сперва отторжение, а затем и уныние. Скрепя сердце усталый уже демонстрант бредет на следующую площадку. Конечно, он не хочет, никто не хочет, но надо. Вот это«надо» ему и было навязано.
В менеджменте это называется парадоксом Абилина — никто из членов группы не хочет что-то делать, но, полагая, что это нужно другим, все же продолжает делать. Очевидно, для повторяющихся мероприятий это резко нисходящая негативная тенденция. К чему это ведет, было хорошо видно на последнем митинге у Белого дома 19 августа, где скучно было всем: политикам, журналистам, протестующим, омоновцам.
Мы достигли некоторой точки, в которой практически исчерпан нравственный потенциал Болотной. Необходимо это признать и двигаться дальше. Политикам следует поскорее разрабатывать позитивную повестку дня, если они хотят отправиться в«осеннее наступление на жуликов и воров». Какой формат выстрелит(забастовки, неповиновение или что-то новое), сейчас не ясно. Придется тыкать вслепую, пока не попадут.
Так или иначе заезженная пластинка«не пойти нельзя, потому что нельзя» больше не сработает. Из этой пушки расстреляли воробьев, и волшебный горшочек«Фейсбука» перестал варить. Дело ведь не в том, чтобы все поделились ссылкой, а в том, чтобы эта ссылка имела какое-то содержание. Ноль, умноженный на миллион, остается нулем.
Автор — интернет-активист, специальный корреспондент w-o-s.ru
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/3218471/nol_umnozhennyj_na_million