России грозит новый топливный кризис, предупреждают нефтяные компании. Ространснадзор после нескольких крупных аварий на железной дороге вывел из эксплуатации более 30% цистерн для транспортировки нефти и нефтепродуктов. Несколько крупных нефтеперерабатывающих заводов могут сократить производство или вовсе встать из-за нехватки сырья
Оксана Гавшина
Милана Челпанова
Vedomosti.ru 17.05.2012
Причина грядущего коллапса — предписание Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: с 10 мая ведомство ввело запрет на перевозку нефти и темных нефтепродуктов в цистернах для перевозки светлых нефтепродуктов. В результате из перевозок сырья выбыло более 30% парка, рассказали несколько сотрудников крупнейших нефтяных компаний.
«»,«»,«», ТНК-ВР и«» вчера обратились к министру транспорта Игорю Левитину с просьбой отложить введение запрета на 1 августа, рассказали«Ведомостям» сотрудники этих компаний и подтвердили их представители. Нынешние правила грозят недопоставкой нефти на крупнейшие НПЗ страны, срывом производственной программы всех нефтеперерабатывающих и нефтедобывающих предприятий и, как следствие, — недопоставками топлива российским потребителям, пишут нефтяники.
Первые пострадавшие уже есть: вчера нефтяная компания«Альянс» сообщила о вынужденной остановке одной из установок первичной переработки нефти на Хабаровском НПЗ. В результате со вчерашнего дня объем переработки на заводе сократился более чем вдвое(до 5100 т в сутки), говорит представитель компании Андрей Румянцев(его цитирует«Интерфакс»).«Альянс» предупредил Минэнерго о возможном сбое поставок моторного топлива всему Дальневосточному региону, рассказывает чиновник министерства: если ситуация не изменится, в течение трех суток Хабаровский НПЗ может быть полностью остановлен.
У Комсомольского НПЗ«Роснефти» похожие проблемы, говорит источник, близкий к«Транснефти», и признает сотрудник«Роснефти»(представитель это не комментирует).«С конца майских праздников отгрузка на станции Уяр(с нее идет снабжение и Комсомольского, и Хабаровского НПЗ) упала примерно втрое», — говорит один из собеседников«Ведомостей».«Запас прочности Комсомольского завода — пара недель», — добавляет другой.
Проблемы с поставками испытывают и уфимские НПЗ«Башнефти», признает представитель компании, но деталей не раскрывает. Остальные компании сокращения отгрузки пока не ощутили, уверяют их сотрудники.«Но что будет завтра, никто не знает: ситуация нарастает как снежный ком», — обеспокоен сотрудник одной из них.«Распоряжение свалилось как снег на голову, никаких предварительных консультаций с компаниями по этому вопросу не было», — сетует другой нефтяник.«Нужен хотя бы минимальный временной лаг, чтобы всем собраться и выработать решение, приемлемое для всех сторон», — говорит он.
Минтранс получил письмо, но пересматривать сроки запрета на использование цистерн пока не намерен, отмечает представитель министерства:«Есть правила перевозок грузов, и нужно их придерживаться».
В соответствии с техническими требованиями эксплуатации цистерны должны быть заполнены не менее чем на 20%, но и не более чем на 80%, объяснили«Ведомостям» сотрудники крупного оператора и грузоотправителя. Это нужно, чтобы вагон не раскачивало из-за недозагрузки, но и«не ломало» при перегрузе. При этом цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов различаются по весу и объему: светлые нефтепродукты имеют меньшую плотность, поэтому цистерны для их перевозки легче и более вместительные.«Если заливать туда нефть, то общая нагрузка на ось грузовой тележки будет больше допустимой, что может спровоцировать излом», — поясняет один из собеседников«Ведомостей».
«Виноваты все: и вагоностроители, из-за некачественного литья которых цистерны сходят с рельсов, и операторы, которые допускают перегрузку, и РЖД, по сети которой составы двигаются не с той скоростью», — рассуждает сотрудник крупного железнодорожного оператора.«При этом никто из участников рынка не хочет нести ответственность за грядущий коллапс и терпеть репарационные потери, но кому-то все-таки придется», — уверен он.
источник http://www.vedomosti.ru/companies/news/1750832/neftyanikam_ne_vezet