Главная » 2012»Май»4 » Урбанизатор Греф-2012: "В развитых странах деиндустриализация практически завершилась, а в России только начинается"
Урбанизатор Греф-2012: "В развитых странах деиндустриализация практически завершилась, а в России только начинается"
07:53
Я не удовлетворен качеством городской жизни
Герман Греф в Vedomosti.ru 04.05.2012, 01:23 пишет:
"Убывающие города
Одновременно с ростом крупных городов в развитых странах мира демографически и экономически убывают малые и средние города, особенно завязанные на промышленные предприятия. Для пространства России эта тенденция тем более актуальна в связи с распадом СССР и разрушением прежней экономической модели. Даже такой крупный региональный центр, как Мурманск, за последние годы потерял 30% своего населения. Надо найти ответ на вопрос, какие институты, идеи и ресурсы могут дать толчок переходу к новому этапу развития.
Деиндустриализация
Проблема упадка и устаревания части производств актуальна для крупных городов. В эпоху инноваций и сервисов производство выносится за территорию города, а внутри городских границ остается заброшенное наследие индустриальной эпохи.
В развитых странах деиндустриализация практически завершилась, а в России только начинается. Даже сегодня в Москве порядка 20% территории города занимают бывшие советские заводы. Некоторые из них необходимо просто снести, а некоторые, имеющие историческую ценность, можно и нужно развивать как креативные кластеры.
Направление реновации зависит от города и особенностей его территории. Например, Барселона при подготовке к Олимпиаде превратила старый ржавый порт в лучший в Европе городской пляж. А Лондон построил на месте промзоны самый успешный в мире финансовый центр.
От города 1.0 к городу 3.0
Наши города по своему качеству и своей идеологии отстают от лучших образцов уже на два поколения. Мы еще не перешли от промышленного города к городу для человека. При этом ведущие города мира уже развиваются в идеологии городов 3.0 — городов сетей, которые ориентируют свой стратегический маркетинг на определенные целевые аудитории, будь то банкиры, дизайнеры или инноваторы. Чтобы сократить это отставание, нам придется инвестировать в опережающее развитие."