Ситуация в машиностроении критична, признает Минпромторг: «За последние годы российские предприятия стремительно теряли свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Существует тенденция к практически полному вытеснению российских производителей». Импорт в отрасли с 2003 по 2008 г. вырос в 8,5 раза. Если в 2003 г. он превышал экспорт в 5,2 раза, то в 2008 г. — уже в 8, и отечественные предприятия были загружены лишь на 30%. Более четверти компаний отрасли убыточны и не могут инвестировать в свое развитие. Основные проблемы — технологическое отставание, износ оборудования, низкая конкурентоспособность. Вклад отрасли в ВВП — всего 1,2% в 2009 г., но она очень важна для экономики: ее потребители (нефтегазовый и горнодобывающий комплексы, металлургия) обеспечивают более 80% поступлений в бюджет и экспорта, следует из документа. Если ничего не предпринимать, то через 6-8 лет доля импорта вырастет до 90% и в отрасли наступит коллапс. Но есть другие сценарии: инновационный, с непрерывной господдержкой — и ограниченная поддержка. Он и лег в основу стратегии.
Государство должно будет поддерживать инновации в машиностроении до 2015 г., а далее отрасль будет развиваться на основе этого задела, и к 2020 г. доля импорта сократится до 43,2% (63% в 2010 г.).
Опрошенные «Ведомостями» потребители подтверждают эти цифры. На отечественные предприятия приходится 35-40% закупаемого НЛМК оборудования, говорит представитель комбината, остальное не производится в стране. Ревякинский металлопрокатный завод при своей модернизации около 30% оборудования закупал у отечественных машиностроителей, передал через пресс-службу гендиректор Игорь Шищук: за рубежом в первую очередь приходится покупать то, что не производят наши предприятия. Иногда выбор в пользу иностранного оборудования обусловлен тем, что оно превосходит российское в энергоэффективности (в среднем на 18%) и экологичности, отмечает Шищук. По его мнению, модернизация машиностроительного комплекса необходима, так как импортное оборудование в разы дороже отечественных аналогов.
Спасать машиностроение решено так: субсидировать ставки по кредитам на техническое перевооружение, подправить таможенные пошлины, за счет бюджета софинансировать НИОКР (до 50%) и важнейшие инновационные проекты. Также Минпромторг хочет проработать вопрос создания СП с мировыми лидерами отрасли.
Это будет стоить 71,4 млрд руб. Из них 27,9 млрд выделит бюджет (в основном на НИОКР и субсидии), остальное — средства предприятий и кредиты (на модернизацию производственных мощностей).
Стратегия пока не согласована с Минфином в части субсидий на технологическое перевооружение, сообщил его представитель, в остальном возражений нет. Она будет согласована с заинтересованными ведомствами и начнет работать в ближайшее время, уверен представитель Минпромторга.
«Машиностроение находится в упадке и нуждается в помощи государства, пожалуй, больше всех, поэтому хорошо, что такая стратегия появилась, — говорит заместитель гендиректора "Тяжмаша” Дмитрий Трифонов. — Почти 20 лет российские предприятия экономили на модернизации оборудования, работая на том, что осталось еще с советских времен. Предприятия стояли без заказов, и денег на развитие не было. Чтобы вернуть прежние позиции, отечественным машиностроителям нужен толчок». Если документ заработает, а не останется на бумаге, предложенные в нем меры должны вывести отрасль из кризиса, верит топ-менеджер другой машиностроительной группы.
Больше всего отрасль нуждается в бюджетном софинансировании НИОКР, считает Трифонов, а также в экспортном финансировании, поддержке при госзакупках.
Полностью материал на: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2011/02/03/254379 Алиса Фиалко Ведомости
03.02.2011, №18 (2784)
|