Непреступная халатность Национальная комиссия по расследованию обстоятельств аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon сняла с нефтяной компании BP главное обвинение — в том, что причиной катастрофы стала экономия средств в ущерб безопасности Алексей Алексеев Ведомости10.11.2010, 211 (2729) Мы не нашли ни одного примера, когда, принимая решение, люди сознательно отдавали приоритет долларам в ущерб безопасности«, — цитирует The Wall Street Journal главного юридического советника комиссии Фреда Бартлита. Этот вывод комиссии, созданной по распоряжению президента Барака Обамы, снижает не только репутационные, но и финансовые риски BP.
Комиссия признала, что представители BP и компании Transocean, собственника платформы, неверно интерпретировали результаты теста на герметичность (см. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/244640/koshmarnaya_skvazhina). «Неясно, почему опытные специалисты, работавшие на скважине, пришли к выводу о том, что тест пройден успешно и скважина герметична», — заявил член комиссии Шон Гримсли. Несмотря на странные показания приборов в ходе теста, никто не позвонил на берег, чтобы обсудить ситуацию, отметила комиссия. По мнению комиссии, «ненужным риском» также была замена бурового раствора, создававшего барьер против выброса газа, более легкой морской водой перед установкой цементной пробки. Еще одна ошибка — рабочие платформы не обратили внимания на показания приборов, сигнализирующих об утечке газа. Однако все эти решения не были связаны с желанием экономить деньги — таков вывод комиссии, и ответственна за эти ошибки не только BP. «На основе имеющихся сведений, по предварительным данным, три компании участвовали в принятии решений, которые привели к аварии», — заявил член комиссии, имея в виду BP, собственника платформы Transocean и поставщика цемента Halliburton. Представители BP отказались комментировать эту тему. Halliburton и Transocean не ответили на запрос «Ведомостей».
Выводы комиссии — хорошая новость для BP, сказал Bloomberg аналитик Argus Research Филипп Вайс. Теперь сложно будет доказать преступную халатность со стороны нефтяной компании, объяснил WSJ аналитик Evolution Securities Ричард Гриффит. Если причиной такой аварии стала преступная халатность, максимальный штраф по закону о чистой воде достигает $17,5 млрд, в остальных случаях потолок штрафа снижается до $4,5 млрд. В отчете за III квартал BP оценивала общие расходы на ликвидацию последствий аварии в $39,85 млрд. Из этой суммы $4,5 млрд BP хочет переложить на совладельцев аварийной скважины — американскую Anadarko Petroleum (у нее 25%) и «дочку» японской Mitsui (10%). Для покрытия убытков BP решила распродать активы на $30 млрд за 1,5 года. В частности, активы во Вьетнаме и Венесуэле за $1,8 млрд покупает ТНК-BP.
Окончательный доклад комиссии должен появиться до 12 января, а к марту завершится отдельное расследование береговой охраны и МВД. Лишь после этого станет ясно, на кого ляжет ответственность за аварию. И еще годы уйдут на рассмотрение дела в судах, считает Вайс.
Опубликовано по адресу: www.vedomosti.ru/newspaper/article/249236/neprestupnaya_halatnost |