Пропаганда модернизации: Инновационный класс Алексей Кожевников — помощник руководителя Федеральной антимонопольной службы 21.06.2010, №111 (2629) Ведомости Инновационная экономика — единственный путь к конкурентоспособности России в ХХI в. и реальной модернизации страны, инфраструктура которой, увы, далека от современного уровня. Власть это признала и уже фактически провозгласила начало эпохи нового технологического рывка. Выбран и символ этой эпохи — будущий инновационный центр в подмосковном Сколкове. Но кроме политической воли государства, которая, разумеется, очень важна, для технологического прорыва необходимо инновационное общество.
В России, где дух свободного предпринимательства был уничтожен в советские времена и где в 2000-е гг. вновь возобладал курс на государственную сырьевую экономику, необходимо популяризировать стремление к предпринимательству, изобретательству, проявлению инициативы. Необходимо изменить ситуацию, при которой молодые люди считают лучшим карьерным ходом работу в крупной госкомпании или органах власти: ни в госкомпаниях, ни в министерствах в современном мире инновации не создаются.
Сегодня перед Россией стоит уникальная для ее истории задача: сформировать полноценный инновационный класс, который будет способен обеспечить постиндустриальное развитие страны. От государства срочно требуются инструменты, которые помогут вступающему в активную жизнь поколению генерировать идеи и воплощать их. Такими инструментами могут стать телепрограммы, кино, даже мультфильмы, с помощью которых ребятам можно рассказать, что мыслить и творить — по-настоящему круто и модно. Что это дает человеку уникальные возможности реализовать себя, сделать нечто такое, чего до тебя не делал никто. Ну и, конечно, заработать на этом.
Российское государство должно научиться рулить технологическим процессом, сформулировать и реализовать новую технологическую политику. В тех же США университеты и научно-исследовательские институты интегрированы с технологическими компаниями. Это бизнес, а не только наука. Там администратор научного центра получает меньше, чем рядовые сотрудники, потому что он лишь организатор процесса, а они реальные созидатели конкретного продукта, приносящего прибыль. В России все наоборот: во главе НИИ стоят чиновники, которые не понимают, как зарабатывать деньги, и в лучшем случае могут «освоить» бюджетные вложения.
В стране пока нет прозрачной системы распределения грантов на инновационные работы. Нет частных фондов, поощряющих рискованные, прорывные бизнес-проекты. Поэтому сегодня для большинства предпринимателей и бизнесменов инновации — это вызов. Прежде всего себе.
Инновационную экономику не создать и без естественной экономической конкуренции, исчезнувшей в России в силу огосударствления экономики и ее крена в сторону сырьевых компаний. Крупные компании фактически встроены в экономическую вертикаль. Пока нефть капает, а государство не трогает, можно плыть по течению. В свою очередь малый и средний бизнес в стране по-прежнему слишком слаб, что фактически исключает появление в стране инновационной среды. Среди субъектов бизнеса нет субъектов инноваций: малый бизнес занят выживанием в постоянной борьбе с чиновниками на местах, а крупный — получением сиюминутных сырьевых сверхприбылей.
К слову, именно в сфере малого и среднего бизнеса в передовых инновационных экономиках создаются новые продукты. Более того, государство умело «принуждает» такие фирмы к инновациям. В частности, одной из главных линий стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Японии является здоровая конкуренция, которая помогает предприятиям создавать качественные и конкурентоспособные продукты, а также внедрять новые технологии в производство. В Японии мотивация к инновациям происходит за счет системы жестких условий. Например, существуют строгие стандарты, ограничивающие загрязнение окружающей среды, — качество отработанного газа, качество воды и т. д., которые установлены специальными регламентами. В результате предприятия получают дополнительную мотивацию к использованию современных технологий и оборудования, к поиску менеджеров, способных обеспечить технологический прорыв.
Этот опыт мог бы оказаться полезным как раз в наших сырьевых отраслях, в частности в производстве различных видов автомобильного топлива или в глубокой переработке древесины.
И, наконец, еще один ключевой элемент инновационной стратегии: кроме развития частной инициативы и пропаганды духа предпринимательства в обществе это создание законодательной базы, стимулирующей изобретения и технологические прорывы. Дальнейшее совершенствование антимонопольного законодательства, обеспечение прозрачных процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам способны сделать законодательную базу той средой, где будут появляться российские инновации. Такой средой также должны стать НИИ и создаваемые при них технологические фирмы. Государство должно на уровне законов и пропаганды показать, что интеллект и талант являются конкурентными преимуществами по сравнению с исполнительностью или лояльностью начальству. Постоянный адрес материала: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2010/06/21/237988
|